Управление процессом сегментирования на примере мебельной фабрики «Нильс»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 23:45, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является изучение теории сегментации потребителей, продуктов и каналов сбыта рынков и применение в области управления. Для достижения поставленной цели были использованы следующие задачи: Изучение теории и основных положений сегментации, как вида деятельностии; Изучение и применение практических навыков в области позиционирования продукта; Анализ существующего процесса сегментирования на примере ООО «Нильс» и мероприятия по улучшению.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………………...………...3 1 Теоретический аспект сегментирования как эффективного инструмента в маркетинге……………………………………………………………………………………..4 1.1 Понятие и сущность сегментации………………………….………………………..4 1.2 Принципы сегментирования……………………………………….……………..….8 1.3 Методы сегментирования……………………………………………………..……..11 2 Анализ сегментации рынка на примере ООО «Нильс» ………......................14 2.1 Общая характеристика ООО «Нильс»………………….………………………..14 2.2 Внешняя среда мебельной фабрики………………………………..…………….16 2.3 Целевая аудитория и позиционирование ООО «Нильс»……………………18 3 Управление процессом сегментирования на примере мебельной фабрики «Нильс»………………………………………………………………………………………22 3.1 Совершенствование процессов принятия потребительских решений о покупке «Нильс»…………………………………………………………………………..22 Заключение…………………………………………………………………….....................26 Список использованных источников ………………..……………………….….…..27
Список использованных источников ………………..……………………….….…..27
Введение
Тема курсовой работы была выбрана
не случайно, а ввиду ее актуальности,
ведь в современных условиях торговым
компаниям крайне сложно, а часто и невозможно,
адресовать свой товар, в том числе услуги
по размещению, всем покупателям. Покупателей
много, они разобщены и сильно различаются
по своим потребностям. В связи с этим
количество компаний, использующих массовый
маркетинг, весьма ограниченны.
Практика показывает, что целесообразнее
выделять группы покупателей и направлять
товар конкретным сегментам. Такая ориентация
позволяет сфокусировать усилия на покупателях,
наиболее заинтересованных в покупке
именно этого товара. Сегодня сегментация потребительского
рынка уже не является рядовым инструментом
маркетинга; она приобретает ключевое
значение для достижения успеха компании. Актуальность проблемы,
объясняется важностью сегментации рынка
для продвижения товара, выбора стратегии
продаж. Нет ничего более важного для
компании, работающей на потребительском
рынке, чем иметь глубокое представление
о своем клиенте.
Предприятие, которое правильно
выберет сегмент для предоставления услуг
будет иметь огромные преимущества
перед конкурентами, что позволит успешно
развиваться в высококонкурентной среде.
Целью курсовой работы является
изучение теории сегментации потребителей,
продуктов и каналов сбыта рынков и применение
в области управления.
Для достижения поставленной
цели были использованы следующие задачи:
Изучение теории и основных положений сегментации, как
вида деятельностии;
Изучение и применение практических
навыков в области позиционирования продукта;
Анализ существующего процесса
сегментирования на примере ООО «Нильс»
и мероприятия по улучшению.
В этой связи объектом исследования
выступает процесс сегментирования по
потребителям, товару и каналу сбыта. Предметом
данного проекта была определена методика
сегментирования.
Структура курсового проекта
соответствует логике построения научного
исследования и состоит из введения, трёх
глав, заключения, списка использованных
источников из 10 источников.
Теоретический аспект
сегментирования как эффективного инструмента
маркетинга
Понятие и сущность
сегментации
Один из известных
американских маркетологов Теодор Левит
говорил, что если вы не мыслите сегментами,
то вы не думаете вообще. Маркетологи занимаются
конкретными сегментами, они исходят из
того, что рынок неоднороден. Рынок состоит
из отдельных частей, включающих покупателей
с различными потребностями. Маркетологи
утверждают, что нет товара, который может
понравиться всем покупателям. Каждый
товар разрабатывается для своего потребителя.
Суть процесса сегментации заключается
в том, что всех потребителей делят на
группы, которые предъявляют особые отличные
от других требования к данному товару.
Т. е. сегмент - это группа потребителей
с однородными потребностями и одинаково
реагирующие на маркетинговое воздействие.[1,
с.114]
Сегмент рынка – это
группа потребителей, обладающих одним
или несколькими общими устойчивыми признаками,
определяющими поведение потребителей
на рынке. Признак сегментации – однотипные
различия в характеристиках отдельных
потребителей, которые могут быть определенным
образом измерены, оценены, и на их основе
потребители могут быть объединены в группы.
сегментация любого рынка может быть осуществлена
самыми разными способами, по множеству
признаков, выбираемых для каждого товара
или предприятия отдельно с учетом различных
факторов и условий его деятельности.
объектами сегментации являются потребители,
продукты (изделия и услуги), сами предприятия
(фирмы).
С какой целью проводится сегментация?
Чтобы определить целевые группы сегмента.
Необходимо определить, как работать с
этим сегментом, следовательно необходимо
знать потребителей, чтобы знать, что им
продавать, по каким ценам, как продвигать
товар, как его рекламировать. Но конечная
цель сегментирования - выбрать наиболее
выгодный или выгодные для фирмы сегменты,
выбрать те сегменты, которые принесут
фирме максимальную прибыль [2, с.242]
Подобная схема сегментации
рынка носит общий характер и может быть
применена при планировании различных
направлений маркетинговой деятельности.
Общая схема сегментации рынка представлена
на рис.1.1.
Рис.1.1 Общая схема сегментации
рынка
Поведение потребителей на
рынке, характер покупок определяется
их личностными, культурными, социальными
и психологическими факторами, изучение
которых является важнейшей задачей маркетинговых
исследований. Личностные факторы включают
в свой состав возраст, стадию жизненного
цикла семьи, род занятия, экономическое
положение (уровень дохода на семью и одного
члена семьи), стиль жизни, тип личности
и самопредставление. Жизненный цикл семьи
- совокупность отдельных стадий, которые
проходит семья в своем развитии с момента
своего создания. Обычно выделяют следующие
стадии жизненного цикла семьи: [9, с.197]
холостяки (молодые, неженатые
люди, живущие самостоятельно от родителей);
молодая семья без детей;
"полное гнездо" - 1 (младшему ребенку меньше 6 лет);
"полное гнездо" - 2 (младшему ребенку 6 и более лет);
"полное гнездо" - 3 (семейная пара с независимыми детьми);
"пустое гнездо" - 1 (дети живут раздельно от родителей, глава семьи работает);
"пустое гнездо" - 2 (глава семьи вышел на пенсию);
живым остался только один родитель,
который работает;
живым остался только один родитель,
который вышел на пенсию.
Очевидно, что для разных стадий
жизненного цикла семьи потребности являются
разными (в питании, одежде, жилье, отдыхе
и т.п.). Стиль жизни - стереотипы жизненного
поведения личности, выражающиеся в ее
интересах, убеждениях, действиях. Жизненный
стиль потребителей измеряется путем
использования очень объемных вопросников.
Маркетологу весьма важным
является иметь представления об изменениях
культурных факторов, чтобы ответить на
них предложением новых продуктов при
проведении маркетинговых исследований
в данной области прежде всего ищутся
ответы на вопросы: "Связано ли использование
какого-то товара с определенной этнической
группой или принадлежность к этой группе
не играет существенной роли? Владение
какими потребительскими товарами, собственностью
дает основание отнести потребителя к
представителям определенной культуры,
субкультуры? "
Общественный класс - относительно
упорядоченная и стабильная общественная
группа, члены которой обладают общими
ценностями, интересами и поведением.
Здесь наиболее часто исследуются следующие
вопросы: "Является данная группа товара
или конкретная марка символом принадлежности
к какому социальному классу, социальной
группе? "
Социальные факторы включают
в свой состав малые группы, подразделяющиеся
на группы членства, референтные группы,
семью, социальные роли и статус.
Группа членства - группа, к
которой принадлежат определенные личности
и которая оказывает непосредственное
влияние на их поведение, например, семья,
сослуживцы, друзья.
Референтная группа - группа,
по которой личность осуществляет прямое
или косвенное сравнение при формировании
своих отношений и линий поведения. Люди
часто попадают под влияние референтных
групп, членами которых они не являются.
Это влияние осуществляется по крайней
мере тремя путями: путем демонстрации
новых поведения и стиля жизни; путем изменения
отношений людей и их жизненных оценок;
путем изменения оценок тех или иных продуктов.
В референтной группе может существовать
"лидер мнения", который оказывает
особо сильное влияние на других членов
группы. Выявление лидеров мнения с целью
оказания на них определенного влияния
является одной из задач маркетинговых
исследований данной направленности.
Особенно важным является изучения мнений
членов референтной группы при выпуске
нового товара. [9, с.203]
Под социальной ролью понимаются
определенные виды деятельности, которые,
как ожидается, осуществит индивид по
отношениям к людям его окружающим. Например,
один и тот же человек может играть роли
сына, отца и директора. Выполнение роли
предполагает активность их исполнителей
в соответствии с их окружением. В зависимости
от того, какую роль играет человек в данный
момент зависит его покупательское поведение.
Статус - это положение индивида
в обществе. Например, статус директора,
статус отца. Статус выражает общую оценку,
даваемую индивиду обществом. В своем
покупательском поведении индивид руководствуется
занимаемым им статусом. Это касается
и одежды, и продуктов питания, и многого
другого. Психологические факторы включают
в свой состав мотивацию, восприятие, усвоение,
убеждение и отношение. Эти факторы оказывают
сильное влияние на поведение потребителя.
При изучении мотивации или
побуждений, вызывающих активность людей
и определяющих ее направленность, в данном
случае на покупку какого-то товара, ищутся
ответы на такие вопросы, как: "Почему
совершается данная покупка? Что потребитель
ищет, покупая данный товар? Какие потребности
пытается удовлетворить? " Человек в
любой момент времени испытывает различные
потребности. Однако большинство этих
потребностей не являются достаточно
сильными, чтобы мотивировать его действовать
в данный момент времени. Потребность
становится мотивом только тогда, когда
достигает достаточного уровня интенсивности.
В маркетинге при анализе поведения потребителей
наиболее часто используется теории мотивации
Фрейда и Маслоу.
Таким образом, индивид никогда
полностью не осознает мотивов своего
поведения. Исследователи поведения потребителей
стараются вскрыть глубинные мотивы их
поведения и покупок. Прямое интервью
для этого не годится, используются специальные
косвенные методы, дающие возможность
преодолеть сопротивление личности желанию
проникнуть внутрь его души. Выводы исследователей
зачастую бывают весьма неожиданными.
Теория мотивации Маслоу направлена на
объяснение, почему люди в качестве мотивов
своего поведения в определенный момент
времени имеют определенные потребности.
Маслоу разработал иерархическую систему
потребностей, в которую в порядке важности
входят следующие потребности: физиологические
(в питании, одежде, жилье), в самосохранении
(безопасность, защищенность), социальные
(принадлежность к определенной социальной
группе, в любви), в уважении (самоуважение,
признание заслуг, завоевание определенного
статуса в организации), в самоутверждении
(саморазвитие и самореализация, возможность
полностью раскрыть свои способности).
Человек стремится удовлетворить в первую
очередь самую важную потребность. Как
только ему удается это сделать, она перестает
действовать как мотиватор, и человек
будет стараться удовлетворить следующую
по важности потребность.
Восприятие - процесс, с помощью
которого индивид осуществляет отбор,
систематизацию и интерпретацию информации
для построения осмысленной картины реального
мира. При изучении поведения потребителей
и выборе методов продвижения необходимо
учитывать, что люди предоставленную им
информацию воспринимают выборочно, интерпретируют
ее по-разному и усваивают ее в соответствии
со своими отношениями и убеждениями. [9, с.206]
В процессе своего активного
поведения люди обучаются, усваивают свой
предшествующий опыт. Усвоение заключается
в изменении в поведении индивидов на
основе, приобретенного ими опыта. При
стимулировании спроса следует учитывать
такие факторы усвоения, как внутренние
побудительные мотивы покупателей, подсказки
других, реакции покупателей на возможность
купить товар и закрепление опыта покупки
определенного товара.
На покупательское поведение
потребителей оказывают влияние его убеждения,
т.е. его определенные представления о
товаре. Убеждения могут основываться
на реальном знании, мнении, вере. Они могут
и не могут нести эмоциональный заряд.
Маркетологам полезно знать, какие представления
об определенном товаре имеет потребитель.
Очевидно, что отрицательные убеждения
препятствуют совершению определенных
покупок.
Люди формируют свое определенное
отношение к одежде, продуктам питания,
музыке, политике, религии и многому другому.
Отношение - это устойчивые благоприятные
или неблагоприятные оценки, чувства и
склонности к действиям по отношению к
определенным предметам и идеям; оно сильно
влияет на поведение потребителей. Отношения
трудно изменить, но обязательно надо
принимать в расчет при формировании маркетинговой
политики, максимально ее приспосабливая
к определенным отношениям.