Анализ баланса доходов и расходов населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение состояния финансов населения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- определить сущность и содержание финансов населения;
- выявить субъектно-объектную структуру отношений финансов;
- проанализировать как и где используются финансы населением;
- изучить проблемы, сдерживающие нехватку денежных средств населения на удовлетворение необходимых им потребностям.
Объектом исследования курсовой работы являются финансовая система.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1.Теоретические основы финансов населения…………………………….5
1.1. Понятие, сущность, значение финансов населения…………………………5
1.2. Функции и механизм финансов населения…………………………………..9
Глава 2. Анализ баланса доходов и расходов
населения……………………………………………………………………….…..13
2.1. Анализ доходов населения и их состав…………………………………….13
2.2. Анализ расходов населения и их состав………………………………….....22
Заключение………………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………………….…36

Файлы: 1 файл

Финансы населения. 26 фев.docx

— 95.24 Кб (Скачать файл)

- Государственное содействие системной организации нормирования труда

- Применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа или устанавливаемых коллективным договором18.

Трудовой кодекс вменил в  обязанности работника выполнение норм, установленных работодателем, но не предусмотрел обязанность работодателя серьезно заниматься нормированием  труда. Провозглашенная государством гарантия того, что работодатель будет  применять какие-либо системы нормирования труда и учитывать при этом мнение профсоюзной организации, в  действительности не реализуется, а  значит, и заработная плата не может  иметь стимулирующего воздействия  на работников.

В обществе, основанном на многообразии форм собственности и наемном  труде, любые формы регулирования  заработной платы, в том числе  и осуществление государственных  гарантий по оплате труда, зависят от состояния рынка рабочей силы. К сожалению, этот рынок остается неразвитым, и государство мало делает для того, чтобы происходящие на нем «торги» по заработной плате  между работниками и работодателями осуществлялись на принципах социального  партнерства. Между тем для нормального  функционирования рынка труда именно государство должно устанавливать  определенные гарантии, представляющие собой конкретные, научно обоснованные параметры, которые бы служили исходным основанием для этих самых «торгов».

Экономическая обоснованность подобных параметров имеет первостепенное значение. Только при этом условии  возможно нормальное развитие трудовых отношений. В противном случае усиливается  социальная напряженность, углубляется  экономическое неравенство, создаются  условия для политической нестабильности.

К сожалению, в Российской Федерации ряд государственных  гарантий не имеет реального экономического содержания. Прежде всего это относится  к минимальной заработной плате, которая на протяжении всех пореформенных  лет остается ниже прожиточного минимума.

Минимальная заработная плата  как регулятор спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда фактически не действует. Отношения на нем складываются по большей части стихийно, но практически всегда в пользу работодателей.19

В регулировании территориального перемещения работников, привлечения  их в районы, где существует спрос  на рабочую силу, а также различия в условиях воспроизводства рабочей  силы, важную роль призваны сыграть  районные коэффициенты к заработной плате. Являясь одной из форм государственных гарантий в области заработной платы, в новых реалиях они теряют свое экономическое содержание. В прежней экономической модели действовала единая система розничных цен на товары и услуги. Неравенство размеров районных коэффициентов отражало различия в стоимости наборов товаров и услуг, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы, на соответствующих территориях. Теперь же потребительские цены на одни и те же товары по регионам страны существенно разнятся, а установленные районные коэффициенты не соответствуют их размерам.

Это свидетельствует о  том, что федеральные органы власти объективно не могут способствовать смягчению территориальных различий в условиях воспроизводства рабочей  силы, а значит, не способны влиять на формирование территориальных рынков труда с помощью районных коэффициентов (по существу, они просто не в состоянии  оперативно отслеживать изменения  в уровне цен на потребительские  товары и услуги).

Таким образом, назрела настоятельная  необходимость замены прежнего механизма  воздействия государства на территориальное  размещение рабочей силы (с помощью  районных коэффициентов, стажевых надбавок, льгот по отпускам и т.п.) на новый, адекватный потребностям развития экономики  и учитывающий особенности региональных рынков труда.

Как известно, заработная плата  является основным источником доходов  населения. Определяя доход и  уровень потребления основной части  взрослого населения (рабочих и  служащих), она служит еще и базой  для формирования доходов значительной части неработающего населения (пенсионеров, временно неработающих по причине болезни, безработных) через механизмы социального  страхования. Эти доходы выделились в самостоятельные виды, но сохранилась  их внутренняя связь с заработной платой.

Порядок назначения таких  выплат, а также отчислений в соответствующие  фонды социального страхования  жестко привязан к заработной плате  работников и государственным гарантиям  в области заработной платы. Минимальный  размер заработной платы не может  не корреспондироваться с минимальными размерами пенсий, пособиями по болезни, по безработице. Уровень минимальной заработной платы принимается во внимание при назначении стипендий студентам, определении размеров выделяемой материальной помощи. Уровень минимальных гарантий по заработной плате влияет и на характер отношений работодателя и государства. В частности, чем выше минимальная зарплата, тем меньшую долю доходов работодатель будет выдавать работникам в теневой форме и тем большую часть – начислять в открытой форме. Тогда и сумма ЕСН увеличится, и размеры поступлений государству в виде налога на доходы физических лиц тоже вырастут.

Возвращение минимальной  зарплате ее реальной роли в рыночных отношениях благотворно скажется и  на других социально-экономических  процессах. Очевидно, что низкий уровень  гарантий в области заработной платы  отрицательно влияет на систему страховых  выплат:

- закрепляются низкие минимальные уровни пенсий, пособий и т.д..

- устанавливаются высокие ставки отчислений в страховые фонды, что негативно воспринимается работодателями и побуждает их находить варианты минимизации платежей20.

Все это сказывается на функционировании систем социального  страхования.

Таким образом из-за низких размеров получаемых социальных выплат пенсионеры вынуждены продолжать трудиться, больные - работать в ущерб своему здоровью, студенты - подрабатывать, нанося урон учебе.

Формирование цивилизованной системы страхования необходимо, но этот процесс был бы гораздо  эффективнее, если бы изменилось отношение  к государственным гарантиям  по заработной плате.

 

 

Заключение

 

В заключение можно обобщить вышеизложенный материал и сказать, что финансы граждан объективно необходимы как инструмент разрешения противоречий между возможностью получения  доходов в различные периоды  жизни гражданина, случайным характером экономических результатов в  период активной деятельности и потребностью в создании семьи, воспитании детей, в обеспечении стабильности, в  улучшении социального положения. На каждом из этапов жизни гражданин  и семья имеют различные возможности  для получения доходов. Одновременно на каждом из этапов они имеют свои потребности, решают соответствующие  этим этапам задачи, удовлетворяют  свои потребности.

Доход и уровень потребления  основной части взрослого населения (рабочих и служащих), служит еще  и базой для формирования доходов  значительной части неработающего  населения (пенсионеров, временно неработающих по причине болезни, безработных) через  механизмы социального страхования.

Таким образом, богатство  государства определяется уровнем  благосостояния основной массы населения  и прирастает за счет сбережений в  секторе домашних хозяйств. Поэтому  основой антикризисной программы  должно являться поддержание в первую очередь хозяйствующих субъектов  формирующих финансы граждан, в  том числе частное предпринимательство  и малый бизнес путём предоставления налоговых и других льгот, а также  прямым инвестированием.

Итак, доходы, т.е. сумма денежных средств и материальных благ, которые  получают или производят домашние хозяйства, могут быть получены из следующих  основных источников: оплата за результат  труда, трансфертные платежи, занятость  в неформальном секторе, а также  безденежные доходы. Несмотря на то, что минимальная заработная плата  и средние доходы населения постоянно  растут, минимальная оплата труда  по величине далека до прожиточного минимума, а доходы населения колеблются от величины минимума заработной платы до очень высоких значений.

Как известно, заработная плата  является основным источником доходов  населения. Определяя доход и  уровень потребления основной части  взрослого населения (рабочих и  служащих), она служит еще и базой  для формирования доходов значительной части неработающего населения (пенсионеров, временно неработающих по причине болезни, безработных) через механизмы социального  страхования. Минимальный размер заработной платы не может не корреспондироваться  с минимальными размерами пенсий, пособиями по болезни, по безработице. Уровень минимальной заработной платы принимается внимание при  назначении стипендий студентам, определении  размеров выделяемой материальной помощи. Уровень минимальных гарантий по заработной плате влияет и на характер отношений работодателя государства. В частности, чем выше минимальная  зарплата, тем меньшую долю доходов  работодатель будет выдавать работникам в теневой форме и тем большую  часть - начислять в открытой форме. Тогда и сумма ЕСН увеличится, и размеры поступлений государству  в виде налога на доходы физических лиц тоже вырастут.

Очень важно с учётом инфляции индексировать доходы наименее обеспеченных групп населения: работников бюджетной  сферы, пенсионеров. Выполнение этой задачи полностью зависит от состояния  государственного бюджета и Пенсионного  фонда, от темпов инфляции.

Наиболее радикальная  мера воздействия на доходы – увеличение занятость. Чтобы добиться этого, необходимо увеличение инвестиций, снижение налогов на предпринимателя, таможенный протекционизм стимулирования отечественного производства, доступность кредитов, государственная поддержка рабочих мест и малого бизнеса, организация общественных работ. Можно также добавить содействие таким формам занятости, как кооперативные и ремесленные объединения, работа на дому, поощрение мелких инвестиций самого населения в рабочие места.

Список использованной литературы

 

  1.       Абрамова М. А. Финансы и кредит [Текст]: Учебное пособие / М. А. Абрамова, Л. С. Александрова.– М. : Юриспруденция, 2011. – 448с.
  2.       Балабанов А. И. Финансы [Текст] / А. И. Балабанов, Балабанов И. Т. - М. : ЮНИТИ, 2009. – 163 с.
  3.       Балабанов, И. Т. Операции с недвижимостью в России  [Текст] / И. Т. Балабанов. - М. : Финансы и статистика, 2009. - 253 с.
  4.       Борисов Е. Ф., Петров А.А. Экономика [Текст]:  Справочник / Е. Ф. Борисов. – М. : Финансы и статистика, 2009. – 400 с.
  5.        Галицкая С.В. Денежное обращение: Кредит; Финансы: Теория и российская практика [Текст]: Учебное пособие для вузов / С. В. Галиция. М. : Международные отношения, 2012г - 272 с.
  6.        Гарант плюс [Эл. ресурс] / – Интернет-ресурс :http://www.garant.ru/
  7.        Деньги Кредит Банки [Текст]: / под редакцией Е. Ф. Жукова. – М. : Юнити М, 2009. – 207с.
  8.        Деньги, кредит, банки [Текст]:  Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2009. - 464с.
  9.        Дробзина Л. А. Финансы - денежное обращение – кредит. Учебник [Текст] / Л. А. Дробзина, - М. : ФИНАНСЫ, 2008. - 26 с.
  10. Зейнельгабдин, А. Б. Финансовая система: экономическое содержание и механизм использования. [Текст] / А. Б. Зейнельгабдин – М. : LEM, 2009. – 159 с.
  11. Иванов, В. В. Финансы населения [Текст] / В .В. Иванов. – М. : МТ-Пресс, 2009. – 240 с.
  12. Ивашина Т. Б. Рынок ценных бумаг: анализ, зарубежный опыт, перспективы. [Текст] / Т. Б. Ивашина . - М. : ЮНИТИ, 2009. - 15 с.
  13. Камаев В. Д Экономическая теория [Текст]:  Учебник / В. Д. Камаев. М. : Гуманитарный издательский центр Владос, 2011.-640с.
  14. Колесников В. И. Рынок ценных бумаг. Учебное пособие [Текст] / В. И. Колесников, В. С. Торкановский. - М. : Дрофа, 2007. - 304 с.
  15. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учёт [Текст]: Учебное пособие / Н. П. Кондраков.- М. : ИНФРА-М, 2009. – 597 с.
  16. Кудрявцев, В. А. Основы организации кредитования. Учебное пособие [Текст] / В. А. Кудрявцев,  Кудрявцева Е. В. – М. : Высшая школа, 2009. - 64 с.
  17. Нешитой А. С. Финансы и кредит [Текст]:   Учебник / А. С. Нешитой. – М. : Дашков и Ко, 2012. – 372с.
  18. Павлова, Л. Н. Финансовый менеджмент. Учебник [Текст] / Л. Н. Павлова – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 269 с.
  19. Родионова В. М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы. Учебное пособие [Текст] / В. М. Родионова, - М. : Филинъ, 2009. – 58 с.
  20. Самсонова Н. Ф. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: Учебник / Н. Ф. Самсонова.  - М. : ИНФРА-М, 2009. -302 с.
  21.   Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант плюс» по состоянию на 01.05.2011 г.
  22. Финансы, Денежное обращение, Кредит [Текст]: /  под ред.  Поляка Г.Б. - М. : ЮНИТИ, 2009. –487 с.
  23. Финансы: Учебник для вузов [Текст]: /  под ред. Романовского    М. В. – М. : ЮРАЙТ, 2011. – 189 с.
  24. Центральный банк РФ [Эл. Ресурс]. - Интернет-ресурс :   http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=ipoteka/4-1.htm
  25. Чернова Е. Г. Финансы, деньги, кредит [Текст]:  Учебное пособие для вузов / Е. Г. Чернова, В. В. Иванов, Ю. В. Базулин. М. : Проспект /ТК Велби 2009г. - 208 с.

 

 

 

 

1 Иванов, В. В. Финансы населения [Текст] / В .В. Иванов. – М. : МТ-Пресс, 2009. – 240 с.

2 Иванов, В. В. Финансы населения [Текст] / В .В. Иванов. – М. : МТ-Пресс, 2009. – 97 с.

3 Иванов, В. В. Финансы населения [Текст] / В .В. Иванов. – М. : МТ-Пресс, 2009. –128 с.

4 Абрамова М. А. Финансы и кредит [Текст]:  Учебное пособие / М. А. Абрамова, Л. С. Александрова.– М. : Юриспруденция, 2011. – 448с.

5 Абрамова М. А. Финансы и кредит [Текст]:  Учебное пособие / М. А. Абрамова, Л. С. Александрова.– М. : Юриспруденция, 2011. – 128с.

6 Абрамова М. А. Финансы и кредит [Текст]:  Учебное пособие / М. А. Абрамова, Л. С. Александрова.– М. : Юриспруденция, 2011. – 239с.

7 Абрамова М. А. Финансы и кредит [Текст]:  Учебное пособие / М. А. Абрамова, Л. С. Александрова.– М. : Юриспруденция, 2011. – 258с.

8 Абрамова М. А. Финансы и кредит [Текст]:  Учебное пособие / М. А. Абрамова, Л. С. Александрова.– М. : Юриспруденция, 2011. – 349с.

9 Абрамова М. А. Финансы и кредит [Текст]:  Учебное пособие / М. А. Абрамова, Л. С. Александрова.– М. : Юриспруденция, 2011. – 239с.

10 Финансы: Учебник для вузов [Текст]: /  под ред. Романовского    М. В. – М. : ЮРАЙТ, 2011. – 189 с.

11 Финансы: Учебник для вузов [Текст]: /  под ред. Романовского    М. В. – М. : ЮРАЙТ, 2011. – 431 с.

12 Финансы: Учебник для вузов [Текст]: /  под ред. Романовского    М. В. – М. : ЮРАЙТ, 2011. – 75 с.

13 Финансы: Учебник для вузов [Текст]: /  под ред. Романовского    М. В. – М. : ЮРАЙТ, 2011. – 218 с.

14 Финансы: Учебник для вузов [Текст]: /  под ред. Романовского    М. В. – М. : ЮРАЙТ, 2011. – 46 с.

15 Финансы: Учебник для вузов [Текст]: /  под ред. Романовского    М. В. – М. : ЮРАЙТ, 2011. – 189 с.

16 Нешитой А. С. Финансы и кредит [Текст]:   Учебник / А. С. Нешитой. – М. : Дашков и Ко, 2012. – 372с.

17 Нешитой А. С. Финансы и кредит [Текст]:   Учебник / А. С. Нешитой. – М. : Дашков и Ко, 2012. – 368с.

18 Нешитой А. С. Финансы и кредит [Текст]:   Учебник / А. С. Нешитой. – М. : Дашков и Ко, 2012. – 34с.

19 Нешитой А. С. Финансы и кредит [Текст]:   Учебник / А. С. Нешитой. – М. : Дашков и Ко, 2012. – 45с.

20 Нешитой А. С. Финансы и кредит [Текст]:   Учебник / А. С. Нешитой. – М. : Дашков и Ко, 2012. – 372с.


Информация о работе Анализ баланса доходов и расходов населения