Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:07, реферат
В 90-х годах ХХ столетия в теории управления организациями происходит изменение общей системы управления. Персонал начинает рассматриваться как основной ресурс предприятия, определяющий в первую очередь успех деятельности всей организации. Переход к рыночной экономике поставил ряд принципиально новых задач, важнейшая из которых – максимально эффективное использование кадрового потенциала каждого предприятия, фирмы, организации. Менеджмент персонала приобретает особую значимость, поскольку позволяет учитывать личный фактор в построении системы управления персоналом.
Разработка стратегии управления персоналом осуществляется на основе глубокого систематического анализа факторов внешней и внутренней среды, в результате чего может быть представлена целостная концепция развития персонала и организации в целом в соответствии с ее стратегией. К внешней среде относятся макросреда и непосредственное окружение организации, имеющие направленное воздействие и контакты с системой управления персоналом.
Таким образом, стратегия управления персоналом может охватывать различные аспекты управления персоналом организации: совершенствование структуры персонала (по возрасту, категориям, профессии, квалификации и т.д.); оптимизацию численности персонала с учетом его динамики; повышение эффективности затрат на персонал, включающих оплату труда, вознаграждения, затраты на обучение и другие денежные расходы; развитие персонала (адаптацию, обучение, служебное продвижение); меры социальной защиты, гарантий, социального обеспечения (пенсионное, медицинское, социальное страхование, социальные компенсации, социально-культурное и бытовое обеспечение и др.); развитие организационной культуры (норм, традиций, правил поведения в коллективе и т.п.); совершенствование системы управления персоналом организации (состава и содержания функций, оргструктуры, кадрового, информационного обеспечения и др.) и т.д.
При этом задача разработки
нужной стратегии управления персоналом
может быть настолько сложна из-за
нехватки финансовых, материальных, интеллектуальных
ресурсов, уровня профессионализма руководителей
и специалистов, что возникнет
необходимость устанавливать
2.2 Кадровая политика – основа формирования стратегии управления персоналом
Кадровая политика – это система принципов и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы.
Кадровая политика – это система мер, направленная на изменение персонала, разрабатываемая с учетом:
а) выбранной стратегии развития;
б) горизонта прогнозирования и планирования;
в) предполагаемого
Целью кадровой политики является достижение наиболее высоких конечных результатов деятельности предприятия. Задачи кадровой политики раскрываются в направлениях ее реализации:
· организационно-штатная политика – планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата персонала организации;
· информационная политика – создание и поддержка системы движения кадровой информации;
· финансовая политика – формирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;
· политика развития персонала
– обеспечение программы
Анализируя существующие в конкретных организациях кадровые политики, можно выделить два основания для их группировки. (8, стр. 187)
Первое основание может
быть связано с уровнем осознанности
тех правил и норм, которые лежат
в основе кадровых мероприятий и,
связанным с этим уровнем, непосредственного
влияния управленческого
· пассивная кадровая политика. Руководство не имеет программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации и т.д.;
· реактивная кадровая политика.
Руководство предприятия
· превентивная кадровая политика. Руководство имеет обоснованные прогнозы развития кадровой ситуации. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, сформулированы задачи по развитию персонала;
· активная кадровая политика. Руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуаций. (5, стр. 115) Но механизмы, которыми может пользоваться руководство в анализе ситуации, приводят к тому, что основания для прогноза и программ могут быть как рациональными (осознаваемыми), так и нерациональными (мало поддающимися алгоритмизации и описанию).
Вторым основанием для
дифференциации кадровых политик может
быть принципиальная ориентация на собственный
персонал или на внешний персонал,
степень открытости по отношению
к внешней среде при
Открытая кадровая политика
характеризуется тем, что организация
прозрачна для потенциальных
сотрудников на любом уровне, можно
прийти и начать работать как с
самой низовой должности, так
и с должности на уровне высшего
руководства. Организация готова принять
на работу любого специалиста, если он
обладает соответствующей квалификацией,
без учета опыта работы в этой
или родственных ей организациях.
Таким типом кадровой политики характеризуются
современные
Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такого типа кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов. (8, стр. 192)
Сравнение этих двух типов кадровой политики по основным кадровым процессам иллюстрирует таблица 1 в Приложении.
На основании горизонтов прогнозирования и планирования выделяют:
· оперативную кадровую политику (до 1 месяца);
· краткосрочную кадровую политику (от 1 месяца до 1 года);
· среднесрочную кадровую политику (от 1 года до 5 лет);
· долгосрочную кадровую политику (более 5 лет). (5, стр. 119)
Кадровая политика в организации может осуществляться по таким направлениям:
– прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий;
– разработка программы развития персонала с целью решения как текущих, так и будущих заданий организации на основе усовершенствования системы учебы и должностного перемещения работников;
– разработка мотивационных механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом;
– создание современных систем найма и отбора персонала;
– осуществление маркетинговой деятельности в отрасли персонала;
– формирование концепции оплаты труда и морального стимулирования работников;
– обеспечение равных возможностей эффективного труда, его безопасности и нормальных условий;
– определение основных тренований к персоналу в пределах прогноза развития предприятия;
– формирование новых кадровых структур и разработка процедур механизмов управления персоналом;
– улучшение морально психологического климата в коллективе, привлечение рядовых работников к управлению предприятием.
Зарубежный опыт показывает, что в современных условиях особенное значение имеет каждый работник, растет влияние качества его труда на конечные результаты всего предприятия, в связи с чем моральное и материальное стимулирование, социальные гарантии должны быть основным аспектом кадровой политики, которая проводится в организациях. Выплата надбавок и система участия работников в распределении прибыли должны обеспечить высокий уровень их заинтересованности в конечных результатах деятельности организации. Чтобы активно руководить персоналом, нужно обеспечить постоянный обмен информацией между разными уровнями управления по кадровым вопросам. Кадровую политику проводят на всех уровнях управления: высшее руководство, линейные руководители и служба управления персоналом.
Английский специалист в сфере кадрового менеджмента Д. Грест считает, что кадровая политика организации должна обеспечить:
– организационную интеграцию – высшее руководство и линейные руководители принимают разработанную и хорошо скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами как «свою собственную» и реализуют ее в своей оперативной работе, тесно взаимодействуя с функциональными службами;
– высокий уровень
– функциональность – вариантность функциональных заданий, которая предусматривает отказ от традиционного, жесткого разграничения разных видов работ, а также использования разнообразных форм трудовых контрактов (полная, частичная и погодинна занятость);
– структуру – адаптация к непрерывной учебе, организационным изменениям, гибкость организационно кадрового потенциала, высокое качество работы и ее результатов, условий труда (рабочая обстановка, содержание работы, удовлетворенность рабочего). (8, стр. 206)
2.3 Классификация стратегии управления персоналом
Следует помнить, что стратегия управления персоналом теснейшим образом связана с общей стратегией организации. В свою очередь, стратегия организации изменяется в зависимости от этапа жизненного цикла, который преодолевает фирма. Выделяют 4 таких этапа: 1) рождение; 2) рост; 3) зрелость; 4) упадок. Им соответствуют стратегии: предпринимательская, динамического роста, прибыльности, ликвидационная. (6)
1. Предпринимательская стратегия
нацелена на поиск: товара, который
сможет найти свой рынок,
– разработка общих принципов стратегии. Определяются цели стратегии управления персоналом, создается план кадровых мероприятий. Формируется кадровая служба (организационная структура, набор состава сотрудников). Организуется кадровое делопроизводство;
– планирование потребности
в персонале. Разрабатывается
– привлечение, отбор и
оценка персонала. Выбираются наименее
затратные источники
2. Стратегия динамического
роста реализуется в условиях,
когда организация растет, появляются
все новые и новые клиенты,
и поэтому стратегия
Самые важные направления стратегии:
· привлечение, отбор и оценка персонала. Ведется активная работа по привлечению профессионалов. Используются возможности кадровых агентств;
· адаптация персонала.
Все принятые работники должны быстро
и с минимальными затратами воспринять
корпоративную культуру. Корпоративная
культура – сложный комплекс предположений,
бездоказательно принимаемых
· стимулирование персонала
и система продвижения по службе.
Активно ведется разработка и
переработка положения о
3. Стратегия прибыльности
нацелена на получение
Информация о работе Выбор и реализация стратегии управления персоналом организации