Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 23:59, курсовая работа
Цель работы – изучить вопрос сегментирования рынка.
Цель работы определила следующие задачи:
– дать определение сегментированию рынка, выявить его основные признаки и критерии.
– охарактеризовать основные методы рыночной сегментации.
– рассмотреть процесс сегментирования потребительского рынка и рынка товаров промышленного назначения
– определить, как происходит выявление привлекательности того или иного сегмента, выбор целевых сегментов.
– изучить основные принципы позиционирования товара на рынке.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных направлений
маркетинговой деятельности является
сегментация рынка, позволяющая
аккумулировать средства предприятия
на определенном направлении своего
бизнеса. К настоящему времени в
экономической литературе достаточно
четко обозначены понятия целевого
рынка и целевого сегмента, выделение
которых и является основной целью
сегментации рынка. Целевой рынок
– это потенциальный рынок
фирмы, который определяется совокупностью
людей со схожими потребностями
в отношении конкретного товара
или услуги, достаточными ресурсами,
а также готовностью и
Таким образом, сегментация
рынка – это деятельность по выявлению
потенциальных групп
Проблемы сегментирования
рынка являются ключевыми при
организации маркетинговой
Цель работы – изучить вопрос сегментирования рынка.
Цель работы определила следующие задачи:
– дать определение сегментированию рынка, выявить его основные признаки и критерии.
– охарактеризовать основные методы рыночной сегментации.
– рассмотреть процесс
сегментирования
– определить, как происходит
выявление привлекательности
– изучить основные принципы позиционирования товара на рынке.
Объектами сегментации рынка сбыта являются: – группы потребителей; – группы продуктов (товаров, услуг); – предприятия (конкуренты).
Определение сегментации рынка товаров.
Сегментирование рынка — разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга.
Сегментация рынков нацелена на узкую
специфическую группу потребителей
(сегмент рынка) через единый специализированный
план маркетинга, который основывается
на потребностях этого сегмента. Это
- распространённый метод, особенно среди
небольших или
Сегментирование нужно, чтобы выбрать одну из трёх маркетинговых стратегий. Следовательно, изменить свои методы работы на рынке. По пунктам, по всему комплексу маркетинга: товар, цены, каналы распределения, методы продвижения.
В случае стратегии массового маркетинга – выбрать один метод работы и пытаться завоевать каждого покупателя с его помощью.
В случае стратегии концентрированного
маркетинга – разработать один метод
работы и пытаться завоевать определённую
часть покупателей с его
В случае стратегии дифференцированного маркетинга – разработать несколько методов работы и завоёвывать с помощью каждого из них свою часть потребителей.
Основные стратегии маркетинга:
1. Массовый маркетинг.
При массовом маркетинге продавец занимается
массовым производством, массовым распределением
и массовым стимулированием сбыта
одного и того же товара для всех
покупателей сразу. В свое время
фирма «Кока-кола» выпускала
2. Товарно-дифференцированный маркетинг.
В этом случае продавец производит
два или несколько товаров
с разными свойствами, в разном
оформлении, разного качества, в
разной расфасовке и так далее. Сегодня
фирма «Кока-кола» выпускает
3. Целевой маркетинг.
В этом случае продавец производит разграничение между сегментами рынка, выбирает из них один или несколько и разрабатывает товары и комплексы маркетинга в расчете на каждый из отобранных сегментов. Например, фирма «Кока-кола» создала свой напиток «Кока-кола Лайт» для удовлетворения нужд потребителей, заботящихся о фигуре.
Сегментация рынка заключается в разделении рынков на четкие группы покупателей (рыночные сегменты), которые могут требовать разные продукты и к которым необходимо прилагать разные маркетинговые усилия.
Сегмент рынка – это совокупность
покупателей, демонстрирующих схожие
потребности и имеющих близкое
или совпадающее
Основой всей системы планирования в условиях рынка является прогнозирование сбыта. Поэтому первой задачей руководства фирмы является определение объема продаж в соответствии со спросом и только на основе оценки рынка сбыта можно приступать к планированию производственной и финансовой деятельности фирмы
Оценка рынка сбыта – комплекс мероприятий, направленный на исследование торгово-сбытовой деятельности предприятия и изучение всех факторов, влияющих на процесс производства и продвижения товара от производителя к потребителю. Каждое предприятие осознает, что его товары не могут нравиться всем покупателям сразу, поэтому с помощью маркетинга руководство предприятия на основе информации о потенциальных потребителях, регионах, в которых имеется спрос, ценах, которые потребители готовы заплатить за товар, о каналах сбыта, о конкуренции определяет сегмент рынка сбыта.
Сегментация рынка по группам потребителей – это группировка потребителей по каким-либо признакам, в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке.
Сегментация рынка по группам продуктов – это производная от сегментации рынка по группам потребителей, учитывает запросы и предпочтения потребителей по качественным характеристикам продукта (товара, услуг).
Сегментация по предприятиям (конкурентам) – это группировка конкурентов по факторам конкурентоспособности в продвижении на рынок.
Сегментация рынка производится по критериям и признакам.
Критерий – способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия (конкурента).
Признак – это способ выделения данного сегмента на рынке.
Наиболее распространенными
СХЕМА СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА
Общая схема сегментации рынка представлена на рис. 1. Схема сегментации рынка носит общий характер и может быть применена при планировании различных направлений маркетинговой деятельности.
Приведенная схема сегментации рынка соответствует подходу, предложенному Ламбеном и учитывающему проведение макросегментации для выявления2 целевого рынка и микросегментации для определения целевого сегмента предприятия. Данная схема, в свою очередь, является развитием схем сегментации, предложенных в других исследованиях.
Рассмотрим подробно отдельные
этапы общей процедуры
Рис. 1. Схема сегментации рынка
Для проведения успешной сегментации рынка применяют пять принципов:
- Принцип различия между сегментами, сходства потребителей, большой величины сегмента, измеримости характеристик потребителей, достижимости потребителей.
- Принцип различия между сегментами означает, что в результате проведения сегментации должны быть получены различающиеся друг от друга группы потребителей. В противном случае, сегментация неявно будет подменена массовым маркетингом.
- Принцип сходства потребителей в сегменте предусматривает однородность потенциальных покупателей с точки зрения покупательского отношения к конкретному товару. Сходство потребителей необходимо для того, чтобы можно было разработать соответствующий маркетинговый план для всего целевого сегмента.
Требование большой величины сегмента означает, что целевые сегменты должны быть достаточно большими для обеспечения продаж и покрытия издержек предприятия. При оценке величины сегмента следует учитывать характер продаваемого товара и емкость потенциального рынка. Так, на потребительском рынке количество покупателей в одном сегменте может измеряться десятками тысяч, тогда как на промышленном рынке большой сегмент может включать менее сотни потенциальных потребителей (например, для систем сотовой или спутниковой связи, для потребителей энергомашиностроительной продукции и т.д.).
- Измеримость характеристик потребителей необходима для целенаправленных полевых маркетинговых исследований, в результате которых можно выявлять потребности потенциальных покупателей, а также изучать реакцию целевого рынка на маркетинговые действия предприятия. Данный принцип крайне важен, так как распространение товара «вслепую», без обратной связи от потребителей, ведет к распылению средств, трудовых и интеллектуальных ресурсов фирмы-продавца.
- Принцип достижимости потребителей означает требование наличия каналов коммуникации фирмы-продавца с потенциальными потребителями. Такими каналами коммуникации могут быть газеты, журналы, радио, телевидение, средства наружной рекламы и т.п. Достижимость потребителей необходима для организации акций продвижения, иначе информирования потенциальных покупателей о конкретном товаре: его характеристиках, стоимости, основных достоинствах, возможных распродажах и т.п.
В основе процедуры сегментации рынка, наравне с применением принципов сегментации, лежит и обоснованный выбор соответствующего метода сегментации.
Наиболее распространенными методами сегментирования рынка являются метод группировок по одному или нескольким признакам и методы многомерного статистического анализа.
Метод группировок состоит в последовательной разбивке совокупности объектов на группы по наиболее значимым признакам. Какой-либо признак выделяется в качестве системообразующего критерия (владелец товара, потребитель, намеревающийся приобрести товар), затем формируются подгруппы, в которых значимость этого критерия значительно выше, чем по всей совокупности потенциальных потребителей данного товара. Путем последовательных разбивок на две части выборка делится на ряд подгрупп.
На рис. 2 представлена схема
последовательных разбивок по методу
AID (автоматического детектора
Для целей сегментации
также используются методы многомерной
классификации, когда разделение происходит
по комплексу анализируемых
В этом случае, схемы классификации базируются на следующих предположениях. В один класс объединяются потребители, сходные между собой по ряду признаков. Степень сходства у потребителей, принадлежащих к одному классу, должна быть выше, чем степень сходства у людей, принадлежащих к разным классам.
Рис. 2. Схема классификации по методу АШ
С помощью подобного метода решается задача типизации с одновременным использованием демографических, социально-экономических и психографических показателей. В качестве примера отметим решение задачи о сегментации рынка путем построения типологии потребителей, под которой понимается разделение потребителей на типические группы, имеющие одинаковое или схожее потребительское поведение. Построение типологии – это процесс разбивки исследуемой совокупности объектов на достаточно однородные и устойчивые во времени и пространстве группы.
В действительности объективно существуют достаточно однородные группы (классы) потребителей с характерным для каждой из них типом потребительского поведения. С помощью методов многомерной статистики такие группы могут быть выделены и проанализированы.