Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 12:26, курсовая работа
Цель работы заключается в выявлении современных проблем автокредитования в РФ и оценка перспектив его развития. Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих задач: изучить теоретические основы автокредитования;
1) рассмотреть нормативы банковского автокредитования;
2) охарактеризовать особенности, условия и порядок автокредитования коммерческими банками в РФ;
3) выявить проблемы автокредитования и наметить пути их решения.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы организации автокредитования……………………..5
Автокредит и его виды………………………………………………………...5
Этапы формирования рынка автокредитования в РФ……………………..11
2. Анализ рынка автокредитования в России…………………………………14
Автокредитование в России в 2007- 2010 гг………………………………..14
Условия автокредитования на примере 2 банков…………………………..16
Автокредитование Сбербанка……………………………………………16
Автокредитование Банка ВТБ-24………………………………………..18
Проблемы и перспективы развития автокредитования в РФ……………...20
Альтернативы развития автокредитования………………………………...20
Перспективы рынка автокредитования в России…………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………
Проблемы и перспективы развития автокредитования
Альтернативы развития автокредита
Несмотря на широкий спектр существующих
видов автокредитования, преобладающее
большинство банков не смогли рационально
ими воспользоваться и сконцентрировали
свое внимание на разработке новых программ,
отличающихся от предыдущих лишь по отдельным
параметрам, например: первоначальный
взнос, процентные ставки и др. Результатом
этой работы стали огромные сравнительные
таблицы, которые публикуются во многих
печатных изданиях. Представляемый клиентам
поток информации сложен для восприятия
неподготовленного человека.
Эти изменения программ продуктового ряда
стали неактуальными, когда на рынок приходят
иностранные банки производителей.
Борьба за клиента была стратегически проиграна
Однако не все банки стремились идти на
дополнительные затраты для создания
данной инфраструктуры. В свою очередь,
к этому стремились страховые компании
и, чтобы открыть в автосалонах свои точки
продаж, старались материально заинтересовать
их. Быстро поняв финансовые выгоды не
только от увеличения продаж, но и от страховых
возмещений, автосалоны потеряли интерес
к попыткам банков начать розничное кредитование
в автосалоне. Страховые компании в это
время сделали пробный шаг к созданию
первых финансовых супермаркетов: будучи
аккредитованными в нескольких банках,
они направляли одну заявку одновременно
в ряд банков- конкурентов, не уделяя должного
внимания проверке ни добропорядочности
заемщика, ни его финансового состояния.
Банки потеряли прямой контакт с клиентом
в погоне за ростом динамики кредитного
портфеля, что привело к всплеску мошенничества[11].
Статистика показывает: в различных банках
от 10 до 30% заявлений заемщиков на автокредитование
получают отказ из- за подозрений в реализации
ими различных схем мошенничества. Так,
по оценкам независимых экспертов, доля
невозврата в сфере автокредитования
у некоторых банков уже превышает 5%, а
общий ущерб от действия мошенников по
рынку составляет почти 200 млн. USD. В свою
очередь, как показывает практика, многие
кредитные менеджеры не обладают достаточными
знаниями и аппаратурой для проверки и
определения подлинности документов.
В этих условиях можно лишь подделать
документы, удостоверяющие личность, и
договориться с сотрудником фирмы, который
подтвердит, что потенциальный заемщик
действительно работает на указанной
должности. Как правило, в большинстве
случаев проверка подтверждает это, а
также и подлинность документов.
Конечно, часть преступников ловят, и суд взыскивает
с них деньги в пользу банков, но значительное
число автомошенников используют граждан,
платежеспособность которых не позволяет
возместить нанесенный банку ущерб, а
автомобиль, приобретенный в кредит, к
этому времени уже сбывается на черном
рынке. Как следствие, существующие методы
и способы работы не привлекают новых
клиентов, не улучшают базу имеющихся
и потенциальных заемщиков, что негативно
влияет на формирование качественного
кредитного портфеля.
Включившись в цепную реакцию розничного
кредитования, несмотря на «кредитную
лихорадку», банки в основном не смогли
уйти от принятых шаблонов и втянулись
в борьбу за лучший продукт. Однако ряд
банков сделал иной выбор, изначально
ориентированный на формирование качественной
базы собственных клиентов. Эти кредитные
организации не стали вступать в финансовые
отнощения с автосалонами, чтобы не попасть
в зависимость от их желаний, а также стимулирующих
возможностей страховых компаний[11].
Но банки, сделав первый шаг в правильном
направлении, перестали совершенствовать
методы продаж и формировали кредитный
портфель только лишь за счет безальтернативного
представительства в регионах и так называемого
«сарафанного радио». Исследования показали,
что на первом месте при выборе банка у
потребителя стоит отнюдь не процентная
ставка и даже не его надежность, а рекомендация
членов семьи, друзей, знакомых, сослуживцев.
Человек идет туда, где хорошо обслужили
его знакомых. Аналогично происходит и
при выборе банковских продуктов. Психология-
главное при совершении крупных покупок.
Однако в основе «сарафанного радио»,
по понятным причинам, лежат стихийные
несистемные процессы, правда, действенные.
Выход из сложившейся ситуации- внедрение
нового продукта, не используемого еще
на рынке. Это так называемые бонусные
чеки, рассчитанные на выстраивание долгосрочной
и перспективной клиентской базы и формирование
постоянного потока собственных клиентов,
что позволит банку увеличить существующий
портфель и заработать дополнительные
средства. Даже на начальном этапе просматривается
40%- ное увеличение объема продаж.
В наименовании «бонусные чеки» в некоторой
степени имеются некая аналогия и созвучность
с бонусными картами, которые зачастую
путают и ошибочно ассоциируют с дебетовыми,
а чаще с кредитными пластиковыми картами.
Суть дисконтной программы- в предоставлении
клиенту выгоды в виде возврата части
оплаченной стоимости товара непосредственно
в момент покупки. На смену фиксированной
пришла накопительная скидка- ее размер
напрямую зависит от активности покупателя
и имеет свой лимит. Согласно результатам
опроса РКБ, 20% россиян готовы отложить
покупку в случае отсутствия дисконтной
карты и почти все покупатели учитывают
их при выборе продавца. Определяющим
фактором лояльности российских потребителей
является размер скидки, предоставляемой
по карте. Чем больше выгода, тем большее
число клиентов станут приверженцами
данного продукта[11].
Все более популярной становится такая
разновидность программы лояльности,
как подарочные карты фиксированного
номинала, с помощью которых можно приобрести
товар(услугу) определенной компании в
течение ограниченного срока. Такая карта-
лучший выход из ситуации поиска през
и т.д.................
5. Перспективы развития автокредитования в РФ
На сегодняшний день рынок автокредитования развивается весьма стабильно. В после кризисный период ставки по автокредиту снижаются, банки уменьшают количество требований к заёмщикам, это вызывает рост цен на автомобили.
Этот вид кредита максимально защищен от потрясений: с одной стороны, он не требует от банков столь внушительных резервов, как ипотека, с другой - есть залог в виде авто, который защищает банки от возможной эпидемии невозвратов.
В своем маркетинговом отчете по рынку автокредитования аналитики констатируют, что сейчас 40% легковых автомобиль в России продается с использованием кредитных денег. На 2010 год они оценили этот рынок в объеме 20 млрд. дол.
Однако, сейчас большую опасность для банков, занимающихся автокредитованием, являются недавно появившиеся, но уже вполне активно функционирующие, так называемые, автобанки (Тойота Банк , Мерседес-Бенц Банк Рус, BMW Bank, GM Finance, Renalt Credit, Nissan Finance и PSA Finance (компаний Peugeot Citroen)). Автобанки или банки, принадлежащие автопроизводителям, выгодны, в первую очередь, потенциальным заемщикам. Кроме того, что они предлагают свои машины по более низким ценам, сами кредиты у них дешевле. Падение процентных ставок отечественных банков связано, скорее, с их приходом на рынок, чем с возросшей конкуренцией. По прогнозу Павла Ильина, директора департамента розничного кредитования «Московского Кредитного банка», через 2-3 года автобанкам достанется 20-30 % всего российского рынка автокредитов.
Хотя сейчас российских банкиров не страшит приход иностранцев на рынок автокредитования. Они живут в своей реальности и в ближайшее время намерены повысить процентные ставки, сославшись на прошлогодний кризис ликвидности в США. Преимущество многопрофильных кредитных организаций перед автобанками в том, что последний работает только лишь с одним производителем машин, а банки с автосалонами, которые работают практически со всеми автоконцернами. К тому же автобанки, если и смогут увести клиентов из банков, то только тех их них, кто берет кредиты на новые автомобили. Поэтому перспективы перед отечественными банками-кредиторами открываются весьма привлекательные. Да и статистика говорит в пользу банкиров. Интерес к ним со стороны потенциальных заемщиков растет из года в год. И, похоже, во многом благодаря автокредитованию банки намерены решать финансовые проблемы, возникшие в конце прошлого года.
Что касается государственного участия в развитии автокредитования, то здесь программа льготного автокредитования продолжает расширяться, но не за счет включения в нее других моделей автомобилей, а благодаря приглашению новых банков. Также, Проект предусматривает снижение минимальной величины предоплаты за приобретаемые автомобили до 15% от их стоимости, увеличение максимальной стоимости автомобилей с 350 до 600 тыс. руб., предоставление льготных кредитов не только для приобретения легковых автомобилей, но и легкого коммерческого транспорта.
По оценкам экспертов, сложившаяся ситуация на рынке в регионе соответствует уровню 2006 года.
Продажи автомобилей путем лизинга, а также партнерские союзы банков, страховых компаний и автодилеров, станут основной перспективой продаж транспортных средств в кредит в 2011 году. Среди основных направлений развития - взаимодействие страховщиков, банков и продавцов, что позволит увидеть клиенту более лояльные ставки. В такой схеме (партнерских союзов) они делятся доходом, за счет чего выигрывает потребитель.
Дальнейшее развитие ситуации во многом будет зависеть от последующих изменений в экономике после кризисного периода, стоит учитывать и недавнее увеличение цен на энергоносители, это может сказать на всём авто рынке, но при соответствующей инфляции данный фактор не окажет сильного влияния на использование автокредита.
Перспективы
Рынок автокредитования продолжит свое развитие, хотя его темпы в ближайшей перспективе, скорее всего, замедлятся. Тем не менее, автокредитование останется одним из мощных инструментов для развития продаж на российском автомобильном рынке в целом.
Хорошие перспективы ожидают сегмент кредитования подержанных автомобилей. При этом наибольшим спросом на этом рынке будет пользоваться экспресс-кредитование. Основные условия, оказывавшие положительное влияние на этот сегмент кредитного рынка, сохранятся.
Существует и ряд факторов, сдерживающих развитие кредитования подержанных автомобилей. В частности, это высокие риски, присущие данному сегменту кредитования. Кроме того, по мнению некоторых экспертов, кредитование этого сектора будет связано с высокими ставками, что может отрицательно отразиться на спросе.
Еще один тренд российского автокредитного рынка – обострение конкуренции между независимыми и кэптивными банками. У финансовых структур автопроизводителей, безусловно, появятся еще большие возможностей для эффективного развития продаж, что обусловлено их статусом.
На развитие российского рынка автокредитования могут оказывать влияние и другие факторы, в частности, связанные с законодательными изменениями, которые упростили жизнь автовладельцев, в том числе оформляющих автомобиль в кредит. Например, это касается условий постановки машины на учет – теперь ее можно зарегистрировать в том же регионе, где была заключена сделка.
Вместе с тем, многие вопросы, связанные с российским рынком автокредитования, пока остаются неурегулированными. Их своевременное решение могло бы стимулировать более быстрое развитие рынка.
В частности, необходимо сократить системные риски. Но без содействия государства в этом вопросе не обойтись. Необходимо упорядочить базу залогового движимого имущества, каким являются автомобили, что поможет снизить риск продажи залоговых автомобилей на вторичном рынке без разрешения кредитора.
Подобные шаги станут полезными и в стратегическом плане. Эксперты уверены, что в будущем российский кредитный рынок будет больше ориентироваться на залоговые виды кредитования. Отношение кредиторов к необеспеченным кредитам изменится из-за высоких рисков.
Кроме того, необходимо обеспечить широкий доступ всех кредиторов к данным Пенсионного фонда и Федеральной налоговой службы России. Такие меры необходимы для получения кредиторами наиболее полной информации для оценки долговой нагрузки клиентов.