Аудиторский финансовый контроль и оценка его эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Цель данного реферата – изучить особенности аудиторского финансового контроля и его эффективность.

Содержание работы

Введение.
1. Аудиторский финансовый контроль.
2. Содержание и значение финансового контроля.
3. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля.
3.1 Аудиторский контроль.
3.2 Внутрихозяйственный контроль.
4. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ.
5. Пути совершенствования финансового контроля в России и оценка его эффективности.
6. Заключение
7. Литература

Файлы: 1 файл

финансы реферат.docx

— 64.01 Кб (Скачать файл)

Информационное обеспечение  финансового контроля представляет собой всю информацию, используемую при осуществлении процесса контроля, характеризующую объект контроля, его  специфику (связанную, например, с отраслевыми  особенностями), а также используемые при осуществлении контроля информационные технологии. К такой информации относят: планово-экономическую, отчетную, статистическую информацию, информацию о состоянии документооборота, данные бухгалтерского, а также управленческого и финансового учета и др. Большое значение для осуществления финансового контроля приобретает «качество информации», т. е. ее достоверность, своевременность, полнота и необходимость. Основным источником информации для осуществления финансового контроля являются данные бухгалтерского учета, главная задача которого — предоставление информации внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.

Правовое и методическое обеспечение финансового контроля включает:

  • финансово-правовые акты, в которые входят: законы, подзаконные нормативные правовые акты органов общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов;
  • стандарты, представляющие собой утверждаемые компетентным органом нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации (например, правила (стандарты) аудиторской деятельности);
  • кодексы профессиональной этики;
  • методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации финансового контроля, разъясняют способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля (например, инструкция о порядке осуществления проверок или по работе с документами и т.п.).

Осуществление финансового  контроля предполагает наличие ответственности  субъектов хозяйствования, органов  государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При нарушении  установленных норм права возникают  следующие виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Кроме того, должностные лица органов  государственной власти и органов  местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством  о государственной и муниципальной  службе.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех  или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями, под которыми понимают финансовые меры со стороны государственных и иных органов. Основной целью применения финансовых санкций является сокращение нарушений субъектами финансовых отношений установленных норм права и предупреждение таких нарушений.

Меры принудительного  воздействия, или санкции, применяются  органами государственной власти и  их должностными лицами в соответствии с их полномочиями при наличии  определенных оснований. Основанием для применения мер принуждения являются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств, несвоевременное и неполное перечисление бюджетных средств их получателям; непредоставление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности; уклонение от уплаты налогов и др. Эти нарушения отражаются в итоговом документе (например, акте ревизии или проверки), на основе которого применяются меры принуждения.

 

 

 

 

 

 

Характеристика  видов, форм и методов финансового  контроля

В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие  определенные связи между объектами  классификации.

Для определения видов  финансового контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект  и объект контроля. В зависимости  от определенных признаков классификации  выделяют следующие виды финансового  контроля (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Основные виды финансового  контроля

Признак классификации

Виды финансового  контроля

Субъект контроля

Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)

Объект контроля

Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный  и др.


В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный  финансовый контроль и негосударственный  финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный  и общественный контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный  сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом  путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных  и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных  кредитов, а также эффективности  предоставления и законности использования  налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Организация государственного финансового контроля в различных  странах во многом определяется формой государственного устройства (например, для России, США - наличие института  президентской власти). С учетом определенных признаков классификации  внутри государственного финансового  контроля можно выделить следующие  виды:

1. По отношению к ветвям  государственной власти: контроль, осуществляемый законодательными (представительными)  органами государственной власти, как непосредственно (парламентский  контроль), так и через специально  созданные ими органы независимого  контроля; контроль, осуществляемый  Президентом; контроль, осуществляемый  органами исполнительной власти.

Парламентский контроль включает: рассмотрение и утверждение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную  деятельность постоянных комиссий и  комиссий по расследованию финансовых нарушений и др. Например, в Индии  — это парламентские комитеты (государственной отчетности, бюджетных  предложений, по делам государственных  предприятий), в США такими органами, являются Бюджетное управление конгресса  и Главное контрольно-финансовое управление. Назначение Бюджетного управления конгресса — снабжать Конгресс, в том числе бюджетные комитеты, информацией по финансово-экономическим  вопросам, анализировать исполнение финансовых программ и др. Основной функцией Главного контрольно-финансового  управления как главного органа, контролирующего  исполнение бюджета, является контроль за правительственными расходами. Этот орган имеет определенную независимость от обеих ветвей власти.

В ряде стран (Австрия, Испания, Франция, Германия и др.) в качестве независимых органов государственного финансового контроля выступают  Счетные палаты. В Российской Федерации  парламентский контроль, в том  числе в финансовой сфере, осуществляют палаты Федерального Собрания — Совет  Федерации и Государственная  Дума, которые образуют комитеты и  комиссии (например, комитет по бюджету  и налогам). В соответствии со ст. 107 Конституции РФ обязательному  рассмотрению в Совете федерации  подлежат принятые Государственной  Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Органами независимого государственного финансового контроля в РФ является Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ.

В большинстве стран параллельно  с органами парламентского контроля действуют также правительственные  контрольно-ревизионные органы. В  США таким органом является административно-бюджетное управление при Президенте, инспекторские службы в федеральных ведомствах, президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях; в Финляндии — это Ревизионное управление государственного хозяйства, которое входит в Министерство финансов. К таким органам относятся также служба Генерального инспектора и ревизора в Индии, ведомство Генерального контролера в Канаде и т.д.

Система контрольных органов  в рамках исполнительной власти в  Российской Федерации формируется  Правительством РФ в соответствии с  Бюджетным кодексом РФ. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возложен на: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (федеральная служба), финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств.

Президентский контроль в  Российской Федерации, как контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ по вопросам государственных финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом РФ в соответствии с законодательством (например, Контрольное управление Президента РФ).

2. По отношению к уровню  государственной власти выделяют: федеральные органы государственного  финансового контроля и региональные  органы государственного финансового  контроля. К федеральным органам  относятся: в РФ — Счетная  палата РФ, Министерство финансов  РФ и его федеральные службы  и др.; в Германии (ФРГ) — Федеральная  счетная палата; во Франции —  Счетная палата Франции. К региональным  органам можно отнести контрольно-счетные  органы субъектов РФ (например, Контрольно-счетная  палата Москвы, контрольно-счетные  палаты краев и областей РФ), контрольные органы администрации  субъектов РФ (например, Главное  управление государственного финансового  контроля города Москвы); в ФРГ  — счетные палаты федеральных  земель; во Франции — региональные  счетные палаты.

3. По характеру компетенции  выделяют: органы общей компетенции  — осуществляют контроль в  отношении достаточно широкого  круга вопросов (например, Счетная  палата РФ, Главное контрольное  управление Президента РФ, Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора  РФ и др.); органы отраслевой  компетенции (Федеральная служба  страхового надзора); органы межотраслевой  компетенции (Федеральная налоговая  служба, Федеральная таможенная  служба).

Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский  контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудиторский контроль

Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие  формы аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определенных субъектов  хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованных в определенной организационно-правовой форме) и инициативный аудит. Целью  обязательного аудита является получение  информации о финансовом положении  организации, пользователями которой  являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также  органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом  образования, распределения и использования  государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения  информации о финансовом положении  организации, состоянии ее взаимоотношений  с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному  органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.

Аудиторский контроль имеет  свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность  в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской  проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности  отчетности, но не влечет за собой применения финансовых санкций (например, в отличие  от органов налогового контроля).

В международной практике аудита в настоящее время выделяют: операционный аудит, представляющий собой  проверку функционирования отдельных  частей хозяйственного механизма организации  в целях оценки их эффективности, надежности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает проверку соблюдения норм законодательных  актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчетности, который  проводится для того, чтобы определить, согласуется ли учетная и отчетная информация с общепринятыми правилами  бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутрихозяйственный контроль

Внутрихозяйственный контроль  осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.

Информация о работе Аудиторский финансовый контроль и оценка его эффективности