Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 09:34, контрольная работа
Концепция организации как открытой социальной системы базируется на таком мышлении, согласно которому все внутриорганизационное построение системы управления есть ничто иное как ответ на различные по своей природе воздействия со стороны внешней среды организации и некоторых других характеристик ее организационного контекста, в частности, технологии производства и качества ее человеческих ресурсов.
К такому выводу зарубежные практики и теоретики управления пришли к середине 50-х прошлого столетия. Именно в это время началось ускоренное развитие событий, которые, нарастая, стали менять границы, структуру и динамику предпринимательства. Такие ситуации П. Друкер определил как «эпоху без закономерностей».
1. Концепция внешней среды
2. Общие характеристики внешней среды
3. Организация как элемент внешней среды
3.1 Влияние среды прямого воздействия
3.2 Влияние среды косвенного воздействия
4. Заключение
5. Список литературы
Влияние внешней среды на деятельность организации происходит при помощи установления определенных условий (возможностей и ограничений) и форм взаимодействия. Условия, которые определяются внешней средой, воздействуют на процесс формирования системы целей, возможностей использования всех видов и объемов ресурсов, поставки организацией результатов своей производственной деятельности (товара, продукта, услуги). Рассмотрим эти условия подробно.
Смысл своего существования организация отражает в системе целей. Реальными, т. е. достижимыми цели могут быть только при условии учета требований внешней среды. Поэтому цели организации подразделяются на внеорганизационные и внутриорганизационные. Внеорганюационные цели, по своей сути, отражают желания, которые организация хотела бы получить от внешней среды, или же требования, которые внешняя среда предъявляет организации как условия ее нахождения в глобальной внешней системе. Внутриорганизационные цели представляют собой конкретную форму приспособления элементов организации к эффективной процедуре достижения внеорганизационной цели. Необходимость учета требований внешней среды определяет логику процесса формирования системы целей организации. Изначальное определение внеорганизационных целей позволяет руководству учесть возможности, свойственные в текущий момент внешней среде и определить конкретные формы использования представившихся возможностей.
Внешняя среда является источником ресурсов, которые потребляет организация в своей деятельности. Именно поставщики ресурсов определяют, какой ассортимент, вид, объем ресурсов организация может использовать, и на каких условиях. Поставщик ресурсов также определяет уровень качества выпускаемой продукции, а следовательно, ее покупательную способность.
Внешняя среда является единственным потребителем и оценщиком результатов деятельности организации. Выживание организации определяется тем, примет ли внешняя среда или отторгнет ее продукцию (услуги), сколько она заплатит за воспринятую продукцию, и какую долю товарного рынка среда предоставит организации.
Формы взаимодействия организации
с внешней средой зависят от учета
конкретного фактора и
3.1 Влияние среды прямого воздействия
При анализе влияния факторов внешней среды на конкретную организацию важно помнить, что рассмотренные общие характеристики проявляются только через связь с ее факторами. При этом одни факторы могут иметь все характеристики, а другие -только отдельные из них. Кроме того, эти характеристики изменяются во времени под воздействием факторов друг на друга.
Рассмотрим их влияние на организацию более подробно.
Поставщики.
Ярким примером прямого воздействия внешней среды, оказываемого на вход организации, являются поставщики входных ресурсов. Учитывая разнообразие потребляемых организацией ресурсов, у нее существует целая сеть поставщиков. Очевидно, что общие характеристики проявляются по-разному и зависят от конкретного поставщика и поставляемого ресурса.
Поставщики материальных ресурсов (снабжение сырьем, материалами, оборудованием, оргтехникой, канцтоварами и т. п.).
Если предприятие имеет ограниченное число поставщиков, расположенных в том же регионе, то среда для нее является простой, малоподвижной (на определенном этапе развития территории) и предсказуемой. Некоторые предприятия зависят от непрерывного потока комплектующих, поставляемых значительным количеством поставщиков. Например, у автосборочного завода маловероятной является ситуация, чтобы все поставщики находились в одном регионе или даже в одной стране.
В этом случае очень сложная внешняя среда становится подвижной, поскольку она зависит от многих прямых и косвенных факторов, воздействующих на поставщиков. Для надежности своей работы предприятию необходимо создавать запасы ресурсов. Однако любые запасы связывают деньги, которые можно было бы использовать на другие нужды. В данном случае имеем пример взаимосвязанной, сложной, подвижной и не очень определенной внешней среды организации.
Финансы. Организации имеют разных потенциальных поставщиков финансовых средств. К ним могут быть отнесены:
· банки (оказание финансовых услуг);
· инвестиционные и финансовые компании (вложение денег под проценты, залог и др.);
· акционеры (покупка акций);
· частные лица (акцептные
векселя или облигации
· контрагенты.
Поставщики коммунальных услуг (тепло-, водо- и энергоснабжение, вывоз мусора и т. п.). Все организации определенного региона, города, поселка ведут отношения с одним поставщиком - монополистом. Он определяет условия оказания услуг, с которыми организации-получатели вынуждены мириться. В данном случае имеем пример взаимозависимости внешних переменных.
Трудовые ресурсы
1. Люди - потенциальная рабочая сила, как мы уже говорили, представляют собой не только особый вид ресурсов, но и являются важнейшим фактором внешней среды.
2. Обеспечение организации
трудовыми ресурсами
3. При формировании трудовых
ресурсов организация имеет
· необходимыми специалистами, менеджерами, дешевой и дорогой рабочей силой;
· кадровыми агентствами, центрами занятости, оказывающими помощь в поиске рабочей силы;
· учебными заведениями, обучающими рабочих и служащих, и повышающими квалификацию специалистов;
· профсоюзами, защищающими права и интересы работников организации;
· государственными институтами,
издающими нормативные
Трудовые ресурсы создают
взаимосвязанную среду
Существование законодательства, устанавливающего уровень минимальной заработной платы, вынуждает нанимателя отказываться от дешевой рабочей силы в собственной стране и размещать производства в других странах с иными условиями.
Законы и государственные органы
Опытный менеджер, профессор Дж. Барраклоу, сделал в 1962 г. следующее заключение: "Прошло время, когда общество должно было подстраиваться под предпринимательство. Наступает период, когда самым важным для предпринимательства или тех предприятий, которые не хотят прекратить свое существование, является приспособление к обществу.
Эта ситуация характерна для
рыночного предпринимательства. Предприятия
бывшего СССР постоянно находились
под контролем государства. В
перестроечный период отечественные
предприятия (как государственного,
так и частного секторов) приняли
на вооружение принцип, известный в
США как свободное
Однако сегодня мы видим,
а американцы это увидели в 50-х
годах, что ничем не ограничиваемое
поведение предприятий и
Государственный ограничивающий контроль и регулирование деятельности осуществляется:
1. законами и нормативными документами;
2. государственными органами;
3. местными органами власти.
Законы. Следует помнить, что деятельность любой организации находится под воздействием большого количества законов и других нормативных актов.
Прежде всего, каждая организация
имеет свой правовой статус, определяемый
Уставом. Всегда существует правовое ограничение
на потребляемые организацией ресурсы,
множество нормативных актов
определяют использование рабочей
силы (охрану труда, технику безопасности,
порядок приема и увольнения работников,
использование труда
Состояние законодательства
часто характеризуется не только
сложностью, но и подвижностью, а
иногда даже неопределенностью. Например,
закон о налогообложении
Государственные органы. В
мировой практике не существует предпринимательства,
которое не регулировалось бы государством.
Для этого существует значительное
количество органов государственного
контроля и регулирования. Эти органы
призваны обеспечивать принудительное
выполнение действующих законов, вводить
в практику новые законы и указы
Президента страны, а также вводить
собственные нормативные
В таком потоке подзаконных актов среда организации, создаваемая государственными органами, становится неопределенной и подвижной. Неопределенность среды усиливается имеющими место противоречивыми требованиями, содержащимися в документах различных государственных органов.
Местные органы власти. Органы регионального и местного управления и самоуправления также оказывают сильное влияние на деятельность организаций, находящихся на определенной территории. Регулирующих постановлений этих органов много, издаются они гораздо чаще законодательных документов в интересах определенной территории, города, поселка и отражают специфику только этой территории.
Очень часто распоряжения
"местного" значения вступают в
противоречие не только с ведомственными
нормами, но и с законами, имея при
этом "исполнительную" силу выше
государственных нормативных
Потребители
Удовлетворение жизненных
первичных потребностей и рост дохода,
которым потребитель может
Успех фирмы зависит от того, как она умеет работать со своим потребителем в отношении удовлетворения его запросов. Потребитель является ведущим звеном в деятельности организации, воздействуя на нее в следующих направлениях:
· определяет характер целей организации, т. е. факт ее существования;
· определяет товары и услуги,
которые организация будет
· решает, по какой цене будет приобретать товар (это возможно в условиях конкуренции);
· влияет на отношения организации с поставщиками материальных и трудовых ресурсов;
· влияет на решение - где и как продавать продукцию;
· устанавливает, как финансировать и организовывать послепродажное обслуживание продукции;
· определяет параметры внедренных переменных организации - задач, структуры, технологии.
Следует учитывать, что потребители имеются не только у организаций, занятых предпринимательством, но и у некоммерческих (школы, больницы и т. д.) и государственных (органы власти) организаций.
Потребители могут создавать сложную, подвижную (выпуск товаров, подверженных моде) и неопределенную среду. Значение их конкретно для каждой организации. Потребитель является главным объектом организации в конкурентной борьбе.
Конкуренты
Во многих случаях не потребители
устанавливают цену на предлагаемую
продукцию, а конкуренты. Они определяют,
какого рода результаты деятельности
можно продать, и какую цену за
них можно запросить. Монополизм
ведет к технологическому застою,
игнорированию интересов
Рассматривая конкурентов как фактор внешней среды, следует учитывать, что объектом конкуренции является не только потребитель продукции организации. Потребитель является лишь одним из главных объектов конкуренции. Другими объектами конкуренции могут быть:
· квалифицированные менеджеры и специалисты - этот вид конкуренции широко развит в спорте, а со временем менеджеры тоже станут объектом конкуренции;