Анализ доходов и расходов Федерального бюджета 2010-2012

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

В результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач. Полностью выполнены принятые социальные обязательства государства. Создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось снизить и удержать государственный долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции.

Файлы: 1 файл

1268915_7E541_analiz_dohodov_i_rashodov_federalnogo_byudzheta_20102012.docx

— 60.83 Кб (Скачать файл)

Анализ доходов и расходов Федерального бюджета 2010-2012

 

Часть 1 – теоретическая. Роль и значение Федерального бюджета в финансовой системе Российской Федерации.

В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств. Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти - Федеральным Собранием.

Федеральный бюджет России - главное звено бюджетной системы. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Федеральный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.

Поэтому при раскрытии понятия «Федеральный бюджет» целесообразно отразить одновременно три его важнейшие характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность. Так, Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.

Основными функциями федерального бюджета являются:

  • перераспределение национального дохода и ВВП;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение социальной политики;
  • контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Некоторые авторы, например, Романовский М.В., выделяют еще две функции:

  • Образование бюджетного фонда. Эту функцию выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.
  • Использование бюджетного фонда - принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.

Федеральный бюджет - основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.

Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритеты - поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры. Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями. Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается. Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Федеральный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных учреждений, которые, являясь плательщиками налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования – временно свободные средства бюджета.

В процессе составления основного финансового плана государства федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Часть 2 – аналитическая. Состав и структура доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 гг.

 

 

 

 

Наименование

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Сумма, млн.руб.

Уд.вес, %

Сумма, млн.руб.

Уд.вес, %

Сумма, млн.руб.

Уд.вес %

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

8304928

99,99

11337998

 

12790890

99,5

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

255026

3,0706

342601

3,01

375817

2,92

Налог на прибыль организаций               

255026

3,0706

342601

3,01

375817

2,92

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

1442647

17,3699

1985020

17,46

2228000

17,33

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ               

1328749

15,9986

1753240

15,42

1886135

14,67

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ

113898

1,3714

231779

2,04

341865

2,66

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ

1199567

14,4432

1543752

13,58

1713048

13,33

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ

1169514

14,0813

1497171

13,17

1659660

12,91

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ

30053

0,3619

46581

0,41

53388

0,42

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ               

1408315

16,9566

2046892

18,01

2442812

19

Налог на добычу полезных ископаемых     

1376639

16,5752

2007577

17,66

2420514

18,83

Нефть

1266816

15,2529

1845828

16,24

2132569

16,59

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции                  

25076

0,3019

35044

0,3083

19130

0,1488

Водный налог               

6173

0,0743

3859

0,0339

2756

0,021

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, СБОРЫ             

63123

0,76

65835

0,58

92330

0,72

ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ            

3227703

38,8624

4664731

41,04

4962735

38,6

Таможенные пошлины      

2853093

34,3522

3712492

32,6

4099784

33,89

Ввозные таможенные пошлины                   

344990

4,1538

2190

0,02

44

0,0001

Вывозные таможенные пошлины                 

2508102

30,1984

3710302

32,64

4099739

33,89

Таможенные сборы           

25574

0,3079

31368

0,2759

27780

0,216

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ              

427836

5,1513

382023

3,36

543344

4,23

ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ       

53336

0,6422

82996

0,73

101313

0,79

ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА         

126043

1,5176

154097

1,36

13147

0,1

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ      

10358

0,1247

22515

0,2

120431

0,94

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ             

6482

0,0078

6726

0,06

18192

0,14

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА           

14748

0,1776

22975

0,2

2697

0,16

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ                      

10600

0,1276

16772

0,15

39473

0,31

ВСЕГО ДОХОДОВ

8305414

100 %

11367652

100 %

12855540

100 %


 

 

Наименование

2010 г.

2011 г.

1.12.2012 г.

Сумма, млн.руб.

Уд.вес, %

Сумма, млн.руб.

Уд.вес, %

Сумма, млн.руб.

Уд.вес %

Всего доходов, в т.ч.:

8305414

100 %

11367652

100 %

12855540

100 %

1) НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.:

8304928

99,9942

11337998

 

12790890

 

         Налоговые  доходы

7629637

91,8634

       

                    - Прямые налоги

1663341

20,0272

2389494

21,075

2818629

22,036

                    - Косвенные налоги

5966295

71,8362

8260396

72,8559

8997329

70,3417

         Неналоговые  доходы

649406

7,819

688106

6,069

974931

7,622

2)   БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

277204

0,0033

29021

0,2559

64649

0,5054

3) ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ, СУБВЕНЦИЙ И ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ  ТРАНСФЕРТОВ, ИМЕЮЩИХ ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ПРОШЛЫХ ЛЕТ

25885

0,3117

27462

0,0002

33487

0,261

4) ДОХОДЫ ОТ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

208

0,0025

632

0,0004

   

Информация о работе Анализ доходов и расходов Федерального бюджета 2010-2012