Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:41, курсовая работа
Цель работы - изучение актуальных вопросов организации финансов акционерных обществ.
Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
- рассмотреть понятие финансов акционерного общества;
- рассмотреть управление финансами акционерных обществ;
- проанализировать проблемы аудита финансовой деятельности акционерных обществ;
- проанализировать проблемы оптимизации финансовой политики акционерных обществ;
- в заключении сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ АКЦИОНЕРНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. ЦЕННЫЕ БУМАГИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ И ОПЕРАЦИЙ С НИМИ
1.1. Акционерные общества, цели создания и особенности управления
1.2. Виды ценных бумаг и операции с ними
1.3. Основные этапы управления ценными бумагами в рамках предприятий акционерной собственности
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ХИМПРОМ»
2.1.Характеристика организационной структуры предприятия
2.2. Основные показатели экономической деятельности предприятия
2.3. Оценка эффективности финансового контроля
Глава 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
3.1 Совершенствование организационной структуры
3.2. Порядок совершенствования расчета прибыли на одну акцию в результате конвертации финансовых инструментов предприятия в соответствии с ПСБУ
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Активность использования
собственных средств
Изменения в объемах
производства основных видов
продукции зависят в основном
от колебаний спроса на рынке
и сокращения производства
2.3. Оценка эффективности финансового контроля
Эффективность финансового контроля – относительный показатель, показывающий отклонения между и фактическими и плановыми данными, что позволяет корректировать планы предприятия с учетом выявленных отклонений. Показателями эффективности финансового контроля являются число выявленных нарушений, величина выявленного перерасхода или экономии по всем расходам, процент выполнения плана. Отметим, что в настоящее время в ООО «Химпром» в силу того, что в состав предприятия входит большое количество подразделений производится составление доходов и расходов по каждой службе, значения бюджетов затем суммируются и учитываются в сводном бюджете. Отметим, что сводный финансовый бюджет в ОАО «Химпром» за 2011 г. в части доходов перевыполнен на 14,4 %, по расходам на 7,9 %.
Ниже будут приведены данные бюджета Транспортной службы. Для оценки эффективности контроля мы сопоставим плановые и фактические данные исполнения бюджета Транспортной службе ОАО «Химпром». Сопоставим фактические и плановые данные об отгрузке ОАО «Химпром» за 2008-2011 гг. (таблица 4).
Таблица 4 - Сведения о фактической и плановой величине отгрузки продукции в ОАО «Химпром» за 2008-2011 гг.
План |
Факт |
выполнения плана |
% | |||||||||||
2008 г. | ||||||||||||||
Отгрузка |
350 000 |
352 956 |
100,8 | |||||||||||
2009 г. | ||||||||||||||
Отгрузка |
366000 |
364 575 |
99,6 | |||||||||||
2010 г. | ||||||||||||||
Отгрузка |
393000 |
394 345 |
100,3 | |||||||||||
2011 г. | ||||||||||||||
Отгрузка |
4445000 |
447 982 |
100,8 |
Приведенные в таблице 4 данные свидетельствуют о том, что в транспортном цехе отгрузка продукции за анализируемый период 2008-2011 гг. производилась в рамках утвержденных планов, в тоже время следует отметить, что в 2009 г. отгрузка выполнена только на 99,6 % запланированной величины отгрузки.
Выборочная проверка договорных отношений с поставщиками и подрядчиками в ОАО «Химпром» показала, что договора заключены в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, товарно-материальные ценности поставляются в соответствии с заключенными договорами в срок.
Отметим, что аналитический учет по расчетам с покупателями и заказчиками в ОАО «Химпром» ведется раздельно: покупателям (заказчикам) и кредитным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям (заказчикам) в разрезе неоплаченных в срок расчетных документов; авансам, полученным с выделением каждого юридического и физического лица.
Отметим, что внедрение системы бюджетного управления (бюджетирования) в ОАО «Химпром» обеспечивает лучшую координацию хозяйственной деятельности, повышает управляемость и адаптивность предприятия к изменениям во внутренней (оргструктура, ресурсы, потенциал предприятия) и внешней среде (рыночной конъюнктуре), снижает возможность злоупотреблений и ошибок в управлении, обеспечивает взаимосвязь различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности, формирует единое видение планов предприятия и возникающих в процессе их осуществления проблем всеми ответственными работниками, обеспечивает более ответственный подход специалистов к принятию решений, лучшую мотивацию их деятельности и ее оценку.
Процесс бюджетирования в ОАО «Химпром» стандартизирован с помощью бюджетных форм, инструкций и процедур. В подготовке бюджетов участвуют разные подразделения компании. Все бюджеты составляются на основе прогноза объема продаж. При составлении основных бюджетов могут использоваться два подхода: 1) прямой (на основе операционных бюджетов, определения дебиторской и кредиторской задолженности, запасов сырья и готовой продукции и на этой основе определения основных соотношений финансовых потребностей и финансовых возможностей); 2) косвенный, более упрощенный (на основе сбалансирования доходов и текущих расходов, первоначальных (стартовых) затрат и внешнего финансирования).
Беспристрастные бюджеты помогают менеджерам вначале конкретизировать поставленные задачи, потом проанализировать состояние дел в компании: как прошел текущий период (принес прибыли или убытки, есть ли деньги на счете), что можно ожидать в ближайшем будущем, целесообразно ли внедрять новые технологии, будут они окупаться или нет - и ответить на многие другие вопросы.
Число основных материальных ресурсов данного предприятия входит товарная позиция "Хлорметан". Затраты на ее закупку составили 11% от удельного веса бюджетных затрат на основные материалы данного предприятия в проверяемом периоде. Фактический объем закупки хлорметана за месяц составляет 14 000 т. Исходные данные для проверки представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Отчет о динамике цены товарной позиции "Хлорметан" в ноябре 2011г.
Наименование показателя |
Цена, тыс.руб/т. |
На начало месяца по норме |
4 |
На конец месяца по норме |
4,3 |
Среднерыночная цена в течение месяца |
5,0 |
Закупочная цена фактическая |
4,1 |
Результат свидетельствует, что перерасход средств на закупку проверяемой позиции ТМЦ перекрыл запланированное увеличение бюджета. При этом факт роста нормативной цены в течение проверяемого периода обычно связывается с относительно низким качеством планово-финансовой деятельности в снабжении. В ходе осуществления закупочных цен важно констатировать наличие отклонений, но и оценить их уровень, проанализировать причины их возникновения и принять меры к тому, чтобы они впредь не возникали.
Система экономической диагностики состояния закупочных цен на многих предприятиях не применяется. Наиболее приемлемым способом реализации данной системы является установление шкалы пороговых значений отклонений, каждому из которых ставится в соответствие определенная схема адекватных управленческих действий по их корректировке. В результате применения модели можно установить пороги закупочных цен и указать соответствующие управленческие действия (таблица 6 и 7).
Таблица 6 - Уровни существенности отклонений закупочных цен ТМЦ
Уровень допустимости отклонений |
Значения отклонений (%), +/- |
Допустимый |
0 - 5 |
Допустимый с минимальными отклонениями |
6 - 10 |
Допустимый со средними отклонениями |
11 - 15 |
Допустимый с высокими отклонениями |
16 - 20 |
Недопустимый |
Свыше 20 |
Своевременное выявление отклонений и изменений закупочных цен, определение причин их возникновения направлено прежде всего на предотвращение возникающих бюджетных девиаций в будущем, своевременное принятие мер для их сглаживания в текущем периоде. В связи с этим чрезвычайно важна классификация причин отклонений, позволяющая их группировать и использовать в качестве информационной базы для принятия управленческих решений.
Таблица 7 - Уровни существенности и управленческих действий
Уровень существенности отклонений |
Управленческие действия
|
Допустимый |
Нет |
Допустимый с минимальными отклонениями |
Ретроспективный анализ отклонений, выявление экономических причин возникновения отклонений, оценка частоты их возникновения, разработка мероприятий по недопущению отклонений |
Допустимый со средними отклонениями |
Выявление экономических причин возникновения отклонений, разработка мероприятий по устранению и профилактике их возникновения |
Допустимый с высокими отклонениями |
Оперативное выявление причин возникновения, разработка срочных мероприятий по устранению и профилактике возникновения отклонений |
Недопустимый |
Оперативное выявление причин возникновения отклонений, аудит снабженческой и финансовой деятельности, срочное выявление виновников, разработка и реализация мер административного воздействия на них |
Наряду с бюджетами на предстоящий период в процессе бюджетирования составляются отчеты об исполнении бюджетов за истекший период. Отчеты по бюджетам сводят воедино информацию по планированию, учету, контролю и анализу бизнес-процессов. Менеджеры должны отслеживать выполнение бюджетов и выявлять так называемые "узкие места" в деятельности компании.
Отчеты по бюджетам в ОАО «Химпром» составляются поквартально, по полугодиям и раз в год. По одним данным отчитываются ежедневно (например, по отгрузке), по другим - еженедельно (например, по производству и продажам). Для определения периодичности отчетов, проводится анализ "затраты/выгоды".
В периодических отчетах ОАО «Химпром» сопоставляются запланированные и отчетные данные. По результатам сопоставления проводится анализ план-фактных отклонений (то есть оценка уровня отклонений фактических показателей от плановых). При этом отклонения могут измеряться в абсолютных (например, в рублях) и в относительных (например, в процентах) единицах измерения. Отклонения могут рассчитываться между показателями, запланированными на определенный период, и по отношению к любому базовому периоду. Так, отклонения на шестой месяц бюджетного периода могут устанавливаться в процентах к отклонениям в первом месяце. Превышающие предельно допустимый уровень отклонения оцениваются на предмет степени их влияния на аспекты функционирования организации, выявляются причины таких отклонений.
В принципе все отклонения можно разделить на отрицательные, то есть отдаляющие от намеченных ориентиров хозяйственной политики компании и принятых ею установок, и положительные - приближающие к ним. Например, выпуск продукции сверх плана может быть как отрицательным, так и положительным отклонением - все зависит от принятых установок, производственных и сбытовых возможностей, а также условий функционирования конкретной компании. Так, если компания ориентирована на расширение производства и освоение новых рынков, имеет потенциалы сбыта (развитая сбытовая сеть, продукция пользуется спросом), а дополнительные продажи обеспечивают получение дополнительной прибыли (то есть имеет место превышение предельного дохода над предельными издержками), то данное отклонение положительное.
Если же выпуск продукции заранее задан жесткими рамками и сбыт излишне выпущенной продукции представляется невозможным, а также если дополнительные издержки (дополнительный расход ресурсов, дополнительные затраты на оплату труда рабочих, обслуживание производственных мощностей и т.д.) превышают дополнительный доход от продажи сверхплановой продукции, то это отклонение является отрицательным.
Проводимый в ОАО «Химпром» анализ план-фактных отклонений позволяет определить требующие первоочередного внимания проблемные области хозяйственной деятельности, выявить не предусмотренные в процессе разработки бюджетов возможности, а также оценить деятельность каждого центра ответственности и его руководителей.
Так как некоторые внешние и внутренние факторы функционирования компании меняются, в процессе бюджетирования нужно оперативно принимать во внимание эти изменения. Например, некоторые затраты меняются в зависимости от изменений уровня деятельности (производства), поэтому при подготовке отчетов по бюджетам важно принимать во внимание изменчивость таких затрат. Другими словами, неверно сравнивать фактические затраты при одном уровне деятельности со сметными при другом уровне. Первоначальная смета должна быть скорректирована по фактическому уровню деятельности. Этот процесс называется составлением гибкой сметы (бюджета).
Результаты инвентаризации расчетов должны быть оформлены актом. В акте следует перечислить наименование проинвентаризованных счетов и указать суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных долгов, кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности. Результаты проверки оформим в таблице. (таблица 8).
Таблица 8 - Данные выборочной проверки расчетов с покупателями и