Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:31, курсовая работа
Целью работы является анализ и обоснование теоретических положений и выводов об организации финансовой деятельности Российской Федерации и разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства.
Достижению поставленной цели способствовали постановка и решение следующих задач:
- Выявление сущности финансов;
- Определение сущности финансовой системы;
- Рассмотрение особенностей формирования госбюджета;
Введение 3
Глава 1. Финансовая система РФ 5
1.1. Анализ сущности финансов 5
1.2 Сущность и функции финансовой системы 8
1.3 Структура финансовой системы 10
Глава 2. Централизованные финансы 13
2.1. Государственный бюджет 13
2.2. Доходы и расходы бюджетов 17
2.3. Роль государственного бюджета в экономике 19
Глава 3. Анализ бюджета субъекта РФ на примере Архангельской области.23
3.1. Принципы составления бюджета субъекта 23
3.2. Анализ доходов Архангельской области 24
3.3 Анализ расходов 27
Выводы и предложения 29
Содержание
Современный уровень
развития общественных отношений в
сфере финансовой деятельности государства,
а также постоянное совершенствование
их правового регулирования
В настоящее время значительно возрос интерес представителей финансово-правовой науки к проблемам организационно-правового обеспечения финансовой деятельности на региональном уровне. Это обусловлено усилением роли субъектов Российской Федерации в проведении единой государственной финансовой политики, разграничением полномочий между органами государственной власти федерального и регионального уровня, признанием права субъектов РФ на собственный самостоятельный бюджет и других бюджетных прав регионов. Кроме того, современное состояние законодательства об организации финансовой деятельности в субъектах Федерации отличается несогласованностью, внутренней противоречивостью, наличием пробелов в правовом регулировании. Данное обстоятельство сказывается на практике применения нормативных предписаний в сфере аккумуляции, распределения и использования региональных бюджетов и других фондов денежных средств.
Необходимость научного осмысления проблем организации финансовой деятельности диктуется и нацеленностью современной государственной политики на преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса и создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны. Уменьшение поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации и, как следствие, снижение финансовых возможностей всех публично-правовых образований требуют поиска форм и методов оптимального и эффективного осуществления финансовой деятельности субъектов РФ, которое должно базироваться на исполнении всех принятых обязательств и оптимизации региональных расходов.
Современный уровень теоретической разработанности проблемы организации финансовой деятельности не отвечает сложившейся практике, многие вопросы носят дискуссионный характер. Научную разработку в финансово-правовой доктрине получили лишь отдельные аспекты данной темы. В частности, исследуются вопросы построения системы региональных финансовых органов, формирования и использования бюджетов субъектов РФ, осуществления бюджетного процесса и организации финансового контроля на региональном уровне, реализации финансово-правового статуса субъекта Федерации. Отсутствие частной теории об организации финансовой деятельности в субъектах РФ не дает целостного представления о сущности и содержании данной финансово-правовой категории.
Целью работы является анализ и обоснование теоретических положений и выводов об организации финансовой деятельности Российской Федерации и разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства.
Достижению поставленной цели способствовали постановка и решение следующих задач:
- Выявление сущности финансов;
- Определение сущности финансовой системы;
- Рассмотрение особенностей формирования госбюджета;
- Проведение анализа доходной и расходной частей бюджета субъекта федерации на примере Архангельской области
Объектом исследования являются урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся в сфере организации финансовой деятельности в субъектах Российской Федерации.
Предмет исследования составляют нормы законодательства Российской Федерации и субъектов РФ, регулирующие отношения в сфере организации финансовой деятельности на региональном уровне.
Финансы представляют собой
экономическую категорию
Термин «финансы» происходит от латинского «денежный платеж», что говорит о том, что в основе любых финансовых отношений лежат деньги, однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это особый товар служащий всеобщим эквивалентом и используемый для соизмерения стоимостей товара. Деньги составляют материальную основу финансов. Финансы – определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег. Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые. Финансы выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств, т.е. централизованных и децентрализованных. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства органов местного самоуправления, являются централизованные, а денежные фонды создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов являются децентрализованными.
Финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Из вышесказанного выделим основные признаки финансов:
1) это экономические
отношения, связанные с
2) это экономический инструмент распределения и не распределения ВВП и основной её части национального продукта;
3) это основное средство
контроля формирования, распределения
и использования фондов
Главное назначение финансов:
1) Обеспечить потребности государства и хозяйственных субъектов в денежных средствах путем образования денежных доходов и фондов;
2) Контроль за формированием,
распределением и
Финансы выражают денежные отношения:
- между предприятиями и вышестоящими организациями;
- между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей при реализации продукции;
- между предприятиями
и государством при уплате
налогов; - между населением и
государством при уплате
- между отдельными звеньями бюджетной системы.
Функции финансов. Сущность финансов как экономической категории находит практическое отображение в выполняемых функциях. Под функциями понимается способность финансов обеспечивать потребности государства и хозяйствующих субъектов в денежных средствах и обеспечивать контроль над расходованием ресурсов.
Финансам присуще следующие основные функции
1) Распределительная
функция финансов связанных с
распределением внутреннего
- первичное распределение;
- вторичного распределение;
2) Регулирующая функция
3) контрольная функция
- общегосударственный
- ведомственный контроль
- внутрихозяйственный контроль
производится финансовыми
- независимый контроль (аудиторские фирмы)2
Таким образом, финансы – это продукт экономического развития общества, который формировался в процессе становления государства и развития товарно-денежных отношений.
Причиной возникновения финансов явилась потребность субъектов ведения хозяйства и государства в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения их деятельности. В современной финансовой и экономической литературе финансы рассматривают как систему социально-экономических отношений, которые возникают по поводу распределения и перераспределения стоимости ВВП, а в определенных условиях и национального богатства с целью формирования финансовых ресурсов у субъектов ведения хозяйства и государства, использования их для расширенного воспроизводства, удовлетворения других общественных интересов и потребностей.
Структуру финансовой системы представляют как совокупность финансовых институтов, образующих соответствующие денежные фонды, и как совокупность государственных и муниципальных органов, осуществляющих финансовую деятельность. Финансовая система вместе с кредитной системой образуют институциональную структуру кредитно-финансовой системы страны. В кредитной системе выделяют центральный банк, коммерческие банки, небанковские кредитные организации, специализированные финансовые институты, включая страховые компании, а также почтовые и сберегательные организации.
Итак, финансы выражают денежные отношения, возникающие внутри бюджетной системы, между бюджетными и внебюджетными организациями, юридическими и физическими лицами, а также между налогоплательщиками и звеньями бюджетной и внебюджетной сферы.
С позиций теории систем в финансовой системе выделяют функциональные подсистемы, которые отличаются характерными особенностями финансовых отношений, в том числе:
В системе управления финансами выделяют объекты и субъекты управления, а также инструменты воздействия. Объектами управления являются отношения, возникающие при образовании и использовании бюджетных, внебюджетных, страховых фондов денежных средств. Особую функциональную роль в управлении государственными и территориальными финансами выполняют Президент, Государственная Дума, парламент, правительство, в том числе Министерство финансов. Исполнительные, обеспечивающие и контрольные функции в сфере финансовых отношений выполняют: Федеральная служба по налогам и сборам, Центральный банк, Федеральное казначейство, Счетная палата, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Финансовая политика в целом направлена на финансовое обеспечение эффективного государственного и муниципального управления, на сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики, обеспечение финансовой устойчивости и безопасности государства, установление режима рационального использования национальных богатств и ресурсов, повышение жизненного уровня населения в соответствии с социальной политикой государства. Базовые элементы комплексной финансовой политики определяют положения бюджетной, налоговой, кредитно-денежной, антимонопольной, ценовой и таможенной политик. Они реализуются посредством финансового механизма, который раскрывает принципы, формы и методы управления финансами, они базируются на законодательных актах, организационных формах финансовых отношений. Финансовый механизм раскрывается через методологию финансового управления, и в первую очередь планирования и прогнозирования.
Финансовая система — это совокупность финансовых отношений, охватывающих формирование и использование первичных, производных и конечных денежных потоков. С точки зрения структуры финансовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредствующих формирование и использование доходов, а так же как систему финансовых учреждений. С возникновением государства формируются финансы властных структур. Примерно в этот же исторический период на основе разделения труда и товарообмена развиваются финансы населения (домашних хозяйств). Значительно позднее — в средние века появляются коммерческие сообщества (объединения) и их финансы.
Эти три звена и составляют финансовую систему (рис. 1).
Финансовая система — совокупность финансов секторов экономики.
Рис. 1 Структура финансовой системы4
Финансы властных структур делятся на государственные и муниципальные (местного самоуправления). В свою очередь государственные состоят из федеральных финансов и финансов субъектов Федерации. Финансы федеральной власти, субъектов Федерации и муниципальные финансы делятся на бюджетные фонды (или проще — бюджеты) и внебюджетные фонды. Система управления государственными финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей развития страны. Финансовая политика вытекает из задач экономической политики. В результате финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП для обеспечения условий финансовой устойчивости, макроэкономической сбалансированности, для сочетания интересов государства и общества. Это целевые задачи финансовой политики.
Информация о работе Анализ бюджета субъекта РФ на примере Архангельской области