Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 11:14, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Агропромышленный комплекс
является одной из важнейших отраслей экономики любого государства.
Он производит жизненно необходимую человеку продукцию: основные
продукты питания и сырье для выработки предметов потребления.
Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию
сельскому хозяйству, которое, в свою очередь, поставляет свою продукцию
шестидесяти отраслям промышленности.
бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.
1.2 Отраслевая структура сельского хозяйства
Агропромышленный комплекс
(АПК) является важной частью производственного
потенциала страны. В нем сосредоточено
около 43 % людей, занятых в сфере
материального производства. Основные
задачи АПК - достижение устойчивого
роста сельскохозяйственного
Намечено значительно
увеличить валовую продукцию
сельского хозяйства и поднять
производительность труда. Темпы роста
валовой продукции в
Основой сельского хозяйства и АПК в целом является растениеводство с его подотраслями: полеводство, садоводство, виноградарство, овощеводство и животноводство, к которому относятся скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, прудовое рыбоводство, пушное звероводство, пчеловодство и др.
Для обеспечения устойчивого
снабжения населения всеми
Растениеводство и животноводство тесно связаны между собой и как бы дополняют друг друга. Растениеводство поставляет животноводству корма, а животноводство дает ценное органическое удобрение, необходимое для восстановления плодородия почв. Эти отрасли занимают наибольший удельный вес в структуре товарной продукции.
Дополнительные отрасли,
как и основные, производят товарную
продукцию, но в сравнительно малом
объеме. Их, как правило, создают
для переработки
Агропромышленный комплекс Российской Федерации - это комплекс отраслей, которые имеют тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.
В структуре АПК выделяют три сферы. Первая - отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и др. Вторая - сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство. Третья - отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье: пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти, а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса.
В структуре АПК России сельское хозяйство является главным звеном. Оно производит свыше 48% объема продукции АПК, располагает 68% производственных основных фондов комплекса, в нем занято почти 67% работающих в производственных отраслях АПК. В развитых же странах в создании конечного продукта основная роль принадлежит третьей сфере АПК. Например, в США на долю перерабатывающих и сбытовых отраслей приходится 73% производимой продукции АПК, сельское хозяйство дает лишь 13%.
Сбалансированное развитие
всех звеньев АПК - необходимое условие
решения проблемы обеспечения страны
продовольствием и
2. Анализ финансирования
агропромышленного комплекса
2.1. Оценка финансово-
агропромышленного комплекса Нижегородской области
Нижегородская область расположена в центре Европейской части России, входит в состав Приволжского федерального округа и относится к нечерноземной зоне сельскохозяйственного производства. Общий земельный фонд области –7662,4 тыс. гектаров. Сельское хозяйство области представлено 2841,7 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, из которых 1981,7 тыс. гектаров занято пашней. На территории области на 01.01.2012 года проживало 3359,8 тыс. человек, из них в сельской местности 713,3 тыс. человек (21,2%).
Ведущим направлением в сельском хозяйстве является животноводство, основным видом деятельности которого является производство молока. Разведением племенного скота занимаются 24 племенных завода и 28 племенных репродукторов.
В растениеводстве основным направлением является производство зерна. В области работают29 элитно-семеноводческих хозяйств, в том числе:
•14 -по зерновым культурам,
•7 -смешанного направления,
•7 -по картофелю,
•1 -по льну.
По данным на конец 2012 года в области действуют 793 сельскохозяйственные организации, которыми производится -95% зерна, 63% мяса, -66,5% молока от их общего объема производства в области. Функционируют 2985 крестьянских (фермерских) хозяйств, доля их продукции в общем объеме сельскохозяйственного производства области невелика и составляет 1,3процента.
Насчитывается около520 тысяч личных подсобных хозяйств, которыми производится почти 83% картофеля и 89% овощей.
В агропромышленном комплексе Нижегородской области производится 1,4% общероссийского объема зерна, 2,3% -картофеля, 2,5% -овощей, 1,9% -мяса скота и птицы, 2% -молока, 3,2% -яиц.
По численности крупного рогатого скота область занимает 11 место в Российской Федерации, свиней –13, по производству и реализации мяса всех видов скота –19, по производству молока –11, яиц –8, зерна –22, картофеля –12 место.
В Приволжском федеральном округе Нижегородская область занимает по численности крупного рогатого скота 5 место, свиней –6, по реализации мяса –6, яиц –2, по производству зерна –5, картофеля –3, овощей –3 место.
Анализируя структуру посевных площадей в Нижегородской области по видам сельскохозяйственных культур, можно увидеть следующее: в общей посевной площади всех категорий хозяйств наибольший удельный вес посевов, по-прежнему, остался за сельскохозяйственными организациями –1991,4%, доля фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей –3,4%, хозяйств населения –5,2%.
В растениеводстве сельскохозяйственные организации и фермеры отдают предпочтение выращиванию зерновых культур. Хозяйства населения, располагающие 5,2% всех посевных площадей в области, несмотря на дефицит внимания в период реформирования, были и остаются основными производителями картофеля и овощей.
Важнейшим фактором развития сельскохозяйственного производства, повышения его эффективности, остается наличие прочной материально-технической базы и развитой инфраструктуры села. В Нижегородской области для ведения сельскохозяйственного производства в крупных масштабах парк сельскохозяйственной техники сосредоточен в крупных сельскохозяйственных организациях. Но из-за недостатка финансовых средств, имеющаяся техника в большинстве случаев, уже выработала свой ресурс. В крупных, средних организациях из общего количества имеющихся тракторов 75% старше 10 лет и новой техники до 3 лет имелось только 8%. Для сравнения, в целом по РФ структура следующая: более 10 лет –83,8%, до 3 лет –5,7%. Личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства граждан располагают в основном так называемыми средствами малой механизации. Примечателен тот факт, что в Нижегородской области на личных подворьях граждан содержалось 1,7 тыс. голов лошадей (по России –740,2 тыс. голов), сохранилось 536 конных плугов (58,6 тыс.).
За последние два года увеличивается объем ассигнований из федерального и областного бюджетов, направляемых на финансирование всего агрокомплекса Нижегородской области.
В результате государственной поддержки сельскохозяйственных организаций за год сократилось число убыточных хозяйств (с 36% до 22%). За счет субсидий повысилась рентабельность продукции сельского хозяйства. В структуре производства продукции сельхозорганизациям, по предварительной оценке, принадлежало 50,2% от стоимости произведенной продукции всеми категориями хозяйств в 2012 году против 48,7% в 2011 году. Из-за введения системы страхования урожая сельскохозяйственных культур, самым заметным показателем стал показатель роста посевных площадей. За счет расширения посевов изменился и коэффициент-низкая платежеспособность населения, связанная с незначительным ростом реальных доходов.
В рамках среднесрочного планирования министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области обозначены основные цели задачи развития агропромышленного комплекса Нижегородской области, а именно:
Цель 1.Создание условий для
повышения
высококачественными продуктами питания.
Задачи, решение которых обеспечивает достижение первой цели:
-повышение инвестиционной
и инновационной
отрасли, развитие технического и технологического потенциала АПК;
-формирование профессионально
подготовленного кадрового
-капитализация и концентрация
производства в успешно
организациях.
Цель 2.Создание условий для устойчивого развития сельских районов области, обеспечение занятости и повышение уровня жизни сельского населения.
Задачи, решение которых означает достижение второй цели:
-повышение доходов сельского населения;
-повышение качества жизни сельского населения;
-развитие малых форм хозяйствования и кооперации.
Цель 3.Создание условий для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством природных ресурсов.
Задачи, решение которых означает достижение третьей цели:
-улучшение и сохранение
состояния
-вовлечение земель
оборот.
2.2. Источники финансирования сельского хозяйства Нижегородской области
Источником финансирования мероприятий по строительству жилья в соответствии с Программой являются средства областного бюджета, средства организаций агропромышленного комплекса и крестьянских (фермерских) хозяйств Нижегородской области, собственные средства работников АПК - участников Программы.
Сумма финансирования с разбивкой по источникам финансирования и по годам реализации приведена в следующей таблице.
тысяч рублей
Наименование |
Источники |
Годы | ||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 | ||
Министерство |
Всего, в том |
128 260,0 |
157 003,0 |
186 732,0 |
217 447,0 |
27 608,0 |
Областной |
49 874,0 |
59 679,0 |
69 618,0 |
79 691,0 |
3 752,0 | |
Капвложения |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
НИОКР |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Прочие расходы |
49 874,0 |
59 679,0 |
69 618,0 |
79 691,0 |
3 752,0 | |
Федеральный |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Местный |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Прочие |
78 386,0 |
97 324,0 |
117 144,0 |
137 756,0 |
23 856,0 | |
Капвложения |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
НИОКР |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Прочие расходы |
78 386,0 |
97 324,0 |
117 144,0 |
137 756,0 |
23 856,0 | |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 | ||
Всего, в том |
27 608,0 |
27 608,0 |
27 608,0 |
27 608,0 |
27 608,0 | |
Областной |
3 752,0 |
3 752,0 |
3 752,0 |
3 752,0 |
3 752,0 | |
Капвложения |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
НИОКР |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Прочие расходы |
3 752,0 |
3 752,0 |
3 752,0 |
3 752,0 |
3 752,0 | |
Федеральный |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Местный |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Прочие |
23 856,0 |
23 856,0 |
23 856,0 |
23 856,0 |
23 856,0 | |
Капвложения |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
НИОКР |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Прочие расходы |
23 856,0 |
23 856,0 |
23 856,0 |
23 856,0 |
23 856,0 | |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
ВСЕГО | ||
Всего, в том |
27 608,0 |
22 194,0 |
15 776,0 |
8 381,0 |
929 049,0 | |
Областной |
3 752,0 |
3 015,0 |
2 144,0 |
1 139,0 |
291 424,0 | |
Капвложения |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
НИОКР |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Прочие расходы |
3 752,0 |
3 015,0 |
2 144,0 |
1 139,0 |
291 424,0 | |
Федеральный |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Местный |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Прочие |
23 856,0 |
19 179,0 |
13 632,0 |
7 242,0 |
637 625,0 | |
Капвложения |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
НИОКР |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Прочие расходы |
23 856,0 |
19 179,0 |
13 632,0 |
7 242,0 |
637 625,0 | |
Итого по |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 | |
Всего, в том |
128 260,0 |
157 003,0 |
186 732,0 |
217 447,0 |
27 608,0 | |
Областной |
49 874,0 |
59 679,0 |
69 618,0 |
79 691,0 |
3 752,0 | |
Капвложения |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
НИОКР |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Прочие расходы |
49 874,0 |
59 679,0 |
69 618,0 |
79 691,0 |
3 752,0 | |
Федеральный |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Местный |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Прочие |
78 386,0 |
97 324,0 |
117 144,0 |
137 756,0 |
23 856,0 | |
Капвложения |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
НИОКР |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Прочие расходы |
78 386,0 |
97 324,0 |
117 144,0 |
137 756,0 |
23 856,0 | |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 | ||
Всего, в том |
27 608,0 |
27 608,0 |
27 608,0 |
27 608,0 |
27 608,0 | |
Областной |
3 752,0 |
3 752,0 |
3 752,0 |
3 752,0 |
3 752,0 | |
Капвложения |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
НИОКР |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Прочие расходы |
3 752,0 |
3 752,0 |
3 752,0 |
3 752,0 |
3 752,0 | |
Федеральный |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Местный |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Прочие |
23 856,0 |
23 856,0 |
23 856,0 |
23 856,0 |
23 856,0 | |
Капвложения |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
НИОКР |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Прочие расходы |
23 856,0 |
23 856,0 |
23 856,0 |
23 856,0 |
23 856,0 | |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
ВСЕГО | ||
Всего, в том |
27 608,0 |
22 194,0 |
15 776,0 |
8 381,0 |
929 049,0 | |
Областной |
3 752,0 |
3 015,0 |
2 144,0 |
1 139,0 |
291 424,0 | |
Капвложения |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
НИОКР |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Прочие расходы |
3 752,0 |
3 015,0 |
2 144,0 |
1 139,0 |
291 424,0 | |
Федеральный |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Местный |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Прочие |
23 856,0 |
19 179,0 |
13 632,0 |
7 242,0 |
637 625,0 | |
Капвложения |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
НИОКР |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Прочие расходы |
23 856,0 |
19 179,0 |
13 632,0 |
7 242,0 |
637 625,0 |