Анализ деятельности автотранспортного предприятия (на примере ООО «НПАТП»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:30, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение деятельности автотранспортного предприятия и использование полученных знаний на примере конкретного предприятия.

В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы изучения анализа деятельности автотранспортного предприятия;

- на примере конкретного предприятия через систему экономических показателей провести анализ деятельности автотранспортного предприятия;

- выработать рекомендации финансового оздоровления предприятия.

Содержание работы

Введение

1. Теоретические основы анализа деятельности автотранспортного предприятия

1.1 Цель, задачи и источники анализа производства и реализации продукции, работ, услуг

1.2 Методика анализа производства и реализации продукции, работ, услуг

1.3 Сущность, понятие и критерии эффективности производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия

2. Анализ деятельности автотранспортного предприятия на примере ООО "НПАТП"

2.1 Общая характеристика деятельности предприятия

2.2 Анализ финансового состояния ООО "НПАТП"

2.3 Оценка рентабельности ООО "НПАТП"

3. Направления финансового оздоровления предприятия

3.1 Антикризисная политика, пути оптимизации

3.2 Перспективы развития автотранспортного предприятия. Принципы бережливого производства на предприятии

3.3 Финансовое оздоровление автотранспортного предприятия

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

анализ автотранспортного предприятия.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

- недостатки в организации производства;

- плохое техническое состояние оборудования;

- простои;

- аварии;

- недостаток средств;

- недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Внешние причины:

- конъюнктура рынка;

- изменение спроса на отдельные виды продукции;

- состояние материально-технического обеспечения;

- несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре производства - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:

- объем выпуска в стоимостной оценке;

- материалоемкость;

- себестоимость товарной продукции;

- прибыль;

- рентабельность.

Анализ выполнения плана выпуска продукции, работ, услуг позволяет установить причины неэффективного использования производственного потенциала.

Перспективный анализ выпуска и реализации составляет содержание управленческого анализа и применяется при оценке альтернативных управленческих решений и выборе из них оптимального.

1.3 Сущность, понятие и критерии эффективности производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия

В сферу производственно – хозяйственной деятельности предприятия включаются процессы производства, воспроизводства и обращения. Процессы производства обеспечивают реализацию задач подготовки и освоения процесса реализации других услуг, техническое обслуживание процесса производства. Работы по обновлению основных производственных фондов, расширению и техническому перевооружению автотранспортных предприятий, подготовке и переподготовке кадров относятся к процессам воспроизводства. Процессы обращения включают материально – техническое обслуживание и реализацию услуг.

Предприятие самостоятельно планирует свою производственно – хозяйственную деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на оказываемую услугу, и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями услуг и поставщиками материально – технических ресурсов. При подготовке планов предприятие согласовывает с администрацией города, района все мероприятия.

Предприятие на основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о движении цен организуют материально – техническое снабжение собственного производства путем приобретения ресурсов, осуществляемого как непосредственно у потребителей услуг, так и у посреднических организаций. Отношения предприятия с другими предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности строятся на основе договоров. При этом предприятия в своей деятельности должны учитывать интересы потребителей, их требования к качеству оказываемой услуги.

Целью деятельности любого автотранспортного предприятия является оказание услуг установленного объема и качества, в определенные сроки. Но, при установлении масштабов производства следует исходить не только из народнохозяйственных и индивидуальных потребностей в данной продукции, но и в необходимости учитывать достижение максимального уровня ее эффективности. Поэтому оценивать качество работы промышленного предприятия следует, прежде всего, посредством определения экономической эффективности производимой продукции.

Высокая эффективность производства является необходимой и решающей предпосылкой систематического расширенного воспроизводства.

Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития производства в целом и каждого предприятия в отдельности [5, с. 97].

Можно выделить несколько определений эффективности производственно – хозяйственной деятельности предприятия для того, чтобы более подробно представлять ее суть. Экономическая теория определяет категорию эффективности производственно – хозяйственной деятельности как результативность производственного процесса, производственной системы или конкретной формы хозяйствования. В наиболее общем виде экономическая эффективность производства представляет собой количественное соотношение двух величин — результатов хозяйственной деятельности и произведенных затрат (в любой пропорции). Сущность эффективности производственно - хозяйственной деятельности трактуется большинством экономистов как достижение максимальных результатов в интересах общества при минимально возможных затратах. Поэтому определение этого показателя должно базироваться на сопоставлении результата производства с совокупными затратами живого и прошлого труда, обусловившими данный результат.

Эффективность производственно - хозяйственной деятельности – это один из важнейших экономических рычагов не только в системе управления производством в целом, но и в системе внутрихозяйственного планирования, контроля и анализа.

Повышение эффективности производственно - хозяйственной деятельности предприятия — одна из центральных проблем экономики [6, с. 157]. Для успешного решения многообразных экономических и социальных задач нет другого пути, кроме резкого повышения эффективности всего общественного производства.

Среди факторов, влияющих на эффективность производственно – хозяйственной деятельности предприятия можно отметить повышение процесса планирования своей деятельности и усиления контроля над производственным и социальным развитием предприятия. В чем же сущность экономической эффективности и чем обусловливается особая ее значимость для экономики страны? Сущностная характеристика эффективности производства (производительности системы) находит отображение в общей методологии ее определения, формализованная форма которой имеет следующий вид, представленный по формуле:

Эффективность (производительность) = Ре / Рз, (1)

где Ре – результаты;

Рз – ресурсы (затраты).

Результативность производства как самый важный компонент для определения его эффективности не стоит истолковывать однозначно. Необходимо различать: конечный результат процесса производства и конечный результат работы предприятия или другой интеграционной структуры как первичного автономного звена экономики.

Первый – отражает материализованный результат процесса производства, что измеряется объемом продукции в натуральной и стоимостной формах. Второй – включает не только количество изготовленной продукции, а также ее потребительскую стоимость. Конечным результатом процесса производства (производственно-хозяйственной деятельности предприятия) за определенный период времени является чистая продукция, то есть вновь созданная стоимость, а финансовым результатом коммерческой деятельности - прибыль (прибыльность). Сущность эффективности производственно - хозяйственной деятельности трактуется большинством экономистов как достижение максимальных результатов в интересах общества при минимально возможных затратах [7, с. 121]. Поэтому определение этого показателя должно базироваться на сопоставлении результата производства с совокупными затратами живого и прошлого труда, обусловившими данный результат. Особая значимость проблемы эффективности производства предопределяет необходимость правильно учитывать и анализировать уровень и масштабы эффективности всех средств и элементов производства. Определение эффективности требует применения методов количественного анализа и измерения, что предполагает установление критерия экономической эффективности [4, с. 97]. Экономическая эффективность в конечном итоге выражается в повышении производительности труда. Следовательно, уровень производительности труда является критерием экономической эффективности производства. Чем выше производительность труда и, следовательно, ниже издержки производства, тем выше экономическая эффективность затрат труда. Процесс производства на любом предприятии осуществляется при взаимодействии трех определяющих показателей: персонала (рабочей силы), средств и предметов труда. Используя наличные средства производства, персонал предприятия выпускает социально полезную продукцию или представляет производству бытовые услуги. Это означает, с одной стороны, имеют место затраты живого и овеществленного труда, а с другой – такие или иные результаты производства (деятельности). Последние зависят от масштабов применяемых средств производства, кадрового потенциала и уровня его использования [3, с. 101].

В зарубежной практике как синоним термина "результативность хозяйствования" обычно применяется термин "производительность системы производства и обслуживания", когда под производительностью понимают эффективное использование ресурсов (труда, капитала, земли, материалов, энергии, информации) за производства разнообразных товаров и услуг.

Для более подробного обоснования того, как работает и обслуживается подвижной состав, опишем весь процесс организации вспомогательного производственного процесса. К вспомогательным и обслуживающим процессам относятся работы по уходу и надзору за подвижным составом, по его наладке, ремонту, работы по техническому контролю качества исполнения основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, а также непосредственному оказанию услуг. Одни из этих процессов выполняются основными работниками (водителями), другие ведутся специальными рабочими – вспомогательными (слесаря, механики) [9, с. 215]. При этом многие из таких процессов организационно обосабливаются, становятся функциями специальных служб, например, ремонтная служба. Роль ремонтных служб в производственном процессе существенно изменяется в связи с научно – техническим прогрессом. Повысились требования к обслуживанию вследствие совершенствования состава основных производственных фондов: внедрения комплексных механизированных и автоматизированных систем. Эффективная работа подвижного состава, т.е. увеличение объема оказания услуг с действующего автобусного парка, бесперебойная и интенсивная работа его работа, максимальный выход реализуемых услуг – все это в значительной мере зависит от работы ремонтных служб автотранспортного предприятия. Поломки и плохое техническое состояние оборудования решающим образом влияют на всю эффективность деятельности предприятия, на основные экономические показатели его работы. Сущность ремонта заключается в сохранении и восстановлении работоспособности подвижного состава путем замены и восстановления изношенных деталей и регулировки механизмов. Основными задачами ремонтного хозяйства являются:

- организация такой системы эксплуатации и ремонта подвижного состава, которая позволила бы поддерживать его в работоспособном состоянии;

- систематическое повышение культуры эксплуатации, ухода и текущего обслуживания с целью продления срока службы деталей, увеличения межремонтного периода функционирования автомобиля, сокращения объема ремонтных работ;

- снижение трудоемкости и стоимости ремонтных работ при повышении их качества;

- совершенствование организации труда работающих, занятых в ремонтном хозяйстве.

Значение ремонтного хозяйства предприятия определяется тем, что его организация оказывает существенное влияние на эффективность работы. Системой планово – предупредительного ремонта (ППР) называется совокупность организационных и технических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту подвижного состава, проводимых профилактически, по заранее составленному плану с целью предупреждения неожиданной поломи подвижного состава, поддержания его в постоянной эксплуатационной готовности. Профилактический характер системы ППР позволяет подготовиться заранее и обеспечить всем необходимым ремонт каждого автомобиля.

Все работы по обслуживанию и ремонту подвижного состава при системе ППР подразделяются на:

- межремонтное обслуживание;

- периодические профилактические операции;

- плановые ремонты.

Межремонтное обслуживание включает повседневный уход и надзор за подвижным составом. Правильная организация межремонтного обслуживания позволяет значительно удлинить сроки работы автомобиля в исправном состоянии, сохранить высокое качество его работы, ускорить и удешевить плановые ремонты. К уходу и надзору за подвижным составом относятся: соблюдение рабочими правил эксплуатации, ежедневная проверка и уборка автобусов, своевременное регулирование механизмов и устранение мелких неисправностей. Эти работы выполняются самими водителями, обслуживающими закрепленные за ними автобусы, дежурными ремонтной службы (слесарем, электриком). Операции межремонтного обслуживания выполняются не нарушая процесса производства, так как производят их во время перерывов в работе автобуса (обеденные, межсменные перерывы).

Периодические профилактические операции включают: мойку подвижного состава, смену масла. Все эти периодические ремонтные операции осуществляются ремонтной службой по плану – графику ППР. Мойка выполняется в нерабочее время, без простоя автобуса. Смена масла производится по специальному графику и обычно совмещается с осмотром и плановыми ремонтами. Осмотры производятся периодически по графику и являются дальнейшим, более глубоким этапом профилактических мероприятий [12, с. 141]. Осмотры проводятся между плановыми ремонтами и сочетаются со сменой износившихся деталей и мелким ремонтом, без которого подвижной состав нельзя эксплуатировать до очередного планового ремонта. Основной осмотр подвижного состава производит ремонтный персонал. Система ППР предусматривает деление ремонтов на текущий и капитальный ремонт автомобилей. Текущим называется минимальный по объему ремонт, при котором заменой или восстановлением быстроизнашивающихся деталей и регулированием механизмов обеспечивается нормальная эксплуатация подвижного состава до очередного планового ремонта. К быстроизнашивающимся деталям относятся все сменные детали, срок службы которых равен или меньше межремонтного периода. Капитальным называется наибольший по объему вид планового ремонта, характеризующийся полной разборкой практически всех деталей подвижного состава, ремонтом базовых деталей, заменой изношенных деталей, восстановлением некоторых деталей, проверкой подвижного состава на дальнейшую работоспособность. Во время капитального ремонта осуществляется, как правило, модернизация подвижного состава. Ремонты, вызываемые авариями подвижного состава и не предусматриваемые годовым планом ремонта, называются внеплановыми [14, с. 128]. При хорошо организованной системе обслуживания ремонта подвижного состава необходимость проведения внеплановых ремонтов, как правило, не возникает.

Информация о работе Анализ деятельности автотранспортного предприятия (на примере ООО «НПАТП»)