Запасы в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 20:31, лекция

Описание работы

Содержание запасов связано с рисками, поскольку омертвляется капитал ,а товары –могут устареть. Средства ,вложенные в запасы омертвляются, их нельзя использовать на приобретение других активов или товаров, способных повысить эффективность деятельности предприятия. Если в запасы инвестируются не собственные . а заемные средства, то это увеличивает процентные расходы , выплачиваемые банкам. Риски содержания запасов связаны с их хранением( устаревание, негодность, хищения и.т.п.)

Файлы: 1 файл

Запасы в системе менеджмент1.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

Запасы в системе менеджмента

 

Реализация  эффективной системы управления запасами предполагает понимание роли запасов в производстве и маркетинге. Для этого необходимо представить  какие средства « связаны» в запасах. Сопоставим такие показатели деятельности предприятия как объем продаж, объем выручки от реализации продукции и размер средств ,вложенных в запасы.

Анализ  этих показателей свидетельствует  о том, что у многих компаний запасы составляют львиную долю всех активов. У некоторых предприятий доля запасов в совокупных активах достигает до 48%. Расширение деятельности, выход на рынок с новыми продуктами приводит к дальнейшему наращиванию запасов. Не вызывает сомнения то, что запасы являются крупным центром издержек. Сокращение запасов всего на несколько пунктов может дать значительное повышение прибыльности.

       Умелое управление запасами позволяет  существенно снизить совокупные  издержки товародвижения. Несмотря  на  внедрение таких концепций  управления запасами как «точно  в срок» и др. существуют неиспользованные резервы для совершенствования управления запасами. Эти резервы во многом связаны с реализацией концепции интегрированной логистической цепи поставок, которая позволила бы благодаря активному информационному обмену и целенаправленным совместным усилиям менеджеров уменьшить неопределенность хозяйственной деятельности и, соответственно сократить страховые запасы. Совершенствование системы управления цепью поставок, реорганизация снабженческо-сбытовых процессов требует от менеджеров четкого понимания структуры запасов и их динамики. ( Доля запасов в товарообороте и ВНП США составляет около 30%).

         Содержание запасов  связано с рисками, поскольку омертвляется капитал ,а товары –могут устареть. Средства ,вложенные в запасы омертвляются, их нельзя использовать на приобретение других активов или товаров, способных повысить эффективность деятельности предприятия. Если в запасы инвестируются не собственные . а заемные средства, то это увеличивает процентные расходы , выплачиваемые банкам. Риски содержания запасов связаны с их хранением( устаревание, негодность, хищения и.т.п.)

Производство. Здесь запасы включают сырье, материалы, незавершенную и готовую продукцию. ГП нередко приходится перемещать на распределительные центры ,предприятия ОТ и РТ. Хотя производственные предприятия имеют дело с более узким ассортиментом продукции, чем оптовые и розничные торговцы, но их потребность в запасах более настоятельна и продолжительна во времени.

Оптовая торговля. Здесь более узкий диапазон рисков по сравнению с РТ, но риски глубже и более продолжительны. ОТ закупают у производителей крупные партии товаров, а продают их РТ мелкими партиями. Экономическая роль ОТ снабжать РТ специально подобранным ассортиментом продукции разных производителей небольшими партиями. Если продукция имеет сезонный характер, оптовику приходится формировать запасы задолго до их продажи, что увеличивает риски. Одна из главных опасностей ОТ является расширение ассортимента до  масштабов свойственных РТ( В 80-е гг. за рубежом наметилась тенденция уменьшения ОТ общего профиля ,усиление позиций специализированных ОТ).

Розничная торговля. Для РТ важную роль играет оборачиваемость запасов (Дороговизна содержания торговых помещений).Оборачиваемость запасов вычисляется делением годового объема продаж на среднюю величину запасов. РТ принимают на себя множественные риски, особые для каждого вида продуктов. В типичном супермаркете риск распределен среди более чем 10 тыс. товарных позиций( или единиц хранения). В магазинах самообслуживания, торгующих со скидками число единиц хранения  часто достигает 25 тыс.-50тыс.Имея дело со столь широким ассортиментов РТ все чаще стараются переложить риски  за запасы на производителей и ОТ. «Выталкивая» запасы в предыдущие уровни маркетингового канала РТ требуют от производителей и оптовиков быстрой доставки смешанных партий поставок.

Если предприятие  планирует работать более чем  одном уровне канала распределения, оно должно быть готово к принятию дополнительного риска, связанного с управлением запасами.( магазин+оптовый склад). В той мере, в какой предприятие вертикально интегрировано, оно должно управлять запасами на всех уровнях маркетингового канала.

 В среднем запасы у большинства предприятий превышают их базовые потребности. Для понимания этого обобщения целесообразно провести анализ главных функций запасов.

     Географическая специализация. Запасы обеспечивают географическую специализацию отдельных хозяйственных единиц. Часто производство расположено далеко от основных рынков сбыта. Например для сборки автомобиля необходимы: аккумуляторы, шины, рессоры, коробки передач, др. комплектующие .Это все необходимо транспортировать к сборочной линии. Создаются специальные распределительные центры.

     Консолидация ресурсов. Эта функция реализуется путем накопления запасов незавершенной продукции « на границе» между разными стадиями производственного процесса, обеспечивая эффективность производства на отдельном предприятии. Консолидация запасов позволяет выпускать и транспортировать каждый вид продукции экономически выгодными партиями, превышающими текущий рыночный спрос. В процессе распределения заблаговременно накопленные складские запасы дают возможность отправлять клиентам крупные партии товаров по минимальным тарифам. Для маркетинговой деятельности консолидация ресурсов означает возможность продавать произведенную и накопленную продукцию в нужном ассортименте. Эта функция запасов  «страхует» предприятие от неожиданностей. Эта функция способствует экономическому росту на отдельном предприятии, в то время как географическая специализация повышает эффективность разобщенных в пространстве предприятий. Современные модели менеджмента, основанные на синхронизации действий партнеров по бизнесу некоторым образом сузили функцию консолидации ресурсов, но не устранили ее окончательно.

    Уравновешивание спроса и предложения. Эта функция связана с существованием разрыва во времени между производством и потреблением. Наиболее характерным является сезонное производство продукции, потребляемой в течение всего года. Уравновешивающие запасы обеспечивают экономичность производства в условиях изменчивого спроса. Это трудная проблема планирования. Почти все товары испытывают сезонные колебания.( например рынок садовой мебели).Накопление запасов позволяет устранить зависимость массового производства и потребления от фактора сезонности. Уравновешивающая функция запасов предполагает вложение средств в создание запасов, которые должны быть полностью реализованы в течение сезона. Главная проблема планирования запасов в этом случае сводится к тому, чтобы определить, какой объем запасов обеспечит максимальный сбыт при минимальном риске перехода остатков на другой сезон.

Защита от неопределенности. Эта функция заключается в сглаживании колебаний спроса или снабжения. Ее реализация осуществляется с помощью страховых и буферных запасов.

Значительная  функция чрезмерных запасов является результатом неверного планирования. Потребность в страховых запасах порождается неопределенностью будущих продаж и поставок пополнения ресурсов. В определенном смысле вложение средств в страховые запасы эквивалентно покупке страхового полиса. Страховые запасы защищают от 2-х видов неопределенности1) когда спрос в рамках функционального цикла оказывается больше ожидаемого.2) когда имеют место колебания продолжительности самого функционального цикла( задержки обработки заказов; задержки транспортировки).

Вероятность и степень неопределенности каждого  типа можно оценить. Функции страховых запасов состоят в защите от обоих видов неопределенности.

Вышеприведенные функции запасов предопределяют величину инвестиций в запасы, необходимую  для реализации целей и задач  предприятия. При любой стратегии бизнеса предприятия объем запасов можно сократить только до уровня, обеспечивающего реализацию четырех функций запасов. Запасы сверх этого минимального уровня являются избыточными.

Определение понятий, используемых в управлении запасами.

 

В системе  управления запасам достаточно часто используется термин «политика управления запасами»-состоит из решений –что закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах. Выбрать экономически целесообразную политику в области управления запасами достаточно сложно.

Важным элементом политики управления запасами является выбор стратегии. Возможны варианты: управлять запасами каждого распределительного склада по раздельности; или управлять централизованно, что требует большей координации и соответствующего информационного обеспечения.

Уровень обслуживания как целевой показатель деятельности предприятий непосредственно связан с системой управления запасами. Этот уровень характеризуется следующими параметрами: продолжительность цикла исполнения заказа ; норма насыщения спроса- по объему или ассортименту заказа ( в целом по всем заказам или в любой комбинации этих параметров). Продолжительность цикла исполнения заказа( функционального цикла)- это время между подачей клиентом заказа на закупку и получением им соответствующего груза. Норма насыщения спроса по объему характеризует долю( в % выражении) общего количества заказанной продукции, которая реально может быть отгружена. Например 95% норма насыщения спроса по объему означает, что из каждых 100 единиц заказанной продукции в среднем 95 единиц могут быть отгружены из наличных запасов, а заказ свыше 5 единиц будет исполнен позднее либо аннулирован.

Норма насыщения спроса по ассортименту- это доля видов продукции, заказ на которые может быть выполнен полностью. Например, когда клиент заказывает 80 единиц продукта А и 20-продукта Б, заказ по объему равен 100 единицам, а по ассортименту-двум видам продукции. Если в наличии имеется только 75 единиц продукта А и все 20 единиц продукта Б , норма насыщения спроса по объему составит 95% (75+20)/( 80+20), а норма насыщения спроса по ассортименту -50% (1/2).

Норма насыщения спроса по заказам в целом -это доля заказов, которые могут быть выполнены по всем параметрам. В вышеприведенном примере заказ не выполнен полностью, так что норма насыщения по заказу равна нулю.

Управление запасами должно быть интегрировано  в единую систему менеджмента  предприятия для достижения планового  уровня обслуживания.

Средние запасы. В состав средних запасов входят текущие (или базовые) запасы, запасы страховые и запасы в пути. Они включают в себя сырье ,материалы, детали, компоненты НП, ГП, которые хранятся на разных объектах логистической инфраструктуры. Для каждого объекта должен быть определен подходящий уровень запасов.

Текущие запасы или базовые резервы представляют собой часть среднего запаса, которая подлежит регулярному пополнению. В начале функционального цикла величина запасов максимальна. Ежедневные заказы уменьшают запасы до тех пор, пока их уровень не достигнет нуля. Но прежде чем это произойдет необходимо подать заказ на пополнение запасов, чтобы они успели прибыть, пока склады не опустели полностью. Заказ на пополнение запаса необходимо отправлять, когда их объем превышает( или по крайней мере равен) потребности клиента в рамках конкретного функционального цикла. Количество грузов, заказываемых для пополнения запасов называют размером заказа. Средний объем запасов, возникающий в результате их пополнения, и называют базовым резервом, или текущим запасом. Средние текущие запасы составляют половину размера заказа.

Страховые запасы являются вторым элементом среднего запаса. Их уровень поддерживается для защиты от неопределенности. Страховые запасы используют только в  конце цикла пополнения запасов, когда неопределенность предстает в виде повышенного( против планового уровня) спроса или более продолжительного, чем ожидалось функционального цикла. Основное назначение этих запасов- покрывать потребности, вызванные краткосрочными колебаниями спроса или снабжения. С учетом этой части запасов средние запасы можно выразить как сумму половины размера заказа и страховых запасов.

Запасы в пути- это те запасы, которые уже отправлены или ожидают транспортировки. Они являются необходимым элементом пополнения запасов. Распространение практики заказывать поставки чаще и небольшими партиями, а также стратегии « точно в срок» привело к тому, что запасы в пути сейчас составляют большую долю запасов, чем раньше. Поэтому менеджеры уделяют значительное внимание задаче сокращения запасов в пути и сопутствующей неопределенности.

В зависимости от условий закупок компании могут быть собственниками, а могут и не быть собственниками запасов в пути. Такие запасы не принадлежат получателю, если право собственности передается только в пункте назначения. И они являются собственностью получателя, когда право собственности передается в пункте отправления. Если права собственности передаются в пункте отправления, запасы в пути следует считать частью средних запасов.

Динамика средних запасов  в рамках функционального цикла. Политика управления запасами предполагает определения того, сколько и когда следует заказывать.

Представим следующую упрощенную ситуацию : продолжительность цикла  пополнения запасов постоянна и  равна 20 дням. Объем продаж также  постоянен и равен 10 единицам в  день. Предприятие становится собственником запасов только по их доставке. Установим размер заказа  в 200 единиц. Схематично эта ситуация выглядит след образом (рис.1).

 

 

Объем

Запасов                         Размещение заказа                    Доставка заказа

 

 

 

 

_________________________________________________________________ Средний

                                                                                                                                    Запас

 

 

 

 


0                                      20                                        40                                               60

                                                              Дни

 

Рис.1.Динамика запасов: стабильные объемы продаж и функциональный цикл

Информация о работе Запасы в системе менеджмента