Аудит в системе финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчётность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести учёт своего имущества и совершённых хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвало необходимость независимого

вневедомственного финансового контроля - аудита.

Содержание работы

Введение 3
1 Роль и значение аудита 6
1.1 Роль и значение аудита в финансовом контроле 6
1.2 Организация аудиторской проверки в России 8
2 Сущность и значение финансового контроля 13
2.1 Понятие финансового контроля 13
2.2 Общая характеристика методов финансового контроля 14
2.3 Особенности аудиторской проверки как метода финансового контроля 18
2.4 Современный рынок аудиторских услуг 20
Заключение 23
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

!!! КР по Финансам (2).doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Иркутский  государственный университет путей  сообщения»

(ФГБОУ ВПО  ИрГУПС)

 

 

Факультет экономики  и финансов

Кафедра «Финансы и антикризисное  регулирование»

 

 

 

 

 

 

 

 

АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Финансы»

 

КР.470300.080100.62.ПЗ

 

 

 

 

 

 

Выполнил  

студент  гр. Э(б)-02-10

Желтобрюх П.А.

Проверил

доцент Халетская С.А.


                                                                        

                                                  

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск   2012


Содержание

 

 

Введение

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, содержащихся в Общей части финансового права и регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах Особенной части финансового права.

Актуальность данной работы заключается в том, что  любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчётность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести учёт своего имущества и совершённых хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвало необходимость независимого

 

вневедомственного финансового контроля - аудита.


Аудиторская деятельность – явление  достаточно новое для России, которое  является, однако, необходимым элементом  рыночной экономики.

Основными направлениями, которые выражают содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, является проверка:

а) выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

б)  выполнения организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

в) использования по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

г) соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

В процессе финансового контроля выявляются внутренние резервы производства – возможности повышения рентабельности, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств, а также определяются пути устранения и предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Цель данной работы –  изучить методы финансового контроля.

Задачи исследования:

  1. Дать общую характеристику аудита.

 

  1. Рассмотреть организацию аудиторской проверки в России.


  1. Рассмотреть понятие финансового контроля.
  2. Дать общую характеристику методов финансового контроля.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

1 Роль и значение аудита


1.1 Роль и значение аудита в финансовом контроле

Потребность в услугах  аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

  1. возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
  2. зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;
  3. необходимость специальных знаний для проверки информации;
  4. отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.

Эти  и ряд других причин привели к возникновению  общественной потребности в услугах  независимых экспертов, имеющих  соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги – это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.

Наличие достоверной  информации позволяет повысить эффективность  функционирования рынка капитала и  дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.


Собственник, и прежде всего коллективные собственники – акционеры, пайщики, - а также кредиторы лишены возможности  самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные  и зачастую очень сложные операции предприятия законны и правильно отраженны  в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Аудит – это лицензируемая  предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) – законных участников экономической деятельности, направленная на подтверждения достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам.

Данное определение  отражает:

  • единую цель проведения аудита – подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования ее в экономической деятельности;
  • единые требования ведения аудита – наличие аттестатов  и лицензий;
  • единые и обязательные условия  - аудит проводится независимыми субъектами.

Под аудитом бухгалтерской  отчетности в правилах (стандартах) аудиторской деятельности в РФ понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом

выражение мнения аудиторской  организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого

 

определяется следующими обстоятельствами:


  1. Бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом.
  2. Бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможностей пристрастности ее составителей.
  3. Степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

1.2 Организация аудиторской проверки в России

В последнее время  в России проводились аудиторские  проверки, интенсивно готовились кадры  аудиторов, которые до принятия указа  президента РФ «Об аудиторской деятельности в РФ» не имело под собой  должной правовой основы. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утверждённые этим Указом, подвели юридическую правовую основу под деятельность аудиторов, легализовали их профессиональную подготовку. До этого работа аудиторских фирм осуществлялась лишь на основе стандартов бухгалтерского учёта, отчётности и аудита зарубежных стран.

Стандарты - правила ведения  финансового учёта и составления  отчётности с целью отражения  эффективности финансовых решений,

принятых за отчётный период компанией, которые отражают её положение на рынке. Они являются определённого рода юридически закреплённым соглашением различных субъектов рыночной экономики и разрабатываются, исходя из накопленного опыта, практической необходимости, результатов научных исследований, здравого смысла, традиций и других факторов.


Аудиторская проверка - необходимый  элемент аудита и один из видов  аудиторской деятельности. Она заключается в установлении достоверности бухгалтерской отчётности, а также в совершении иных услуг, в частности составлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчётности, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства России.

Аудиторы могут также  проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности. Но во временных правилах есть пункт, содержащий абзац, который ограничивает сферу предпринимательской деятельности аудитора: «Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью». Из этой выдержки следует, что аудитор не может выступать учредителем, акционером, собственником других предприятий, не связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторская проверка может  быть обязательной или инициативной. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленными нормативными актами. Например, в Законе о банках и банковской деятельности предусмотрено, что банки публикуют годовой баланс по форме и в сроки, которые устанавливаются ЦБ РФ, после подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в нём

сведений.

Имеются и другие случаи обязательного аудита для страховых  компаний, инвестиционных фондов и  т. д. В сфере общего аудита Закона об иностранных инвестициях предусмотрена  проверка аудиторской организацией для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями.

Обязательные проверки в соответствии с процессуальным законодательством проводятся также  по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда. Поручение о проведении аудиторской проверки даётся аудитору при наличии в производстве возбуждённого уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственному арбитражному суду. Заключение аудитора по результатам такой проверки приравнивается к акту экспертизы. Заключение аудитора - это документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

Информация о работе Аудит в системе финансового контроля