Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 08:48, дипломная работа
Цель дипломного проекта – изучение сущности, структуры и формирования финансовых результатов предприятия.
В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты экономического содержания финансовых результатов.
- проанализировать формирование финансовых результатов на отдельном предприятии.
- разработать предложения по повышению финансовых результатов деятельности на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Экономическое содержание и механизм формирования финансового результата предприятия
1.2 Экономические факторы формирования финансового результата
1.3 Методика анализа финансового результата фирмы
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ООО «ЛЕОНАР АВТО»
2.1 Анализ динамики и структуры прибыли
2.2 Анализ показателей рентабельности
2.3 Факторный анализ прибыли
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Пути увеличения прибыли предприятия
3.2 Экономическая эффективность от внедрения мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Баланс предприятия
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Отчет о прибылях и убытках
Балансовая прибыль
Оставшаяся после этих корректировок балансовая прибыль является объектом налогообложения и именуется налогооблагаемой прибылью. После уплаты налога остается так называемая чистая прибыль. Эта прибыль находится в полном распоряжении организации и используется ею, самостоятельно.
Финансовый результат работы предприятия отражает его балансовую прибыль или убыток: прибыль (убыток) от реализации готовой продукции (работ, услуг), прибыль (убыток) от прочей реализации и суммы внереализационных доходов и потерь.
Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.
Эффективность хозяйственной деятельности характеризуется относительно небольшим числом показателей. Но на каждый из них оказывает влияние целая система факторов, т.е. причин, которые вызывают изменения этих показателей. Различаются факторы первого, второго... "n" порядка.
Факторы в экономическом анализе классифицируются по разным признакам. Исходя из задач анализа все факторы могут делиться на внутренние (основные и не основные) и внешние.
Внутренние основные факторы определяют результаты работы предприятия. Внутренние не основные – определяют работу организации, но не связаны с сущностью рассматриваемого показателя: структурные сдвиги в составе продукции, нарушения хозяйственной и технологической дисциплины.
Внешние факторы не зависят от работы предприятия, но количественно определяют уровень использования его производственных и финансовых ресурсов (рис. 2.1).
Рис. 2.1 – Факторы, влияющие на величину прибыли
Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешнего воздействия.
Рассмотрим сначала факторы,
непосредственно связанные с
деятельностью предприятия, которые
оно может изменять и регулировать
в зависимости от поставленных перед
предприятием целей и задач, т.е.
внутренние факторы, которые можно
разделить на производственные, непосредственно
связанные с основной деятельностью
предприятия, и внепроизводственные
факторы, которые непосредственно
не связаны с производством
Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и так далее; природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например химической, машиностроительной отраслей, и влекут за собой значительные издержки; штрафы и санкции за несвоевременность или неточность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а, следовательно, и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников; финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятии и деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т. д.
Производственные факторы
включают в себя наличие и использование
средств труда, предметов труда
и трудовых ресурсов. Названные факторы
являются основными факторами роста
прибыли и рентабельности предприятия,
именно с повышением эффективности
их использования связываются
В зависимости от содержания
показателей и алгоритма их расчета
выделяются факторы первого порядка,
которые непосредственно
С помощью факторного анализа
устанавливаются
Резервы - это неиспользованные возможности предприятия, которые группируются по признакам:
1) по характеру воздействия на производство: интенсивные и экстенсивные;
2) производственный признак:
внутрихозяйственные,
3) временной признак: текущие и перспективные;
4) стадия жизненного цикла
изделия: производственная
Экономические факторы могут отражать количественную или качественную сторону деятельности предприятия. Признаки количества отражаются в показателях выпуска и реализации продукции, ассортименте продукции, в количестве и площади помещений, количестве оборудования и т.д. Прирост объемов производства характеризует расширение деятельности предприятия и может обеспечиваться наряду с перечисленными факторами производства и факторами использования рабочего времени (это число отработанных дней, смен, продолжительность рабочего дня), а также трудовыми ресурсами (численность работников по категориям, видам деятельности и т.д.).
Информация о количественных
факторах, как правило, накапливается
в бухгалтерском учете и
Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся:
- изменение объема и
времени работы средств труда,
т. е., например, покупка дополнительных
станков, машин, строительство
новых цехов и помещений или
увеличение времени работы
- изменение количества
предметов труда,
- изменение численности
рабочих, фонда рабочего
Количественное изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем, чтобы не снижались темпы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.
Под интенсивными факторами понимается отражение степени усилия предприятияи его работников по улучшению деятельности предприятия, которые отражаются в системе различных показателей эффективности, не только по содержанию, но и по измерителям. Измерителями интенсивных факторов могут быть абсолютные величины в стоимостном и натуральном выражении, относительные величины, выраженные в коэффициентах, процентах и др. В частности, производительность труда может быть выражена в стоимости или количестве продукции в расчете на одного работника в единицу времени; уровень рентабельности - в процентах или коэффициентах и т.д.
Поскольку факторы интенсификации отражают степень эффективности деятельности предприятия, их называют еще качественными факторами, так как они в значительной мере характеризуют качество работы предприятия.
Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:
- повышение качественных
характеристик и
- использование прогрессивных
материалов, совершенствование технологии
обработки, ускорение
- повышение квалификации
рабочих, снижение
Рисунок 2.2. - Классификация факторов в экономическом анализе
Кроме внутренних факторов,
на рентабельность предприятия оказывают
косвенное воздействие и
Перечисленные факторы влияют
на прибыль не прямо, а через объем
реализуемой продукции и
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.
Важнейшим из них является себестоимость. Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно: стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации.
Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.
К показателям снижения себестоимости
относятся следующие
- показатели, связанные с
повышением технического
- показатели, связанные с
улучшением организации труда
и управления (совершенствование
организации, обслуживания и
Основными задачами анализа себестоимости промышленной продукции являются:
- установление динамики
важнейших показателей
- определение затрат на рубль товарной продукции;
- выявление резервов снижения себестоимости.
Анализ затрат на производство
по элементам и статьям
Важным фактором, влияющим
на величину прибыли от реализации
продукции, является изменение объема
производства и реализации продукции.
Падение объема производства при
нынешних экономических условиях, не
считая ряда противодействующих факторов,
как, например, роста цен, неизбежно
влечет сокращение объема прибыли. Отсюда
вытекает вывод о необходимости
принятии неотложных мер по обеспечению
роста объема производства продукции
на основе технического обновления и
повышения эффективности
Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции; чем он выше, тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятии, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести, продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей прибыли. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции, как в натуральном, так и в денежном выражении.
Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен.
Свободные цены в условиях
их либерализации устанавливаются
самими предприятиями в зависимости
от конкурентоспособности данной продукции,
спроса и предложения аналогичной
продукции другими
Основным признаком разделения издержек для общей классификации является место появления издержек и отношение издержек к различным сферам деятельности предприятия. Данная классификация используется для упорядочивания издержек в рамках отчета о прибыли предприятия и для последующего сравнительного анализа отдельных видов затрат предприятия. Основные виды издержек согласно общей классификации представлены на рис.2.2.
Согласно этой классификации все издержки подразделяются на производственные и непроизводственные. В свою очередь производственные издержки состоят из:
- издержек, связанных с использованием прямых материалов,
- затрат на оплату прямого труда,
- производственных накладных издержек.
Издержки на прямые материалы включают сумму затрат, понесенных предприятием на приобретение сырья и комплектующих материалов, т.е. тех физических субстанций, которые непосредственно используются в производстве и переходят в готовую продукцию.