Антиинфляционные меры и варианты антиинфляционной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:44, контрольная работа

Описание работы

Антиинфляционная политика- важнейшее направлений государственного регулирования. Основная цель - установить над инфляцией контроль и удерживать невысокие темпы роста цен. Антиинфляционные методы должны воздействовать, с одной стороны, на устойчивое неравновесие рынков (предложение и спрос), а с другой - на механизм инфляции.
Таким образом, антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.
Различают антиинфляционную стратегию, соединяющую цели и методы долговременного характера, и антиинфляционную тактику, нацеленную на результаты в краткосрочном периоде времени.

Файлы: 1 файл

GiMF.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

ГиМФ

 

1.Антиинфляционные меры и   варианты антиинфляционной политики  государства

Антиинфляционная  политика- важнейшее направлений государственного регулирования. Основная цель - установить над инфляцией контроль и удерживать невысокие темпы роста цен. Антиинфляционные методы должны воздействовать, с одной стороны, на устойчивое неравновесие рынков (предложение и спрос), а с другой - на механизм инфляции.

Таким образом, антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Различают антиинфляционную стратегию, соединяющую цели и методы долговременного характера, и антиинфляционную тактику, нацеленную на результаты в краткосрочном периоде времени.

Антиинфляционную  стратегию образуют механизмы долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени. Первостепенное значение здесь отводится уменьшению инфляционных ожиданий. Это достигается: во-первых, всемерным укреплением механизмов рыночной системы; во-вторых, формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия населения. Второй компонент антиинфляционной стратегии – долгосрочная денежная политика, целью которой является регулирование  прироста денежной массы. Третьим важнейшим компонентом является бюджетная политика. Основной ее цель - принятие и исполнение сбалансированного, бездефицитного бюджета. Еще одним блоком антиинфляционной стратегии является защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции). Основными методами решения этих стратегических задач являются методы регулирования валютного курса.

Антиинфляционная  тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанных не на устранение глубинных причин инфляции, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Методы антиинфляционной тактики позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

 В зависимости  от проводимой правительством антиинфляционной политики принято различать три блока антиинфляционных мер: дефляционная политика, политика доходов и политика валютного курса.

Дефляционная политика  сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговой механизм.  Она, как правило, вызывает краткосрочное замедление экономического роста. Ограничение денежной массы представляет собой важнейший элемент этой политики. Данное ограничение наиболее ярко проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы. Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Центрального банка.

  • регулирование ставки межбанковского кредита. Это процент за кредит, который центральный банк предоставляет всем прочим банкам. Рост ставки вызывает, по крайней мере, три эффекта. Уменьшается нарастание денежной массы в обращении, взлет процентных ставок коммерческих банков, а это значит, что с ростом стоимости денег стимулируется  спад в производстве, что способно породить волну банкротств.
  • норма обязательных резервов. В соответствии с ней рассчитывается сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы, и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим регулируется объем кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки.
  • операции центрального банка на открытых финансовых рынках (продажа и покупка государственных ценных бумаг) с целью регулирования денежной массы. Продавая государственные долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, а, покупая – увеличивает.

Политика  доходов как метод антиинфляционной тактики делает акцент на контроле над ценами и заработной платой. Данная политика используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Главной целью этой политики является достижение стабильности цен.

Политика  валютного курса представляет собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Она применяется в странах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса становится здесь заслоном на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано.

Антиинфляционные  меры это совокупность мероприятий, проводимых правительством, направленных на обуздание темпов инфляции. антиинфляционные меры выступают в двух основных формах: тактической и стратегической. Тактические меры направлены на устранение следствий инфляции (рост уровня цен). Они предполагают либо увеличение совокупного предложения, либо сокращение совокупного спроса, либо то и другое одновременно. Тактические антиинфляционные меры не могут излечить экономику от инфляции, но приносят краткосрочное приостановление роста цен. Стратегические меры направлены на устранение причин инфляции. Эти меры требуют длительного времени для достижения поставленной цели.

 

2.Кредитно-денежная политика как элемент финансовой политики государства, цели, ориентиры и инструменты

Финансовая  политика государства— политика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач.

Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Она является совокупностью мероприятий денежной политики (регулирует изменение денежной массы) и кредитной политики (нацелена на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов). Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитное  регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Цели кредитно–денежной политики:

1)устойчивые  темпы роста национального производства;

2)стабильные  цены;

3)высокий уровень занятости  населения;

4)равновесие платежного  баланса.

Основными инструментами кредитно–денежной политики являются:

1)изменение нормы обязательного резервирования;

Минимальные (обязательные) резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном банке или в иных формах, определяемых Центральным банком. Они выполняют следующие функции:

1)они служат  обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации 2)минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии.

2)изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

Рефинансирование означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка. Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу:

1)затруднение  или облегчение возможности банков  получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений;

2)изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

3)операции на открытом  рынке.

 

3.Кредит, кредитная система как  элемент финансово-кредитной системы  государства

Финансово-кредитная система включает в себя совокупность отдельных, но взаимосвязанных элементов финансовой и кредитной системы. Как финансовая, так и кредитная система имеют свои механизмы образования и особенности функционирования.

Кредитная система – это совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.

Существуют два  звена кредитной системы: банковские учреждения - банки, и парабанковские учреждения. Банки - кредитные учреждения, выполняющие большинство кредитно-финансовых услуг и поэтому являющиеся универсальными (ЦБ,коммерческие банки, инвестиционные, сберегательные, ипотечные, и т.д.). Парабанковская система образована специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательными институтами, ориентированными на выполнение круга финансовых услуг или обслуживание определённого типа клиентуры (ломбарды, страховые и инвестиционные компании, негосударственные пенсион фонды,). Основой кредитной системы является банковская система, которая несет основную нагрузку по кредитно-финансовому обслуживанию всего хозяйственного оборота.

Кредит или кредитные отношения — это общественные отношения, возникающие между субъектами экономических отношений по поводу движения стоимости. Кредитные отношения могут выражаться в разных формах кредита (коммерческий кредит, банковский кредит и др.), займе, лизинге, и т. д.

Выделяют следующие функции кредита:

  • Перераспределительная функция. Происходит перераспределение временно высвободившейся стоимости. Она может осуществляться на уровне предприятий, отрасли, государства (национальной экономики), мирового хозяйства (мировой экономики). Перераспределение идёт на условиях возврата стоимости.
  • Функция создания кредитных орудий обращения. Она связана с возникновением банковской системы. Благодаря возможности хранения денежных средств на счетах в банках, развитию безналичных расчётов появились кредитные средства обращения и платежа.
  • Воспроизводственная функция кредита. Она проявляется двояко: 1) получение заемщиком кредита обеспечивает его необходимым объёмом капитала для ведения предпринимательской деятельности.;2) в результате предоставления кредита разным предприятиям воспроизводятся как лучшие, так и худшие для общества условия производства товаров (качество, себестоимость, цена).
  • Стимулирующая функция кредита. Она проявляется в возможности развития производства без наличия собственных денежных средств. Благодаря кредиту предприятия получают мощный стимул для дальнейшего развития.

Различают следующие формы кредита:

1.Банковский  кредит - это кредит предоставляемый банками в денежной форме.

2.Коммерческий кредит - кредит, предоставляемый физическими или юридическими лицами.

3.Гарантированный кредит - это кредит предоставляемый под обеспечение, проще говоря под залог.

4.Краткосрочный кредит - это  кредит предоставляемый, как правило,  сроком до 1 года.

5.Долгосрочный кредит - кредит предоставляемый сроком более 1 года.

6.Государственный кредит - это кредит предоставляемый государству физическим или юридическим лицом.

7.Международный кредит - кредит  предоставляемый физическому или юридическому лицу другой страны.

Таким образом, возникновение кредита как особой формы стоимостных отношений происходит тогда, когда стоимость, высвободившаяся у одного экономического субъекта, какое-то время не вступает в новый воспроизводственный цикл. Благодаря кредиту она переходит от субъекта, не использующего её (кредитор), к другому субъекту, испытывающему потребность в дополнительных средствах (заёмщик).

 

4.Социально-экономическая сущность  финансов и специфика финансовых отношений.

Финансы— это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Социально-экономическая  сущность финансов  это обеспечение регулярного товарно-денежного обращения и удовлетворении потребности в финансовых ресурсах. Наука о финансах изучает социально-экономическую сущность финансов через исследование   совокупности финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования и использования денежных доходов и фондов на разных уровнях экономической системы: общегосударственном (макроуровень) региональном (уровень административно-территориальных единиц) и на уровне отдельных субъектов ведения хозяйства (микроуровень). Отдельно выделяются международные финансы.

Социально-экономическая  сущность финансов отражается в их функциях. Так, благодаря финансам осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики и на разных уровнях хозяйствования. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используется на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Информация о работе Антиинфляционные меры и варианты антиинфляционной политики государства