Анализ системы управления Пенсионным фондом РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 10:42, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить подходы к управлению средствами Пенсионного фонда РФ и рассмотреть основные направления его развития.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- проанализировать особенности реализации пенсионной реформы в Российской Федерации;
- рассмотреть правовой статус Пенсионного фонда РФ;
- дать организационную характеристику Пенсионному фонду РФ;
- проанализировать особенности управления пенсионными накоплениями;
- охарактеризовать основные направления развития Пенсионного фонда РФ.

Содержание работы

Введение.
1. Анализ системы управления Пенсионным фондом РФ.
1.1. Анализ реализации пенсионной реформы в РФ.
1.2. Правовой статус Пенсионного фонда РФ.
1.3. Организационная характеристика Пенсионного Фонда РФ.
2. Подходы к управлению пенсионными накоплениями.
2.1. Особенности управления накопительной частью трудовой пенсии.
2.2. Анализ доверительного управления средствами пенсионных накоплений государственной корпорацией «Внешэкономбанк».
2.3. Основные направления развития Пенсионного Фонда РФ в 2009 году.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 51.37 Кб (Скачать файл)

Одновременно, положениями  Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений  в Налоговый кодекс Российской Федерации  и в некоторые законодательные  акты Российской Федерации о налогах  и сборах» были внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части выведения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из состава единого социального налога (ЕСН). При этом было предусмотрено, что сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных страховых взносов, путем применения налогового вычета.

Коренным образом изменилось законодательство в области пенсионного  обеспечения граждан Российской Федерации, иностранных граждан  и лиц без гражданства.

С 1 января 2002 года введены  в действие два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок  установления и выплаты пенсий.

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания  возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению  и порядок ее установления, финансирование которых осуществляется исключительно  за счет средств федерального бюджета.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внес изменения в порядок  возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в  частности, согласно новому пенсионному  законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой  и накопительной. При этом базовая  часть финансируется за счет средств  федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц  на финансирование страховой части  трудовой пенсии, накопительная –  за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц  на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

Порядок инвестирования средств  пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные  пенсионные фонды урегулирован положениями  федеральных законов от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ установил правовые основы отношений  по формированию и инвестированию средств  пенсионных накоплений, определил особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установил основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Кроме того, указанный Закон закрепил за Пенсионным фондом Российской Федерации новые права и обязанности как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 14-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон  «О негосударственных пенсионных фондах») определены полномочия и компетенция  негосударственных пенсионных фондов как субъектов правоотношений в  области обязательного пенсионного  страхования.

Федеральным законом от 23.12.2003 № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации в части  совершенствования процедур государственной  регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступившим в силу с 1 января 2004 года, изменен порядок  регистрации страхователей в  органах страховщика (Пенсионного  фонда Российской Федерации) и исключена  обязанность страхователя сообщать в территориальные органы ПФР  сведения о принятом в установленном порядке решении о ликвидации (реорганизации) организации, об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения. Согласно нормам действующего законодательства эта информация представляется в территориальные органы ПФР соответствующими налоговыми органами, в которых работодатели и самозанятые работники регистрируются в качестве налогоплательщиков.

С целью создания законодательных  основ реформирования федеральных  органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контрольных функций  в области налогообложения, трудоустройства  и занятости, технического и экспортного  контроля, государственной регистрации, исполнения наказаний и таможенного  дела был принят Федеральный закон  от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений  в некоторые законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими силу некоторых законодательных  актов Российской Федерации в  связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления».

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти» координация  деятельности внебюджетных фондов, в  том числе Пенсионного фонда  Российской Федерации, возложена на Министерство здравоохранения и  социального развития Российской Федерации.

В развитие вышеназванного Указа Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 321 было утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в котором уточнены функции и полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в том числе в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации.

Особого внимания заслуживает  Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими силу некоторых законодательных  актов Российской Федерации в  связи с принятием федеральных  законов «О внесении изменений и  дополнений в Федеральный закон  «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанным Законом внесены  значительные изменения в законодательство Российской Федерации, затрагивающие, в том числе, вопросы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Основным нововведением  этого Закона является изменение  порядка предоставления льгот гражданам, имеющим на них право, путем их предоставления в денежном выражении (монетизация льгот). Функции по выплате  этих сумм (ежемесячных денежных выплат) возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные  органы.

Важное значение в области  поддержки лиц, работающих и проживающих  в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, имеет постановление  Правительства Российской Федерации  от 01.04.2005 № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости  проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», принятое во исполнение статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Данным постановлением определены порядок и условия предоставления названной компенсации лицам, имеющим  на нее право.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Организационная характеристика  Пенсионного Фонда РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – крупнейшая система  оказания социальных услуг в РФ. В результате ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату  пенсии каждому гражданину России в  полном соответствии с его пенсионными  правами.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в  самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда  в России появился принципиально  новый механизм финансирования и  выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления  обязательных страховых взносов  работодателей и граждан.

В структуре Пенсионного  фонда - 7 Управлений в Федеральных  округах Российской Федерации, 81 Отделение  Пенсионного фонда в субъектах  РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных  управлений во всех регионах страны. В  системе ПФР трудится более 120 000 специалистов.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

· учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному  страхованию;

· назначение и выплата  пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда  получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;

· назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам  вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации  и т.д.

· персонифицированный учет участников системы обязательного  пенсионного страхования. В системе  учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

· взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает  от 6,2 млн. юридических лиц;

· выдачу сертификатов на получение  материнского (семейного) капитала;

· управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании (при ПФР сегодня аккредитованы 53 частные УК);

· реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на март 2009 года в Программу вступили свыше 1 160 000 россиян.

Доходы Пенсионного фонда  России в 2008 году выросли по сравнению  с 2007 годом на 40,2 % и составили 2,73 трлн. рублей.

Суммарный объем расходов в 2008 году составил 2,36 трлн. рублей.

Суммарные доходы бюджета  Фонда в 2009 году прогнозируются в  сумме 3,3 трлн. рублей, суммарные расходы - в сумме 3,0 трлн. рублей, из них на исполнение публичных нормативных  обязательств по выплате пенсий, пособий  и социальных выплат будет направлено 2,9 трлн. рублей.

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит  из трех частей: базовой (гарантируется  государством, и ее размер устанавливается  законодательно в виде фиксированной  суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда  конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе).

Сведения о численности  пенсионеров и средних размерах их пенсий представлены в таблице 1.1.

С 1 марта 2009 года базовая  часть трудовой пенсии увеличилась  на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части  трудовой пенсии составит 2 562 рубля.

Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии будет повышена на 17,5%. А 1 августа 2009 года будет проведена еще одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

Таблица 1.1

Сведения о численности  пенсионеров и средних размерах их пенсий по состоянию на 1 марта 2009 года

Категории пенсионеров

Численность пенсионеров, тыс. человек на 1.03.2009

Средний размер пенсии, рублей на 1.03.2009

Всего пенсионеров

38650

4741

Получатели трудовых пенсий

35758

4842

Из них:

   

по старости

30236

5104

по инвалидности

3839

3657

по случаю потери кормильца

1683

2841

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению

2892

3483

Из них:

   

пенсии военнослужащих и  их семей

64

4552

Социальные пенсии

2516

3260

Справочно:

   

Инвалиды вследствие военной  травмы, получающие две пенсии

149

12257

Участники ВОВ, получающие две  пенсии

344

12141

Вдовы военнослужащих, погибших в ВОВ, получающие две пенсии

37

9341

Родители погибших военнослужащих, получающие две пенсии

42

8566


Следует отметить, что наличие  централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного  фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного  медицинского страхования, в которой  территориальные фонды обязательного  медицинского страхования входят в  структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система Пенсионного фонда  Российской Федерации и его территориальных  органов имеет трехуровневую  структуру:

1) центральный аппарат  (Исполнительная дирекция ПФР,  Ревизионная комиссия ПФР);

2) отделения ПФР в субъектах  Российской Федерации;

3) управления (самостоятельные  отделы) ПФР в городах (районах).

Перейдем теперь непосредственно  к рассмотрению вопросов управления средствами Пенсионного фонда РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Подходы к управлению  пенсионными накоплениями

2.1. Особенности управления  накопительной частью трудовой  пенсии

Кратко охарактеризуем особенности  формирования накопительной части  трудовой пенсии.

Накопительная составляющая трудовой пенсии формируется с 2002 года. Трудовая пенсия состоит из трех частей:

· базовой части;

Информация о работе Анализ системы управления Пенсионным фондом РФ