Виды цен и методы их установления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

Целью расчетно-графического задания является проведение исследования в части понятия, изменения, и методов ее установления.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- проведен обзор литературных источников по исследуемой теме;
- дано понятие цены;
- дана общая характеристика видов цены;
- рассмотрены методы ее установления.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)


Введение

Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, и общества в целом".

В условиях рыночной экономики  успех любого предприятия или  предпринимателя во многом зависит  от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Актуальность изучения темы работы связана с тем, что  цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для государства с невысоким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса это характерно. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

Таким образом, цены, соответствующие  Рыночной модели формируются на основе спроса и предложения, а основным регулятором цен является рынок. Так же основное принципиальное отличие  рыночного ценообразования от планового  заключается в том, что первоначальные цены на товары устанавливаются их собственниками, "субъектами хозяйствования".

Целью расчетно-графического задания является проведение исследования в части понятия, изменения, и методов ее установления.

Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- проведен обзор литературных  источников по исследуемой теме;

- дано понятие цены;

- дана общая характеристика  видов цены;

- рассмотрены методы  ее установления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Виды цен и методы их установления 

1.1. Понятие и сущность и классификация цены

В обычном понимании  цена – это денежное выражение  стоимости товара. Ценообразование  является важнейшим элементом маркетинговой  деятельности любой фирмы. Ее значение определяется следующими факторами.

1. Цена – это единственный  элемент комплекса маркетинга, который  способствует накоплению ресурсов  компании. Вся другая маркетинговая  деятельность является затратной  (исследование рынка, стимулирование  сбыта, реклама) и осуществляется  в надежде на получение прибыли от вложенных средств.

2. Важным является  отношение потребителей к цене, так как роль неценовых факторов  на принятие решения о покупке  зачастую наименее существенна  по сравнению с влиянием цены.

Действующие в экономике  цены взаимосвязаны и образуют динамичную систему, состоящую из ряда взаимозависимых и взаимодействующих блоков:

  • оптовые цены;
  • цены на строительную продукцию;
  • закупочные цены (сельскохозяйственные);
  • розничные цены;
  • тарифы транспорта и связи.

Изменение цен в одном  из этих основных блоков приводит к изменению цен в других блоках.

Цены классифицируют:

1. В зависимости от  обслуживаемых ими отраслей и  сфер

экономики.

2. В зависимости от  территории действия.

3. В зависимости от  порядка возмещения потребителем  транспортных расходов по доставке грузов.

4. По степени свободы  от воздействия государства при  их определении.

5. В зависимости от  степени новизны товара.

6. По признаку обслуживания  внешнеторгового оборота.

7. По признаку использования  в учете и статистике.

Обычно товары потребительского назначения проходят три стадии товародвижения:

  • предприятие – оптовая торговля;
  • оптовая торговля – розничная торговля;
  • розничная торговля – потребители.

Соответственно этим стадиям товародвижения выделяют три  основные вида цен:

1. Оптовая цена (отпускная цена) предприятия – цена, с которой товар выходит с предприятия. Она складывается из себестоимости продукции и содержит прибыль предприятия.

2. Оптовая цена промышленности (торговли) – это цена, по которой  оптовые фирмы продают товары  предприятиям мелкооптовой и розничной торговли.

3. Розничная цена –  это цена, по которой товар  приходит к конечному потребителю.

1.2. Виды цен

В системе маркетинга используются различные виды цен. Некоторые  из них представлены в табл. 1.

Таблица 1

Виды цен, используемых при разработке ценовой стратегии

Название 

Характеристика 

Базисная 

Используется для определения  качества товара и служит исходной базой для определения цены фактически поставленного товара, когда его  свойства отличаются от оговоренных  в контракте, согласованных между продавцом и покупателем

Фактурная

Определяется условиями поставки, обусловленными в контракте. Является ценой купли-продажи 

Мировая

Согласуется с видом товара и  определяется: уровнем цен стран-экспортеров  или стран-импортеров (обычно для сырьевых товаров); ценами бирж, аукционов; ценами ведущих фирм-специалистов в выпуске данного товара

Монопольная

Устанавливается монополиями намного  выше цены производства

Демпинговая

Цена на товар более низкая, чем  на внутреннем или мировом рынках

Номинальная

Публикуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках

Оптовая

Цена товара при его продаже  крупными партиями торговым и промышленным предприятиям

Предложения

Указывается в оферте (официальном  предложении продавца) без скидок

Производства 

Складывается из издержек производства и средней прибыли на весь авансированный капитал

Спроса 

Цена на рынке покупателя

Розничная

Складывается из издержек производства и обращения товаров, прибыли  производственных и сбытовых организаций и налога с оборота. По этой цене продажа ведется отдельным покупателям малыми партиями (1— 3 шт.)

Рыночная 

Определяется соотношением спроса и предложения 

Скользящая 

Устанавливается договором в зависимости  от некоторых условий (инфляции, биржевой котировки и т.п.)

Справочная 

Отражает уровень фактически заключенных  сделок за некоторый прошлый период и используется в переговорах  для установления исходной цены. Обычно применяется при постоянных продажах небольших партий товаров (при больших партиях используются скидки к справочной цене)

Твердая

Устанавливается в договоре купли-продажи  и изменению не подлежит

Аукционная 

Продажная цена товара, реализуемого на аукционе. В ее основе лежит рыночная цена, однако аукционная цена может  значительно отличатся от рыночной, так как она отражает конъюнктуру локальных рынков уникальных и редких видов товаров

Государственная

Цена, устанавливаемая государством

Коммерческая 

Свободная (рыночная) цена, применяемая  на товары, которые свободно продаются при наличии фиксированных государственных цен на такие же товары, распределяемые в централизованном порядке

Регулируемая 

Цена, которая может отклоняться  от базового уровня по правилам, устанавливаемым  государством

Стандартная

Цена, устанавливаемая на длительный период времени. Вместо ее пересмотра при увеличении изделия обычно уменьшают размер упаковки, вес товара

Меняющаяся 

Предприятие специально меняет цену - это реакция на изменения издержек и спроса

Единая 

Цена единая для всех потребителей, желающих приобрести товар. Используется для укрепления доверия покупателей

Гибкая 

Цена, изменяющаяся в зависимости  от способности потребителей торговаться  или от их покупательной способности 

Дискриминационная

Различная цена практически одинаковых товаров, продающихся на разных рынках. Ее существование объясняется особенностями потребителей, разницей во времени и месте покупок, спецификой товара


 

По ряду признаков  цены подразделяются на отдельные виды. Рассмотрим основные, широко распространенные виды цен. 
1). Виды цен в зависимости от сфер торговли. На цены накладывает отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, масштабы торговых операция и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

Оптовыми  называются цены, по которым продукция  реализуется крупными партиями, в  условиях так называемой оптовой  торговли. Система оптовых цен  применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.

Розничными  принято называть цены, по которым  товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере – предприятиям, организациям, предпринимателям.

Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства,  граждане.

Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

Закупочные  цены – это цены государственных  закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в  определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Однако в принципе термин «закупочные цены» можно трактовать гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок. 
2). Виды цен, различающиеся степенью и способами регулирования.

По степени  и способу регулирования цены разделяются на группы: 
- жесткофиксированные (назначаемые);

- регулируемые (изменяемые);

- договорные (контрактные);

- свободные (рыночные).

Жесткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими  государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственных.

Регулируемые цены называются так потом, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании  воздействие со стороны государства  на цены носит ограниченный, косвенный  характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения товара. К примеру, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведет к расширению спроса на товар и соответственно  к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать снижению цен. Иногда регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные группы товаров верхним пределом в целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства.

Договорные  цены – это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже)  либо связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

Свободные рыночные цены, как ясно из их названия, освобождены  от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются по воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную с оной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца.

Информация о работе Виды цен и методы их установления