Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:26, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является раскрытие понятия кредитоспособности, а также сущности анализа данной экономической категории на примере Волгоградского филиала АКБ “Московский Индустриальный Банк”
В главе 1 показана методика рассмотрения кредитной заявки и собеседования с заемщиком, дана оценка основных источников информации для анализа, а также проанализирован зарубежный опыт определения характера заемщика и его кредитоспособности. Глава 2 содержит методику и пример оценки финансового положения заемщика, основное внимание уделено методам расчета финансовых коэффициентов. В главе 3 рассмотрена методика рейтинговой оценки деятельности клиентов, методы определения критических значений оценочных показателей для рейтинговой оценки кредитоспособности, а также влияние банкового кризиса 1998 года на деятельность АКБ «Московский Индустриальный Банк».
Введение
Глава 1
Основные подходы к оценке финансово - экономической деятельности заемщика
1.1.
Организационно - экономические проблемы оценки кредитоспособности заемщика
1.2.
Использование опыта зарубежных банков в области оценки кредитоспособности заемщика
Глава 2
Анализ финансового состояния заемщика
2.1.
Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса
2.2.
Анализ ликвидности, финансовой устойчивости и состояния платежно-расчетной дисциплины ссудозаемщика
2.3.
Анализ деловой активности и эффективности деятельности предприятия – заемщика
Глава 3
Совершенствования методов оценки кредитоспособности заемщика
3.1.
Рейтинговая оценка кредитоспособности
3.2.
Методы определения критических значений оценочных показателей кредитоспособности
3.3
Деятельность АКБ «Московский Индустриальный банк» под
влиянием банковского кризиса 1998 года
Заключение
Список литературы
Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации
Всероссийский Заочный Финансово - Экономический Институт
Кафедра Банковских технологий
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
студента
------------------------------
( фамилия, имя, отчество )
Первое образование
( I или II образование )
№ личного дела
На тему: Анализ кредитоспособности заемщика.
( название темы )
(на примере):
Волгоградского
филиала АКБ “Московский
Руководитель: _________________
Консультант:
Рецензент: _____________________
“Допустить к защите”
Председатель кафедры
в филиале или зав.кафедрой:
МОСКВА 2004 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1 |
Основные подходы к оценке финансово - экономической деятельности заемщика |
1.1. |
Организационно - экономические проблемы оценки кредитоспособности заемщика |
1.2. |
Использование опыта зарубежных банков в области оценки кредитоспособности заемщика |
Глава 2 |
Анализ финансового состояния заемщика |
2.1. |
Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса |
2.2. |
Анализ ликвидности, финансовой устойчивости и состояния платежно-расчетной дисциплины ссудозаемщика |
2.3. |
Анализ деловой активности и эффективности деятельности предприятия – заемщика |
Глава 3 |
Совершенствования методов оценки кредитоспособности заемщика |
3.1. |
Рейтинговая оценка кредитоспособности |
3.2. |
Методы определения критических значений оценочных показателей кредитоспособности |
3.3 |
Деятельность АКБ «Московский Индустриальный банк» под влиянием банковского кризиса 1998 года |
Заключение
Список литературы
Введение
Перемены, происходящие в экономике России, предполагают существенные изменения во взаимоотношениях банков с субъектами хозяйствования - предприятиями, организациями, другими банками. Банки как коммерческие организации, основными операциями которых являются кредитование, расчетные, депозитные, кассовые и другие операции, несут при их проведении самые разнообразные риски: невозврат выданного кредита, неуплату процентов по ссуде, риски расчетные, валютные, процентных ставок и т.п. Высокая рискованность банковских операций главным образом связана с условиями и результатами деятельности его клиентов.
Финансовая устойчивость банка должна быть обеспечена квалифицированным выбором партнеров на внутреннем и внешнем рынках. Важнейшим средством такого выбора является экономический анализ деятельности клиента. Анализ предоставляет руководству банка информацию, позволяющую оценивать вероятность выполнения клиентом своих обязательств и принимать соответствующие управленческие решения.
Экономический анализ деятельности клиента должен осуществляться банком постоянно, начиная с первого этапа - подготовки к заключению договора на обслуживание клиента. Особенно глубоким должен быть экономический анализ (анализ кредитоспособности) при заключении кредитных договоров. Это позволит предотвратить неоправданные с точки зрения денежного обращения и народного хозяйства кредитные вложения, их структурные сдвиги, обеспечить своевременный и полный возврат ссуд, что имеет важное значение для повышения эффективности использования материальных и денежных ресурсов.
Целью данной дипломной работы является раскрытие понятия кредитоспособности, а также сущности анализа данной экономической категории на примере Волгоградского филиала АКБ “Московский Индустриальный Банк”
В главе 1 показана методика рассмотрения кредитной заявки и собеседования с заемщиком, дана оценка основных источников информации для анализа, а также проанализирован зарубежный опыт определения характера заемщика и его кредитоспособности. Глава 2 содержит методику и пример оценки финансового положения заемщика, основное внимание уделено методам расчета финансовых коэффициентов. В главе 3 рассмотрена методика рейтинговой оценки деятельности клиентов, методы определения критических значений оценочных показателей для рейтинговой оценки кредитоспособности, а также влияние банкового кризиса 1998 года на деятельность АКБ «Московский Индустриальный Банк».
Глава 1. Основные подходы к оценке Финансово - экономической деятельности заемщика
1.1. Организационно - экономические
проблемы оценки
Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банк обуславливает изучением кредитоспособности, т.е. изучением факторов, которые могут повлечь за собой их непогашение. Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, степень риска, который банк готов взять на себя; размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах и, наконец, условий его предоставления.
Все это обуславливает необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его финансовой устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой устойчивости заемщика и учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль.
По данным американских аналитиков 35-40% просроченных ссуд возникает в результате недостаточно глубокого анализа финансового положения заемщика на предварительной стадии переговоров.
Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить заявку, где содержаться исходные данные о требуемой ссуде:
- цель
- размер кредита
- на какой срок
- предполагаемое обеспечение.
К заявке должны быть приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того, как представитель банка проведет предварительное интервью с заемщиком и сделает вывод о перспективности сделки.
В солидных банках многих стран в состав пакета сопроводительных документов, предоставляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие документы:
- Нотариально заверенные
копии учредительных
- Финансовый отчет,
включающий баланс и счет
- Отчет о движении
кассовых поступлений. Он
- Внутренние финансовые
отчеты характеризуют более
- Данные внутреннего оперативного учета. Составление баланса требует много времени. Однако банку - кредитору могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержаться в сводках, подготовленных для руководства компании - заемщика. Эти документы касаются текущих операций и продаж, величины запасов и т.д.
- Прогноз финансирования,
который содержит оценки
- Налоговые декларации.
Это важный источник
- Бизнес - план. Многие
кредитные заявки связаны с
финансированием начинающих
- описание продуктов
или услуг, которые будут
- отраслевой и рыночный прогноз (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, преимущества и слабые стороны конкурентов);
- планы маркетинга (цели,
реклама, стоимость компании
- план производства (потребность в производственных мощностях, рабочей силе, оборудовании и т.д.)
- план менеджмента (структура компании, руководящие органы и т.д.);
- финансовый план (прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).
Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком - владельцем или представителем руководства фирмы. Подобные встречи позволяют кредитному инспектору выяснить не только важные детали кредитной сделки, но и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы кредитному работнику нет необходимости выяснять все аспекты работы компании - заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах, представляющих интерес для банка - кредитора.
Практика ведущих зарубежных банков показывает, что ознакомительная беседа с потенциальным заемщиком может касаться следующих вопросов, заданных в определенной последовательности (см. табл. 1)
Таблица 1
Вопросы кредитного работника к
потенциальному заемщику
1. Сведения о клиенте и его компании: |
- какая правовая форма у компании |
- когда она была учреждена |
- как была произведена
оценка имущества, |
- подвержено ли это имущество порче |
- каковы издержки по его хранению |
- кто владелец (основной акционер или пайщик) компанией, сколько акций (паев) он имеет |
- какова основная продукция компаний (или каковы виды основных услуг) |
- каков опыт и квалификация менеджеров |
- прибыльна ли компания |
- кто основные клиенты
- поставщики и покупатели |
- на каких условиях продается товар (услуга)? |
2. Вопросы об испрашиваемом кредите |
- на какую сумму
клиент хотел бы получить |
- как им определена эта сумма |
- достаточно ли обосновано составлен прогноз финансовых потребностей |
- учитывают ли условия,
на которых клиент хочет |
- учитывают ли условия кредита способность клиента погасить кредит в срок? |
3. Вопросы о погашении кредита |
- как клиент предполагает погашать кредит |
- сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла |
- имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита |
- есть ли юридические лица готовые дать гарантию, поручительство |
- каково их финансовое положение? |
4. Вопросы об
обеспеченности возврата |
- каков вид обеспечения |
- кто владелец обеспечения |
- где и под чьим контролем оно находиться |
- как была осуществлена
оценка имущества, |
5. Вопрос об отношениях клиента с другими банками |
- услугами каких банков пользуется в настоящее время клиент |
- обращался ли он за кредитом в другие банки |
- почему клиент пришел именно в этот банк |
- имеет ли клиент непогашенные кредиты, какова их сумма и сроки погашения? |