Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:36, курсовая работа
В результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач. Полностью выполнены принятые социальные обязательства государства. Создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось снизить и удержать государственный долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции.
Анализ доходов и расходов Федерального бюджета 2010-2012
Часть 1 – теоретическая. Роль и значение Федерального бюджета в финансовой системе Российской Федерации.
В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств. Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти - Федеральным Собранием.
Федеральный бюджет России - главное звено бюджетной системы. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.
Федеральный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.
Поэтому при раскрытии понятия «Федеральный бюджет» целесообразно отразить одновременно три его важнейшие характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность. Так, Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.
Основными функциями федерального бюджета являются:
Некоторые авторы, например, Романовский М.В., выделяют еще две функции:
Федеральный бюджет - основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.
Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.
Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритеты - поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры. Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями. Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.
В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается. Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.
Федеральный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных учреждений, которые, являясь плательщиками налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования – временно свободные средства бюджета.
В процессе составления основного финансового плана государства федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Часть 2 – аналитическая. Состав и структура доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 гг.
Наименование |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
Сумма, млн.руб. |
Уд.вес, % |
Сумма, млн.руб. |
Уд.вес, % |
Сумма, млн.руб. |
Уд.вес % | |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
8304928 |
99,99 |
11337998 |
12790890 |
99,5 | |
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ |
255026 |
3,0706 |
342601 |
3,01 |
375817 |
2,92 |
Налог на прибыль организаций |
255026 |
3,0706 |
342601 |
3,01 |
375817 |
2,92 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ |
1442647 |
17,3699 |
1985020 |
17,46 |
2228000 |
17,33 |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
1328749 |
15,9986 |
1753240 |
15,42 |
1886135 |
14,67 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ |
113898 |
1,3714 |
231779 |
2,04 |
341865 |
2,66 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ |
1199567 |
14,4432 |
1543752 |
13,58 |
1713048 |
13,33 |
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ |
1169514 |
14,0813 |
1497171 |
13,17 |
1659660 |
12,91 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ |
30053 |
0,3619 |
46581 |
0,41 |
53388 |
0,42 |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
1408315 |
16,9566 |
2046892 |
18,01 |
2442812 |
19 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
1376639 |
16,5752 |
2007577 |
17,66 |
2420514 |
18,83 |
Нефть |
1266816 |
15,2529 |
1845828 |
16,24 |
2132569 |
16,59 |
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции |
25076 |
0,3019 |
35044 |
0,3083 |
19130 |
0,1488 |
Водный налог |
6173 |
0,0743 |
3859 |
0,0339 |
2756 |
0,021 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, СБОРЫ |
63123 |
0,76 |
65835 |
0,58 |
92330 |
0,72 |
ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
3227703 |
38,8624 |
4664731 |
41,04 |
4962735 |
38,6 |
Таможенные пошлины |
2853093 |
34,3522 |
3712492 |
32,6 |
4099784 |
33,89 |
Ввозные таможенные пошлины |
344990 |
4,1538 |
2190 |
0,02 |
44 |
0,0001 |
Вывозные таможенные пошлины |
2508102 |
30,1984 |
3710302 |
32,64 |
4099739 |
33,89 |
Таможенные сборы |
25574 |
0,3079 |
31368 |
0,2759 |
27780 |
0,216 |
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ |
427836 |
5,1513 |
382023 |
3,36 |
543344 |
4,23 |
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
53336 |
0,6422 |
82996 |
0,73 |
101313 |
0,79 |
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА |
126043 |
1,5176 |
154097 |
1,36 |
13147 |
0,1 |
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ |
10358 |
0,1247 |
22515 |
0,2 |
120431 |
0,94 |
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ |
6482 |
0,0078 |
6726 |
0,06 |
18192 |
0,14 |
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА |
14748 |
0,1776 |
22975 |
0,2 |
2697 |
0,16 |
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
10600 |
0,1276 |
16772 |
0,15 |
39473 |
0,31 |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
8305414 |
100 % |
11367652 |
100 % |
12855540 |
100 % |
Наименование |
2010 г. |
2011 г. |
1.12.2012 г. | |||
Сумма, млн.руб. |
Уд.вес, % |
Сумма, млн.руб. |
Уд.вес, % |
Сумма, млн.руб. |
Уд.вес % | |
Всего доходов, в т.ч.: |
8305414 |
100 % |
11367652 |
100 % |
12855540 |
100 % |
1) НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ |
8304928 |
99,9942 |
11337998 |
12790890 |
||
Налоговые доходы |
7629637 |
91,8634 |
||||
- Прямые налоги |
1663341 |
20,0272 |
2389494 |
21,075 |
2818629 |
22,036 |
- Косвенные налоги |
5966295 |
71,8362 |
8260396 |
72,8559 |
8997329 |
70,3417 |
Неналоговые доходы |
649406 |
7,819 |
688106 |
6,069 |
974931 |
7,622 |
2) БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
277204 |
0,0033 |
29021 |
0,2559 |
64649 |
0,5054 |
3) ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ, СУБВЕНЦИЙ И ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ИМЕЮЩИХ ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ПРОШЛЫХ ЛЕТ |
25885 |
0,3117 |
27462 |
0,0002 |
33487 |
0,261 |
4) ДОХОДЫ ОТ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
208 |
0,0025 |
632 |
0,0004 |
Информация о работе Анализ доходов и расходов Федерального бюджета 2010-2012