Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:31, курсовая работа
Целью работы является анализ и обоснование теоретических положений и выводов об организации финансовой деятельности Российской Федерации и разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства.
Достижению поставленной цели способствовали постановка и решение следующих задач:
- Выявление сущности финансов;
- Определение сущности финансовой системы;
- Рассмотрение особенностей формирования госбюджета;
Введение 3
Глава 1. Финансовая система РФ 5
1.1. Анализ сущности финансов 5
1.2 Сущность и функции финансовой системы 8
1.3 Структура финансовой системы 10
Глава 2. Централизованные финансы 13
2.1. Государственный бюджет 13
2.2. Доходы и расходы бюджетов 17
2.3. Роль государственного бюджета в экономике 19
Глава 3. Анализ бюджета субъекта РФ на примере Архангельской области.23
3.1. Принципы составления бюджета субъекта 23
3.2. Анализ доходов Архангельской области 24
3.3 Анализ расходов 27
Выводы и предложения 29
Как известно, укрупненными элементами системы финансов современной России являются государственные и муниципальные финансы (централизованные публичные финансы), финансы хозяйствующих субъектов и финансы домохозяйств (децентрализованные финансы), которые, в свою очередь, в зависимости от конкретных методов формирования доходов и денежных фондов делятся на частные подсистемы (звенья). Финансовая система как совокупность различных сфер финансовых отношений подразделяется на подсистемы, основные из них: государственные и муниципальные финансы; финансы организаций (предприятий); финансы домохозяйств. В сферу централизованных (государственных и муниципальных) финансов входят следующие составляющие звенья.
Основу системы финансов
России составляют децентрализованные
финансы, поскольку именно в этой
сфере формируется
В реальной экономике особую роль играют коммерческие организации (предприятия), т.е. организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Именно эти организации обслуживают сферу материального производства, где создаются валовой национальный продукт и национальный доход — источники финансовых ресурсов для других звеньев системы финансов — государственных бюджетов (внебюджетных фондов) различных уровней, бюджетов домашних хозяйств (физических лиц), бюджетов других юридических лиц.
Государственный бюджет, являясь составной частью финансов, отражает их качественные признаки. Финансы представляют собой денежные распределительные отношения, следовательно, бюджет — это совокупность денежных отношений, но более узкая. Сфера бюджетных отношений включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования бюджетного фонда. Сосредоточение в распоряжении государства централизованного фонда денежных средств путем прямого участия в распределении и перераспределении доходов субъектов хозяйствования и граждан является объективной необходимостью, связанной с выполнением государством его функций по регулированию экономического развития, решению социальных задач, организации управления и обеспечению национальной обороны. Развитие бюджета происходило одновременно со становлением общества, государства и товарно-денежных отношений. Организационная деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требовала мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и осуществления государственных расходов. Выступая формой существования объективных финансовых отношений и выполняя особую роль в удовлетворении общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Ее экономическая сущность состоит в том, что бюджет — это объективно функционирующие специфические денежные отношения.
Бюджетные отношения
носят перераспределительный
Иначе говоря, бюджетные отношения являются определяющими во взаимосвязях с финансовыми отношениями, которые опосредуют образование различных децентрализованных фондов. Это положение следует учитывать при обосновании роли бюджета в государственном регулировании экономических и социальных процессов.
Итак, бюджетные отношения зарождаются задолго до непосредственного перераспределения стоимости общественного продукта, а именно — одновременно с формированием финансовых отношений и в их составе, главным образом на стадии обособления чистого дохода в целом и той его части, которая принимает форму налогов и обязательных платежей в бюджет. Эти отношения реализуются в последующем при перераспределении чистого дохода, сопровождая движение реальных денежных потоков, направляемых в бюджетный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.
К сущностным особенностям бюджетных отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства.
Таким образом, по своей
сущности бюджет представляет собой
совокупность специфических финансовых
отношений, связанных с формированием
и использованием бюджетного фонда
для обеспечения функций
Вместе с тем формы
проявления бюджетных отношений
различны. Бюджетные отношения находят
материальное воплощение в бюджетном
фонде, иначе говоря, материализуются.
Объем бюджетного фонда характеризует
степень централизации финансов
По своей организационной (внешней) форме бюджет — это финансовый план государства, занимающий центральное место в общей системе финансовых планов. Он является основным финансовым планом государства, в пользу чего свидетельствуют следующие аргументы:
- бюджет формируется как финансовая база государства;
- через бюджет перераспределяется значительная доля валового продукта и национального дохода государства, определяются макроэкономические пропорции бюджетного перераспределения стоимости;
- порядок формирования доходов бюджета влияет на условия образования и объемы децентрализованных фондов субъектов хозяйствования, доходы населения;
- объемы государственных расходов определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами каждого конкретного этапа развития общества;
- в конечном счете бюджет объединяет все финансовые планы экономических агентов через систему показателей (платежи в бюджет и ассигнования из бюджета), отражающих взаимоотношения с бюджетом в специальных разделах финансовых планов предприятий, организаций и сметах бюджетных учреждений.
Как специфический финансовый план бюджет принимает форму закона, обязательного для исполнения всеми субъектами хозяйствования и населением. Показатели закона о бюджете в количественном выражении отражают движение финансовых ресурсов, перераспределяемых посредством бюджета.
Государственный бюджет
функционирует посредством
Контрольная функция бюджета проявляется в процессе формирования и использования фонда денежных средств государства. Через показатели доходов можно определить, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы от субъектов хозяйствования и граждан в распоряжение государства, в какой степени они соответствуют потребностям, как складываются пропорции в распределении средств и насколько эффективно они расходуются.
В современных государствах (как с развитой рыночной экономикой, так и с переходной) бюджет широко используется в системе государственного регулирования воспроизводственных процессов. Это возможно благодаря бюджетному механизму — совокупности форм бюджетных отношений, методов мобилизации и способов использования бюджетных ресурсов6.
Бюджетный механизм создается государством для реализации бюджетной политики на конкретном этапе развития страны, регулирования экономики путем маневрирования бюджетными ресурсами. Этому способствует специфическое свойство бюджета — обезличенность доходов государственного бюджета, т.е. отсутствие привязки к конкретным расходам.
Таким образом, в современном
мире бюджет не только не утратил своей
роли, но и широко используется в
системе государственного регулирования
благодаря активизации его
В соответствии с Бюджетным Кодексом финансовые доходы бюджета классифицируются по таким разделам:
1) налоговые поступления финансов,
2) неналоговых поступления
3) финансовые доходы от операций с капиталом,
4) трансферты финансов.
Под доходами бюджета
понимаются денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
- финансовые доходы
от использования имущества ,
которое находятся в
- финансовые доходы от продажи имущества,
которое находится в государственной
и коммунальной собственности;
- проценты и дивиденды, начисленные на долю имущества, которое принадлежит государству и имуществе хозяйственных обществ;
- финансовые доходы
от платных услуг, которые
- финансовые средства, полученные в результате применения
мероприятий гражданско-правовой административной
и криминальной ответственности (штрафы,
конфискации, компенсации и другие суммы
принудительного изъятия);
- другие неналоговые доходы.
Расходы бюджета. Функциональная
классификация отображает направления
использования финансовых средств бюджета
на выполнение конкретных функций государства. |
Расходы бюджета |
Управленческая |
- государственное управление; - судебная власть и прокуратура; - правоохранительные органы и служба безопасности; - финансовые и таможенные - международные отношения |
Социальная |
- социальная защита и - социальная сфера (образование; |
Экономическая |
- экономическая деятельность |
Оборонная |
- национальная оборона |
Расходы бюджета в значении затраты, издержки - финансовые средства, направленные на осуществление программ и мероприятий, запланированных соответствующим бюджетом.
Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами, состоит в том, что они:
Информация о работе Анализ бюджета субъекта РФ на примере Архангельской области