Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:26, контрольная работа
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. Основными функциями рынка являются:
1) Распределение общего объема продукции.
2) Ориентирующая функция.
3) Инициирование прогресса.
4) Накопление капитала.
Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики.
1. Рынок: его сущность, функции и структура. Маркетинг как новая форма рынка.............................................................................................................3
Задача 3.........................................................................................................10
Список использованных
Содержание
3. Рынок: его сущность, функции и структура.
Маркетинг как новая форма рынка.........................
Задача 3.............................
Список использованных источников....................
3. Рынок: его сущность, функции и структура. Маркетинг как новая форма рынка
Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.
Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители.
Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность, обусловленная частной или смешанными формами собственности.
Третий важнейший элемент рыночной экономики – цены, которые определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар.
Четвертым центральным звеном рыночной экономики являются две составляющие – спрос и предложение.
Пятый элемент рыночного механизма – конкуренция.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. Основными функциями рынка являются:
1) Распределение общего объема продукции.
2) Ориентирующая функция.
3) Инициирование прогресса.
4) Накопление капитала.
Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:
- формами собственности;
- структурой
- особенностями сферы товарного обращения;
- уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;
- видами торговли, используемыми в стране.
Огромное влияние на рынок оказывает в каждой конкретной стране уровень ее развития. Характер рынка и его социально-экономические последствия в странах, которые находятся на постиндустриальной стадии, совсем другие, чем в развивающихся странах. Большое значение имеют мотивация труда, критерии эффективности, уровень развития рыночной инфраструктуры, в том числе банковско-кредитной системы, хозяйственные пропорции, производственные и организационно-управленческие структуры и т. д. В развитых странах созданы общественные институты и правовые нормы, которые обеспечивают полноценное функционирование рыночных отношений и устраняют их негативные социальные последствия (антитрестовское законодательство, охрана здоровья, сокращение рабочего времени, минимальные заработки и т.д.).
Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Необходимо определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей.
Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:
1) чистую конкуренцию,
2) чистую монополию,
3) монополистическую конкуренцию
4) олигополию.
Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль. Основные черты этих четырех моделей приведены в табл. 1.
Существует несколько критериев, по которым можно выявить основные составляющие элементы единой рыночной системы. Эти критерии следующие:
1. По объектам купли-продажи: потребительский рынок, или рынок товаров и услуг, приобретаемых населением; рынок средств производства; рынок земли; рынок машин и оборудования; рынок недвижимости; рынок труда; рынок технологии; рынок услуг; денежный рынок; валютный рынок; страховой рынок; рынок информации; рынок интеллектуальной собственности (патентов, лицензий); рынок произведений искусства, духовных благ; рынок отдельных товарных групп (книжный рынок, детские товары и т.п.).
Таблица 1 - Характерные черты основных моделей рынка
Модель |
Характерная черта | |||||
Число фирм |
Тип труда |
Контроль над ценой |
Условия вступления в отрасль |
Неценно-вая конкурен-ция |
Пример | |
Чистая конкуренция |
Очень большое число |
Стандар-тизирован-ный |
Отсутст-вует |
Очень легкие |
Отсутст-вует |
Сельское хозяйство |
Монопо-листичес-кая кон-куренция |
Много |
Диффе-ренциро-ванный |
Некото-рый, но в дово-льно узких рамках |
Сравни-тельно легкие |
Значительный упор на рекламу |
Розничная торговля, производст-во одежды, обуви |
Олигопо-лия |
Неско-лько |
Стандар-тизирован-ный или диффе-ренциро-ванный |
Ограниченный взаимной зависи-мостью |
Наличие сущест-венных препятст-вий |
Очень типична |
Производ-ство стали, автомобилей |
Чистая монополия |
Одна |
Уникаль-ный |
Значитель-ный |
Блокиро-вано |
Реклама, связи фирмы с обществен-ностью |
Местные предприятия общественного пользования |
2. По пространственному размещению: локальный; местный; национальный; мировой.
3. По формам собственности: частный; кооперативный; государственный.
4. По характеру продаж: оптовый; розничный; импортный; экспортный.
5. По уровню насыщения товарной
массой и степени
6. По видам конкурентной борьбы: рынок совершенной конкуренции; рынок не совершенной конкуренции.
7. В зависимости от характера сделок: свободный рынок; регулируемый рынок.
8. С точки зрения рыночного законодательства: легальные рынки; не легальные (теневые, черные, серые).
Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов. Основными из них являются:
1. Географические:
- по регионам: Север, Центрально-Черноземный район, Урал и т.п.;
- по административному делению: республика, край, область, район, город;
- по плотности населения: город, пригород, сельская местность;
- по климатическим условиям: умеренно-континентальный, континентальный, субтропический и т.п.
2. Демографические: группировка населения по возрасту, по полу, размеру семьи, по уровню дохода, профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.
3. Психографические: группировка
населения по социальному
4. Поведенческие: приобретение товаров носит случайный характер, поиск выгод при покупке и т.п.
Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех главных принципах:
- маржинального (предельного) анализа;
- издержек альтернативного
- экономической рациональности.
Построение рыночной экономики на основании указанных принципов позволяет достигнуть равновесного состояния, которое является центральной проблемой рыночного механизма, основывающегося на использовании двух противоположных сил – спроса и предложения с одной стороны, и рыночных цен – с другой.
Еще одним важнейшим условием рыночной экономики является проблема редкости. Представители классической школы Д. Риккардо и А. Смит понятие «редкость» связывали со стоимостью. Они отмечали, что редкость наряду с количеством труда является важнейшим фактором, определяющим стоимость товара. В современной теории рыночных отношений делается вывод, что степень редкости тем выше, чем больше времени требуется для производства необходимого количества данных благ.
Инфраструктура рынка – это система специализированных организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков.
Элементами рыночной инфраструктуры являются: товарные биржи; валютные биржи; фондовые биржи; биржа труда; банковская система; страховая система; ярмарки; аукционы.
В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ. Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры».
Рынок - сложное явление, развивающееся в соответствии с экономическими законами и обладающее сложной иерархически построенной структурой. Рынок вовлекает в свою сферу миллионы юридических и физических лиц, вступающих в отношения купли-продажи. На рынке перемещается как в экономическом, так и в географическом пространстве огромная масса разнообразных товаров, обмениваемых на деньги. Для того чтобы разобраться в действии рыночного механизма, понять, что сулит предпринимателю рыночная ситуация - выгоду или разорение, необходимо обеспечить "прозрачность" (информативность) рынка и предсказуемость его развития. Предприниматель заинтересован в ограничении стихийности рыночных процессов, в том, чтобы рынок был упорядочен, а рыночные операции базировались на определенных научных принципах, которые позволили бы оптимизировать затраты и планировать соответствующую прибыль.
Необходимо найти способ смягчить отрицательные проявления действия рыночного механизма, подчинить производство и распределение интересам потребителя.
Маркетинг (от английского market - рынок) - система управленческой, регулирующей и исследовательской деятельности, направленной на эффективное, доведение товаров от сферы производства до сферы потребления. Цель маркетинга - удовлетворение потребностей покупателя и за счет этого получение прибыли продавцом. На цивилизованном рынке складывается механизм, который обусловливает получение прибыли удовлетворением спроса. Предприниматель, стремящийся увеличить свою прибыль, должен стимулировать спрос и привести производственно-сбытовую программу в соответствие с интересами потребителей.
Маркетинг - любая деятельность, направленная на доведение товара от сферы производства до сферы потребления, т.е. по удовлетворению потребностей в соответствии с покупательским спросом.
Маркетинг вписывается в рыночный механизм, позволяя оптимизировать взаимный поиск продавца и покупателя, стимулировать спрос, использовать в качестве регулятора рыночных процессов цену и другие рыночные инструменты, ориентировать производство на интересы рынка. Тем самым маркетинг снижает степень стихийности развития рынка. Он формирует систему изучения и прогнозирования рынка обеспечивая его ''прозрачность" и предсказуемость развития.
Современная концепция маркетинга заключается в ориентации предпринимателя на потребителя.
Производить и продавать все, что пользуется спросом и может быть продано, - вот главный принцип маркетинга.
Маркетинговая деятельность может быть представлена в форме постоянно возобновляющегося маркетингового цикла. Любая маркетинговая деятельность начинается с информационно-аналитического исследования, на основе которого осуществляется стратегическое и текущее планирование, разрабатывается программа создания и вывода на рынок нового товара, формируются каналы движения товара от производителя до потребителя с участием торговых посредников (дистрибьюторов), организуется рекламная кампания и осуществляются другие действия по продвижению товара на рынок, наконец, на заключительном этапе оценивается эффективность маркетинговых мероприятий.
Информация о работе Виды рынков. Маркетинг как новая форма рынка