Анализ доходов и расходов Федерального бюджета 2010-2012

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

В результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач. Полностью выполнены принятые социальные обязательства государства. Создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось снизить и удержать государственный долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции.

Файлы: 1 файл

1268915_7E541_analiz_dohodov_i_rashodov_federalnogo_byudzheta_20102012.docx

— 60.83 Кб (Скачать файл)

 

Состав и структура расходов федерального бюджета РФ

по разделам и подразделам функциональной классификации за 2010-2012 гг.

Наименование

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Сумма, млн.руб.

Уд.вес, %

Сумма, млн.руб.

Уд.вес, %

Сумма,млн.руб.

Уд.вес, %

РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА - ВСЕГО

9054666

100 %

9650991

100 %

11400329

100 %

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

40067

0,4425

92344

0,9568

52908

0,464

Функционирование Президента РФ

10261

0,1133

7789

0,0872

12755

0,111

Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций

2888

0,0319

2851

0,0295

3876

0,0332

Субсидии юридическим лицам

3399

0,0375

2707

0,0281

3034

0,0266

Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением

3000

0,0331

5176

0,0536

5696

0,0501

Субсидии некоммерческим организациям

3000

0,0331

1700

0,0176

2600

0,0228

Управление делами Президента Российской Федерации

1299

0,0144

945

0,0098

1354

0,015

Фундаментальные исследования

483

0,0053

883

0,0092

458

0,004

Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов

483

0,0053

116

0,0012

63

0,0005

Другие общегосударственные вопросы

22480

0,2483

28863

0,2991

26675

0,2331

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

642180

7,0923

781932

8,1021

913374

8,0111

Вооруженные Силы РФ

605690

6,6893

685480

7,1027

800317

7,201

Мобилизационная и вневойсковая подготовка

2461

0,0272

5453

0,0565

6371

0,0569

Военный персонал

5363

0,0592

6628

0,0687

5099

0,0561

Реализация государственных функций, связанных с обеспечением национальной обороны

4162

0,0459

4031

0,0418

4309

0,0378

Прикладные научные исследования в области национальной обороны

5791

0,0639

6370

0,066

5201

0,045

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

31767

0,3508

25293

0,2621

30910

0,2711

Центральный аппарат

1293

0,0143

1517

0,0157

1814

0,0159

Территориальные органы

23820

0,2631

24287

0,2517

24085

0,2113

Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона

32730

0,3615

42559

0,4409

49834

0,4391

Обеспечение пожарной безопасности

84864

0,9372

92879

0,9624

105527

0,9551

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

156876

1,7325

144664

1,4989

133623

1,172

Общеэкономические вопросы

1756

0,0194

1723

0,0179

5637

0,0493

Топливно-энергетический комплекс

17590

0,1943

40001

0,4415

92835

0,9451

Исследование и использование космического пространства

23724

0,2621

22844

0,2367

32978

0,2894

Воспроизводство минерально-сырьевой базы

22456

0,248

22199

0,2301

29199

0,2561

Сельское хозяйство и рыболовство

3427

0,0379

5320

0,0551

5287

0,0462

Транспорт

5241

0,0579

3863

0,04

3621

0,0213

Другие вопросы в области национальной экономики

27

0,0003

13

0,0001

81

0,0007

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

1387

0,0153

2501

0,0259

4275

0,0377

Жилищное хозяйство

416

0,0046

501

0,0052

4275

0,0377

Коммунальное хозяйство

971

0,0107

659

0,0068

208

0,0018

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

2726

0,0301

3929

0,0407

4108

0,0369

Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды

56

0,0006

44

0,0005

54

0,0004

Другие вопросы в области охраны окружающей среды

2417

0,0267

2718

0,0282

2764

0,0244

ОБРАЗОВАНИЕ

5983

0,0661

7215

0,0748

7342

0,0645

Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров

787

0,0087

1067

0,0111

1095

0,0096

Высшее и послевузовское профессиональное образование

5133

0,0567

7208

0,0747

1822

0,0154

Высшие учебные заведения

3236

0,0357

4159

0,0431

1782

0,0156

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

4393

0,0485

3695

0,0383

4016

0,0354

Культура

2853

0,0315

2486

0,0258

1795

0,0153

Телевидение и радиовещание

1540

0,017

1500

0,0155

1600

0,0144

Субсидии телерадиокомпаниям и телерадиоорганизациям

1540

0,017

1500

0,0155

1500

0,0132

Гранты в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации

111

0,0012

111

0,0012

263

0,0023

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

13840

0,1529

17059

0,1768

52421

0,4596

Мероприятия в области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма

804

0,0089

685

0,0071

1102

0,0097

Подпрограмма "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы"

239

0,0026

61

0,0006

1018

0,0089

Центры спортивной подготовки (сборные команды)

1531

0,017

5069

0,0525

12883

0,113

Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта

744

0,0082

775

0,008

781

0,0078

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

11234

0,1241

14663

0,1519

11612

0,1412

Социальная помощь

8398

0,0928

11159

0,1156

12611

0,1106

Социальное обслуживание населения

8563

0,0946

6374

0,066

7704

0,0676

Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан

164

0,0018

136

0,014

136

0,0012

Охрана семьи и детства

2671

0,0295

3359

0,0348

4053

0,0355

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

3954

0,0437

9099

0,0943

3458

0,3039

Трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации

3942

0,0435

3158

0,0327

3632

0,0312


 

Часть 3 – вывод.

Та экономика, которая у нас сформировалась перед началом кризиса, оказалась с очень серьезными недостатками. И первый из них - это, конечно же, сырьевая направленность, когда мы фактически существовали только за счет продажи необработанного сырья. И в итоге попали в сильную зависимость от импорта. Вторая проблема - хроническая нехватка инвестиций. На них тратили менее 20 процентов того, что страна зарабатывала. Это очень мало. Мало того, мы получили очень отсталую экономику с точки зрения технологической базы. Это третий ее недостаток. И, наконец, четвертая проблема - до кризиса произошло серьезное социальное расслоение и по доходам, и по доступности медицинской помощи, бесплатного образования.

2010г. А теперь давайте посмотрим на тот бюджет, который начал действовать с 1 января 2010 года. Если говорить о модернизации экономики, обновлении технической базы, то, казалось бы, напрямую государством выделяется не так много инвестиций. Но как ни парадоксально, это не так и плохо, потому что в данном случае государство должно действовать более тонко. То есть регулировать режим инвестиций, прежде всего частных, для того чтобы было выгодно инвестору, и российскому, и зарубежному, вкладываться в Россию, обновлять производство, привлекать рабочую силу, получать прибыль и тут ее тратить. Довольно большие средства предусмотрены на укрепление банковской системы.

Еще один очень важный момент заключается в том, что правительство не побоялось пойти на формирование бюджета с дефицитом. Причем дефицит достаточно большой - 3 триллиона рублей, при том, что расходная часть составляет более 9 триллионов. Еще один важнейший вопрос - пенсионное обеспечение. Федеральный бюджет 2010 года берет на себя значительную часть обязательств по выплате пенсий. Сумма этих выплат, а также всех остальных социальных расходов составит до 10 процентов ВВП. И это, конечно, очень большая цифра. Примерно треть расходной части нашего федерального бюджета. В этом действительно есть большой социальный смысл.

Если доходы федерального бюджета превысят запланированные, то их, на мой взгляд, в первую очередь надо направить на поддержку образования, здравоохранения и на индексацию заработной платы бюджетников, которая обязательно должна быть проведена в следующем году за счет дополнительных поступлений. Без переобученного, здорового персонала мы не можем эффективно работать на современном оборудовании и стать конкурентными по производительности труда с ведущими развитыми странами. Поэтому расходы на образование и здравоохранение - это фактически прямые вложения в экономику, а не просто трата денег, как считают некоторые узкие специалисты. Пока же в бюджете-2010 расходы, напрямую связанные с образованием и здравоохранением, сократились. Основная ноша ответственности ложится на региональные и местные бюджеты. Федеральная казна берет лишь отдельные сферы, допустим, высшее образование, центры высокотехнологической медицинской помощи и так далее.

2011г. Бюджет на 2011 год - это первый бюджет мирного времени. Кризис в основном закончился, теперь можно осознать, в какой ситуации оказалась экономика страны и как жить в послекризисный период.

Прежде всего бросается в глаза резкое падение доходов. Причем не только по сравнению с докризисным уровнем, но и с нынешним годом. Так, в 2010 году ожидаемые доходы бюджета составят 17,4 процента к ВВП. Но на протяжении трех следующих лет это соотношение будет уменьшаться. И к 2013 году оно составит 16,8 процента ВВП. Еще недавно, напомню, этот показатель составлял более 20 процентов ВВП.

Надо признать, что снизить расходы действительно очень трудно. Во-первых, была проведена пенсионная реформа и существенно выросло финансирование пенсионной системы из казны. В этом году на ее поддержку будет потрачено 2,5 триллиона рублей. В следующем году эта сумма несколько снизится за счет повышения ставки страховых взносов.

Задачи, которые ставились в бюджетном послании на 2011 год, исполнены, Россия преодолела проблему бюджетного дефицита и вышла на профицитный бюджет, заявил Дмитрий Медведев.

По его словам, это позволило сохранить макроэкономическую стабильность. Премьер-министр отметил также, что доходы федерального бюджета в 2011 году составили 11 триллионов 368 миллиардов рублей, что на 2,2% выше планировавшегося.

При этом свыше половины от всех поступлений составили доходы ненефтегазового сектора. Медведев напомнил, что профицит бюджета по итогам прошлого года составил 0,8% ВВП.

2012г. В 2012 г. российская бюджетная система, несмотря на проявление отдельных факторов риска, сохраняла устойчивость. В первой половине года серьезные опасения наступления второй волны кризиса или длительной рецессии в мировой и отечественной экономике, а также возможного значительного снижения курса европейской валюты и высокой волатильности мировых цен на нефть потребовали в целях сохранения устойчивости российского бюджета не только уточнения прогноза макроэкономических параметров, но и выработки новых бюджетных правил, которые определяют предельные уровни расходов федерального бюджета и объема его дефицита.

Во второй половине года, при некоторой стабилизация мировой экономики и роста цен на нефть до уровня, обеспечивающего сбалансированность бюджетной системы, ключевым внутренним фактором риска, особенно для региональных бюджетов, стало замедление темпов роста российской экономики. В частности, по итогам 8 месяцев 2012 г. доходы консолидированного бюджета субъектов РФ сократились на 0,5 п.п. ВВП относительно 8 месяцев 2011 г.

По итогам 2012 г. доходы бюджета расширенного правительства сократились до 37,7% ВВП, что на 0,5 п.п. ВВП ниже доходов бюджетной системы в 2011 г. Тем не менее вследствие ужесточения контроля за ростом расходов в 2012 г. бюджет расширенного правительства был сведен с незначительным профицитом 0,4% ВВП.

Доходы федерального бюджета в 2012 году составили 12,858 триллиона рублей, а расходы - 12,871 триллиона рублей. Об этом говорится в отчете Минфина РФ. Таким образом, дефицит бюджета, по подсчетам ведомства, составил O,013 триллиона рублей.

Больше всего средств бюджет получил от Федеральной таможенной службы, которая принесла государству 6,48 триллиона рублей. Сборы налогов составили 5,16 триллиона, а Росимущество отправило в бюджет 230,5 миллиарда рублей. Остальные средства были получены за счет других федеральных органов.

Также по итогам 2012 года Россия поднялась в рейтинге прозрачности бюджетов с 21-го на десятое место, сообщает Международное бюджетное партнерство.

В результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач. Полностью выполнены принятые социальные обязательства государства. Создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось снизить и удержать государственный долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции.

К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.

Но есть и ряд нерешенных проблем.

Во-первых, сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит. Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках. Из-за этого ограничены возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости этих расходов. При этом принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие социальной направленности значительной их части.

Во-вторых, структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно.

В-третьих, на низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование решений, приводящих к новым расходным обязательствам. Недостаточно качественной является оценка того, какие долгосрочные последствия будет иметь принятие новых обязательств для социально-экономического развития Российской Федерации, как оно будет связано с другими направлениями политики государства и какое влияние окажет на объем длящихся обязательств.

В-четвертых, зачастую эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств.

В-пятых, межбюджетные отношения пока не в полной мере настроены на стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые объективно являются необходимой основой для увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Высока зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В-шестых, бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются.

В-седьмых, не удалось избежать практики постоянных фрагментарных изменений налогового законодательства. Даже при улучшении условий налогообложения для ведения предпринимательской деятельности это обусловливает необходимость постоянного отслеживания изменений и внесения корректив в планы финансовой деятельности, что вызывает дополнительные затраты, особенно у субъектов малого и среднего предпринимательства. Постоянное ожидание таких изменений препятствует реализации долгосрочных инвестиционных проектов по причине низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов.

 

Список литературы:

  1. Газета «Российская газета» [Элекронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/24/budzet-anons.html («Медведев: Доходы бюджета-2011 превысили первоначальный прогноз»)
  2. Газета «Российская газета» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/12/17/budget.html (Е. Гурвич. «Читаем бюджет»)
  3. Газета «Российская газета» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/12/07/byudget-gontmaher.html (Е. Гонтмахер. «Бюджетная спираль»)
  4. Газета «Российская газета» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/10/21/byudjet.html (Т. Шкель. «Ноль с плюсом-дума»)
  5. Газета «Российская газета» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/01/29/budzet.html (Е. Носкова. «Попали в десятку»)
  6. Газета «Российская газета» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/02/05/budzet-anons.html (Уровень дефицита бюджета РФ за 2012 год оказался меньше ожидаемого)
  7. Газета «Российская газета» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/01/18/budzet-anons.html (Дефицит бюджета РФ в 2012 году)
  8. Информационный портал Президента РФ [Электронный ресурс].-  Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/15786 (Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах)

Информация о работе Анализ доходов и расходов Федерального бюджета 2010-2012