В середине 80-х годов
концепция маркетинга обогатилась
за счет введения в хозяйственную
деятельносгь системы экологических оценок.
Начало было положено рядом предпринимателей,
обративших в своей практической деятельности
внимание на то, что потребители как носители
платежеспособного спроса во все возрастающей
мере стремятся в процессе удовлетворения
потребностей к росту качества жизни.
Понятие качества жизни
включает в себя не только
изобилие и доступность высококачественных
товаров и услуг, но и сохранение
и даже улучшение качества
среды обитания. Предприниматели-новаторы
в своих компаниях начали разрабатывать
и реализовывать программы переработки
вторичного сырья и других
отходов производства, утилизацию
городского мусора, внедрения новых
безотходных и энергосберегающих
технологий, других экологически
и социально-этически ориентированных
нововведений.
Вначале меры по
охране окружающей среды рассматривались
в рамках предпринимательской
деятельности как нежелательные,
ибо их реализация требовала
больших затрат и могла с
этой точки зрения ухудшить
конкурентные позиции предприятия.
Однако вскоре деловые круги
и общественность перестали оценивать
природоохранные мероприятия только
с точки зрения непроизводительных затрат.
Более того, эти затраты стали рассматриваться
как инвестиции в будущее и даже как средство
достижения превосходства над конкурентами.
Экологически осознанный маркетинг сегодня
характерен для наиболее дальновидных
предпринимателей.
Мощным толчком для
предпринимателей в деле увеличения
числа природоохранных мероприятий
послужило появление и организационное
оформление массового движения за
охрану окружающей среды" которое выступает
не против маркетинга и разумного здорового
потребления, а за то, чтобы вся хозяйственная
деятельность осуществлялась на основе
экологической безопасности и безвредности
и ради повышения качества жизни.
Важным фактором ограничения
хозяйственной деятельности и
переориентации ее на удовлетворение
потребностей граждан явилось
формирование в начале XX в, движения
в защиту прав потребителей. Это организованное
движение граждан и некоторых государственных
органов и институтов направлено на расширение
прав и возможностей воздействия покупателей
(потребителей) на продавцов (товаропроизводителей).
К традиционным правам
покупателей (потребителей) относятся:
право отказа от покупки предлагаемого
продавцом товара; право рассчитывать
на то, что товар безвреден
и безопасен в обращении, что
товар при пользовании будет
точно соответствовать утверждениям
продавца (например, инструкции по
эксплуатации); право на получение
полной информации о наиболее
важных качествах товара; право
на защиту от сомнительных
товаров и недобросовестных маркетинговых
приемов (например, недобросовестной
рекламы); право влиять на совершенствование
товаров и маркетинговой деятельности
ради повышения качества жизни.
У потребителей имеются
все законные основания для
охраны своих интересов от
различных видов недобросовестной
деятельности товаропроизводителей
и продавцов. Это обращение
с письмами к руководству предприятий
или в средства массовой информации
обращения с жалобами в государственные
и местные органы управления и даже в общие
или специальные суды.
Если рассматривать
деятельность предприятия в международном
плане в рамках организации
и проведения сделок купли-продажи
с иностранными контрагентами,
международной научно-технической
и производственной кооперации,
каждому предпринимателю следует
знать, что любой из перечисленных
видов деятельности на международном
рынке регулируется помимо национальных
законов и подзаконных актов
рядом международных кодексов. Эти
кодексы, вносящие единые правила
в международные экономические
отношения, а также определенные
стандарты и нормы делового
общения разработаны Международной
торговой палатой (МТП) при
поддержке и участии ряда международных
специализированных организаций.
Содержание международных кодексов,
определяющее добросовестную коммерческую
практику, носит диспозитивный характер.
Тем не менее, если соответствующие специализированные
общественные национальные организации
согласны с положениями международных
кодексов и устанавливают для национальных
участников международных экономических
отношений аналогичные нормы и правила,
то считается, что члены таких национальных
специализированных организаций добровольно
принимают на себя обязательство соблюдать
в своей коммерческой практике все основные
положения международных кодексов.
Использование в коммерческой
практике международных кодексов
в значительной мере повышает
ответственность предпринимателей
и их профессиональных специализированных
организаций, союзов и объединений
перед потребителями и обществом
в целом, помогает преодолевать
и устранять из коммерческой
практики недобросовестные методы
конкуренции, регулирует и вводит
в определенные законные рамки
все виды предпринимательской
деятельности.
Более того, МТП считает
международные кодексы важнейшим
цементом саморегулирования деловой
активности, поскольку устанавливаемые
этими документами правила поведения
вырабатываются самими предпринимателями,
в том числе и в интересах
их предпринимательской деятельности.
В деловых кругах существует
убеждение, что подобное саморегулирование
предпринимательской деятельности
более предпочтительно, чем меры
государственного регулирования,
в частности, потому, что их
проще приспосабливать к динамично
меняющимся условиям внешней
и внутренней среды предприятий,
к современному научно-техническому
прогрессу и социально-экономическим
изменениям в обществе. Активное
использование в повседневной
коммерческой деятельности положений
международных кодексов способствует
широкому распространению в предпринимательских
структурах положительного опыта
деловой практики.
Международные кодексы,
разработанные МТП, регулируют
предпринимательскую деятельность
в области добросовестной конкуренции,
рекламы, стимулирования сбыта, маркетинговых
социальных исследований и т.д.
Переход к развитым
товарно-денежным отношениям, социально
ориентированному рыночному хозяйству
неизбежно приводит к формированию
в недрах управленческих структур
государственных, частных и других
предприятий маркетингового подхода
к решению проблем производства
и реализации товаров и услуг.
Естественно, что такой подход
предусматривает прежде всего переориентацию
всей производственно-хозяйственной деятельности
на потребителя, учет его интересов, вкусов
и предпочтений, отказ от диктата со стороны
производителей и поставщиков товаров
и услуг.
Для социально-этической
концепции маркетинга характерны
следующие наиболее типичные
и обязательные требования:
1. Основная цель предприятия
должна состоять в удовлетворении
разумных, здоровых потребностей
потребителей в соответствии
с гуманными интересами общества.
2. Предприятие должно
быть постоянно занято поиском
возможностей создания новых
товаров, полнее удовлетворяющих
потребности покупателей. Оно
должно быть готовым к систематическому
внесению в товары усовершенствований
в соответствии с интересами
покупателей.
3. Предприятие должно
отказываться от производства
и продажи таких товаров, которые
противоречат интересам потребителей
вообще и особенно, если они
могут причинить вред потребителю
и обществу в целом.
4. Потребители, опираясь
на собственные действия и
общественное мнение, должны поддерживать
только те предприятия, которые
подчеркнуто проявляют заботу об удовлетворении
нормальных здоровых потребностей носителей
платежеспособного спроса.
5. Потребители, заботясь
о сохранении и повышении качества
жизни, не будут покупать товары
таких предприятий, которые используют
экологически вредные технологии
даже для производства нужного
обществу товара.
6. Предприятие должно
создавать и внедрять в практику
такие программы социально-экономического
развития, которые служат не только
интересам самого предприятия
и его трудового коллектива, но
и полезны для социального
развития региона, в котором это
предприятие функционирует.
Так как цель социально-этической
концепции маркетинга - обеспечение долговременного
благополучия не только отдельного предприятия,
но и общества в целом, то при управлении
маркетингом на уровне предприятия необходимо
учитывать, по крайней мере, четыре момента:
потребности покупателя (потребителя),
жизненно важные интересы потребителя,
интересы предприятия интересы общества.
- Прогноз развития организаций (служб), осуществляющих маркетинг территорий в вашем регионе.
Согласно проекту постановления
Правительства Новосибирской области
о долгосрочной целевой программе
«Маркетинговое продвижение Новосибирской
области» в 2013-2015 годах планируется
произвести масштабные маркетинговые
мероприятия в целях эффективного
позиционирования Новосибирской области
на внутреннем и внешнем рынках товаров,
услуг и капиталов.
Актуальность
и необходимость разработки программы
продвижения Новосибирской области
вызвана, прежде всего, обострившейся
конкурентной борьбой между регионами
Российской Федерации за привлечение
инвестиций, за прибыльные, стабильно
работающие предприятия и за квалифицированную
рабочую силу.
Основаниями
для разработки и реализации программы
являются: постановление Губернатора
Новосибирской области от 3.12.2007 №474
«О Стратегии социально-экономического
развития Новосибирской области
на период до 2025 года»; Закон Новосибирской
области от 2.12.2010 №10-ОЗ «Об утверждении
программы социально-экономического
развития Новосибирской области
на 2011-2015 годы»; постановление Правительства
Новосибирской области от 21.12.2011
№570-п «О плане социально-экономического
развития Новосибирской области
на 2012 год и на период до 2014 года».
Важным условием
реализации Стратегии развития Новосибирской
области является создание, укрепление
и продвижение конкурентоспособного
бренда Новосибирской области как
привлекательного для инвестиций региона
инновационного развития, обеспечивающего
высокое качество жизни граждан,
и продвижение ее интересов на
внутреннем и внешнем рынках товаров,
услуг и капиталов.
Конкурентоспособный
бренд региона формируется на
основе его конкурентных преимуществ.
В качестве
основных безусловных конкурентных
преимуществ, в соответствии со Стратегией
развития Новосибирской области, выделены
четыре группы:
- научный,
интеллектуальный и кадровый
потенциал, сложившийся благодаря
уникальной концентрации научных
институтов Российской Академии
Наук, Российской Академии Сельскохозяйственных
Наук и Российской Академии
Медицинских Наук, отраслевой и
вузовской науки, сети высших
учебных заведений, высоким уровнем
образования населения;
- особое
геополитическое и экономико-географическое
положение: расположение в центре
России на пересечении важнейших
транспортных коммуникаций, «столичный
статус» города Новосибирска
– крупнейшего города Северной
Азии и особая роль региона
в федеративной системе России;
- развитая
деловая, транспортно-логистическая
и социальная инфраструктура;
- диверсифицированная
структура реального сектора
экономики, в котором в гармоничной
пропорции сочетаются промышленность,
сельское хозяйство, строительство
и транспорт.
За базовый
уровень конкурентоспособности
региона были приняты параметры
и характеристики, указанные в
Стратегии развития Новосибирской
области. Кроме того, были проанализированы
параметры оценки двух основных индексов
– индекса глобальной конкурентоспособности
и индекса конкурентоспособности
для бизнеса.
На основе
проведенного анализа были выявлены
параметры, которые должны стать
основными имиджеобразующими факторами
продвижения Новосибирской области:
1. Развитие
науки и инноваций.
2. Качество
образования.
3. Качество
предпринимательской среды.
4. Качество
административного управления.
5. Качество
инфраструктуры.
Указанные
параметры находят свое отражение
в различных рейтинговых оценках
деятельности Правительства Новосибирской
области (например, качество административной
реформы, уровень развития малого и
среднего предпринимательства), и напрямую
связаны с конкурентными преимуществами
региона.
Проблемы
качественного позиционирования Новосибирской
области сегодня кроются, прежде
всего, в качестве коммуникаций и
методах донесения информации до
целевых групп.
Для решения
данной проблемы необходимо определить
само стратегическое позиционирование
региона и принципиально важные
для социального и экономического
развития региона целевые аудитории,
для каждой из которых выявить
свои каналы донесения информации и
получения обратной связи.
Программа
ориентирована на следующие целевые
группы:
- потенциальные
инвесторы, представители различных
сфер экономики, в том числе
– из других регионов и стран;
- представители
органов власти различного уровня,
в том числе – из других
регионов и стран;
- средства
массовой информации и общественные
организации;