Аудит в системе финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчётность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести учёт своего имущества и совершённых хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвало необходимость независимого

вневедомственного финансового контроля - аудита.

Содержание работы

Введение 3
1 Роль и значение аудита 6
1.1 Роль и значение аудита в финансовом контроле 6
1.2 Организация аудиторской проверки в России 8
2 Сущность и значение финансового контроля 13
2.1 Понятие финансового контроля 13
2.2 Общая характеристика методов финансового контроля 14
2.3 Особенности аудиторской проверки как метода финансового контроля 18
2.4 Современный рынок аудиторских услуг 20
Заключение 23
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

!!! КР по Финансам (2).doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)


планы-прогнозы развития территорий, бизнес-планы предприятий, периодическая  и годовая отчетность, на основании которых исследуются главные экономические показатели финансовой деятельности проверяемых субъектов.

2.3 Особенности аудиторской проверки как метода финансового контроля

Формальная проверка – это внешний осмотр первичного учетного документа с целью анализа соблюдения установленной формы и сопоставления его реквизитов. Выявленные документы с нарушениями правил оформления:

  • без необходимых реквизитов,
  • неустановленной формы,
  • подписанные неустановленными лицами подвергаются проверке по существу отраженных в них хозяйственных операций и в зависимости от результатов признаются подлинными или подложными [15, 214].

Признаками злоумышленных  действий по преодолению защитных функций первичного документа могут, в частности, являться:

  • отсутствие необходимых реквизитов (в особенности, подписей, печатей, штампов);
  • наличие излишних реквизитов (в том числе посторонних записей и пометок);
  • противоречия между реквизитами одного и того же документа (например, различие в названии организации в тексте договора и в печати на нем);
  • логические противоречия между содержанием документа и общепринятыми представлениями (например: закупка грибов и ягод у граждан весной, очистка крыш и вывоз снега летом, выдача премии в воскресенье, оплата проживания в гостинице лицу, командированному в сельскую местность, инвентаризация склада, при которой снятие остатков 500 наименова-


ний товара осуществлено за два часа рабочего времени.)

  • «слишком аккуратные» документы, то есть не соответствующие реальной обстановке их составления (например, ведомость на выдачу горюче-смазочных материалов для автотранспорта, якобы составлявшаяся непосредственно во время и в месте заправки автомобилей, чистая и непомятая; в особенности если аналогичные ведомости за другие дни выглядят весьма потрепано).
  • подчистки, затирки и другие неоговоренные исправления.

Признаки с первого  по пятый могут говорить о том, что сведения о хозяйственных операциях, содержащиеся в проверенных документах, не соответствуют действительности (заведомо ложные). Такая операция в действительности не происходила (безденежные или бестоварные документы) или происходила не так, как показано в документе (интеллектуальный подлог). Пятый и шестой признак могут говорить о том, что документы сфальсифицированы, то есть содержат материальный подлог.

Нормативная проверка – это проверка содержания хозяйственной операции с точки зрения действующим на момент составления законодательным актам, нормативам, правилам, инструкциям. Путем нормативной проверки выявляются незаконные или неправомерные операции. Приведем примеры:

  • завышение норм расхода стройматериалов при ремонте,
  • завышение размера суточных при командировке,
  • несоответствие между набором продуктов и выходом готового блюда,
  • списание смазочных масел в килограммах в то время, как заправка осуществлялась в литрах,
  • нарушение правил списания естественной убыли,
  • неправильный расчет выплаты по больничному листу
  • и многое другое.


Арифметическая проверка – пересчет результатов всех подсчетов в документе, как по определению тех или иных показателей, так и при выведении итоговой суммы. С помощью арифметической проверки может быть выявлен как интеллектуальный подлог (заведомо неверные подсчеты), так и материальный (дописки штрихов и цифр в документе) [26, 621].

Встречная проверка – сопоставление разных экземпляров (разных отрывных частей) одного документа:

  • в одной организации (например, накладная на выдачу материалов со склада в производство у начальника склада и у начальника цеха),
  • в разных организациях (например, накладная на передачу готовой продукции у продавца и у покупателя или чек об оплате проживания в гостинице в бухгалтерии организации, командировавшей работника, и в самой гостинице),
  • в организации и у частного лица (например, приходный кассовый ордер на прием членского взноса в организации и квитанция к нему у лица, внесшего взнос).

2.4 Современный   рынок  аудиторских  услуг

В настоящее время в России в сфере аудита занято около 30 тысяч аттестованных аудиторов, действуют несколько тысяч аудиторских фирм, созданы профессиональные объединения аудиторов [2, 46]. Только за 2010 г. было аттестовано по протоколам Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской  комиссии (ЦАЛАК) Минфина России 3900 аудиторов, из них 3717 – в области общего аудита. Так же было рассмотрено и оформлено к выдаче по приказам Минфина России 4533 лицензии на осуществление аудиторской деятельности, в т.ч. 2892 аудиторским фирмам и 1641 аудитору, работающему самостоятельно; из них в области общего аудита – 4115 [6, 4].

Имеющиеся данные о деятельности крупнейших отечественных аудиторско-консалтинговых  фирм свидетельствуют о неуклонном росте их доходов. При этом примерно половина доходов приходится на собственно


аудит, а остальная часть –  на консультации и другие аудиторские  услуги. Однако за первое полугодие  2011 года объем выручки 100 крупнейших аудиторско-консалтинговых групп (АКГ) вырос по сравнению с первым полугодием 2010 года очень скромно – всего на 27,5 %.  Такой прирост выручки может быть сравним с увеличением потребительских цен за тот же период (они поднялись примерно на 20%). Однако основные клиенты аудиторов не граждане, а промышленные компании, а их цены выросли на 45%. Если же принять во внимание промышленный подъем, то окажется, что предприятия в первом полугодии 2011 года увеличили свою выручку более чем на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года [2, 33].

Ситуация выглядит так, будто аудиторско-консалтинговые компании сильно недооценили рост платежеспособности своих основных заказчиков. Но было бы глупо предполагать, что аудиторы, имеющие непосредственный доступ к финансовой отчетности предприятий, не владели информацией об их доходах. В чем же тогда причина? Очевиден тот факт, что это – обострение   конкуренции и, как следствие, снижение цен. Профессиональная оценка средних почасовых ставок аудиторских компаний свидетельствует о всплеске ценовой войны на рынке аудиторов и консультантов. Еще полгода назад минимальной расчетной ставкой за услуги средней столичной аудиторской фирмы было 3 доллара в час. Теперь эта планка снижена примерно вдвое - 1,6 доллара в час.

В чем причина этой ценовой конкуренции?  По оценкам  экспертов, как это ни парадоксально  звучит, она кроется в оживлении экономики после кризиса. Воистину, аудит в России не был лишен противоречий уже в момент своего появления, не утратил он их и теперь. Казалось бы, подъем производства должен привести к росту спроса на аудит и консалтинг, а значит, и к росту доходов аудиторско-консалтинговых групп. Но получилось иначе.

  Ровно год назад  в посткризисной ситуации локомотивом  рынка


выступили наиболее крупные АКГ. Мелкие фирмы были не в состоянии снизить  свои расценки и в результате остались не у дел.

 Сейчас ситуация  изменилась с точностью до  наоборот. Оживившееся производство  предъявило спрос на аудиторские  услуги. Получив один-два заказа, возобновили свою деятельность  мелкие компании. Но они тут  же попали под ценовое давление  своих клиентов. Чтобы вновь не пришлось сворачивать свою деятельность, аудиторы принялись демпинговать и в первую очередь за счет качества работ. Не менее активно ведут себя и вновь образованные аудиторские компании. Этому изрядно способствует очень низкий барьер выхода на рынок. Ну а для новорожденной компании, недавно получившей лицензию, не имеющей ни раскрученной торговой марки, ни опыта работы, единственным аргументом в переговорах с заказчиком может быть лишь чрезвычайно низкая цена.

В результате всеобщего  демпинга вновь расцвел так называемый черный аудит.  И это неудивительно. Борьба с недобросовестными аудиторами, продающими за бесценок свою подпись и печать, фактически не ведется.

 В такой ситуации  вряд ли разумно надеяться,  что все образуется само собой.  Эта тенденция в конечном счете должна привести к сильной поляризации рынка. Клиент, действительно нуждающийся в качественных услугах, будет готов платить любые деньги за гарантию качества, поскольку в целом на рынке будут процветать дешевые подделки под аудит. Как единственная гарантия качества в таких условиях будет восприниматься раскрученная общепризнанная марка компании. Несложно догадаться, что носителями таких марок на сегодня в России являются лишь компании «большой пятерки». Т.е. и без того огромная доля рынка иностранных компаний грозит еще больше увеличиться.

 Таким образом,  сложившаяся на рынке аудиторских  услуг ситуация убедительно свидетельствует  о том, что его пора всерьез  регулировать.


Здесь мы и сталкиваемся с серьезнейшей проблемой современного российского аудита: ему нужен закон. Учитывая специфику сложившейся на рынке ситуации, дальнейшее промедление в процессе его принятия приведет к печальным последствиям.

Российские аудиторы возлагают серьезные надежды  на этот закон. Его принятие позволит запустить наконец механизм контроля качества аудиторских услуг. И как следствие – позволит убрать с рынка недобросовестные или недостаточно профессиональные компании, разрушающие рынок своим демпингом.

Ожидание принятия закона касается не только столичных и близких им по объемам работы аудиторских фирм, но и тех, кто работает на периферии.

В целом все российские аудиторские фирмы, вне зависимости  от их местоположения, масштабов деятельности, длительности «жизни» в этой сфере  бизнеса роднят, как уже говорилось, одни и те же общие проблемы и осознание того, что без их решения произойдет быстрое или медленное, но все же саморазрушение нерегулируемого рынка.

В последнее время  в России проводились аудиторские  проверки, интенсивно готовились кадры  аудиторов, которые до принятия указа президента РФ «Об аудиторской деятельности в РФ» не имело под собой должной правовой основы. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утверждённые этим Указом, подвели юридическую правовую основу под деятельность аудиторов, легализовали их профессиональную подготовку. До этого работа аудиторских фирм осуществлялась лишь на основе стандартов бухгалтерского учёта, отчётности и аудита зарубежных стран.

         Ведущие страны развитого рынка  в  Европе  и  Америке  имеют

многовековой  опыт  проведения  аудита.  Как  развитый   институт   правовой экономики и современного гражданского общества  аудит  сформировался  именно на Западе.

        


Современный  аудит,  особенно  на  Западе,  -  это аудит,  основанный  на риске.   Это   процесс,   в   котором   использованы положительные  стороны  не  только  подтверждающего,   а   также   системно-ориентированного  аудита,  но  и  аудита,  преимущественно  основанного   на статистических либо нестатистических выборочных исследованиях.

         Для  всех  бухгалтеров  и  аудиторов  на  Западе   обязательно

соблюдение  принципов  бухгалтерского   учета,   которые   иногда   называют стандартами - GAAP (Generally accepted accounting principles).  Например,  в США собственно стандарты  по  бухгалтерскому  учету  утверждает  независимый совет - FASB (Financial Accounting Standards  Board)  после продолжительных публичных обсуждений.

         Помимо бухгалтерских стандартов  применяются  также  стандарты

аудита - GAAS (Generally accepted auditing standards),  помогающие  аудитору

в проведении проверок, подсказывающие решения и  порядок  работы.  Стандарты аудита подготавливает специальный отдел AICPA - Совет по стандартам  аудита. Они обязательны для всех аудиторов страны. При их нарушении (т.е. в случаях несостоятельности аудита) суды и другие органы,  осуществляющие  надзор  над аудиторами вправе прекратить их деятельность.

         Среди крупнейших аудиторских фирм прежде всего можно назвать:

  1. Coopers and Lybrand («Куперс и Лайбранд», англо-американская), c  1998 г. слилась с Price Waterhous («Прайс Уотерхаус»).
    1. Deloitte and Touch («Дилойт и Туш», американо-японская).
    1. Arthur Andersen («Артур Андерсен», американская).
    2. Ernst and Young («Эрнст и Янг», шотландская).
    3. KPMG (КПМГ) и др.

         Общепринятое  собирательное  имя  этих   фирм   –   «большая

пятёрка».

         Работа внешних (независимых) аудиторов во многом опирается  на


результаты работы аудиторов внутренних. В США  профессиональная  организация внутренних аудиторов была создана в 1941 г. и  получила  название  Института внутренних  аудиторов,  который  вскоре   принял   девиз:   прогресс   через партнерство. В начале 70-х гг. институт перенес свой международный  центр  в штат Флорида. Свою деятельность указанный институт строит на базе:

Информация о работе Аудит в системе финансового контроля