Банковская система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

В период изданиях опубликован ряд статей, посвященных вопросам денежной системы России. В научных публикациях раскрывается сущность денежных отношений, критика развития денежной системы и анализируются особенности ее структуры и принципы функционирования в России. Однако, все эти статьи носят по свой сути критический характер и отражают непосредственное отношения авторов к выявленным ими проблемам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования банковской системы России
1.1 Сущность и принципы организации банковской системы России……………………..6
1.2 Основные цели деятельности Банка России…………………………………………..…8
1.3Основные факторы влияющие на развитие банковской системы России……………....12
ГЛАВА 2. Анализ развития банковской системы России
2.1 Нормативно-правовая база функционирования банковской системы ………………....15
2.2 Анализ текущего состояния банковской системы России……………………………...21
Глава 3. Проблемы устойчивости и развития банковской системы
3.1 Перспективы развития банковской системы…………………………………………...28
3.2 Перспективы развития региональной банковской системы…………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..…..35
Список использованной литературы……………...………………………………………..37
Приложение……………………………………………………………………………….…...38

Файлы: 1 файл

курсовая на тему банковская система.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

 Банк России  подотчетен Государственной Думе  Федерального Собрания Российской Федерации. Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

 • назначение  на должность и освобождение  от должности Государственной  Думой по представлению Президента  Российской Федерации Председателя  Банка России;

 • назначение  на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета директоров Банка России (далее - Совета директоров);

 • представление  Банком России Государственной  Думе на рассмотрение годового  отчета, а также аудиторского  заключения;

 • определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России;

 • проведение  парламентских слушаний о деятельности  Банка России с участием его  представителей;

 • доклады  Председателя Банка России Государственной  Думе о деятельности Банка России (два раза в год – при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

 Банк России  в пределах полномочий, предоставленных  ему Конституцией Российской  Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

 Банк России  представляет Государственной Думе  и Президенту Российской Федерации  информацию в порядке, установленном федеральными законами.

 Банк России  вправе обращаться в суды с  исками о признании недействительными  правовых актов федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления.

 Для достижения  своих целей Банк России имеет  право осуществлять следующие  операции с российскими и иностранными  кредитными организациями, Правительством  Российской Федерации:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

 2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;

 3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

4) покупать  и продавать облигации, депозитные  сертификаты и иные ценные  бумаги со сроками погашения  не более одного года;

5) покупать  и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

6) покупать, хранить,  продавать драгоценные металлы  и иные виды валютных ценностей;

7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;

8) выдавать гарантии и поручительства;

9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

 10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;

 11) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

 12) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.

Обеспечением  для кредитов Банка России могут выступать:

 • золото  и другие драгоценные металлы  в различной форме;

 • иностранная  валюта;

 • векселя  в российской и иностранной  валюте со сроками погашения  до шести месяцев;

 • государственные  ценные бумаги.

 Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются Советом директоров.

 В случаях,  установленных Советом директоров, обеспечением могут выступать  другие ценности, а также гарантии  и поручительства.

 

 

 

1.3 Основные факторы влияющие на развитие банковской системы России

На процесс  развития банковской системы влияет совокупность факторов как внешних  по отношению к банковской системе, так и внутренних.

К внешним факторам следует отнести макрофакторы, или  факторы среды. Эта группа факторов представляет собой вероятностную совокупность взаимоувязанных и взаимообусловленных факторов, которые с определенной степенью условности можно разделить на пять основных групп: экономические, политические, правовые, социальные и форс-мажорные.

Совокупность  экономических факторов отражает состояние  экономики, выраженное в интенсивности  и способах установления экономических отношений с участием банков

К экономическим  факторам следует отнести принципы исполнения федерального бюджета, характер реализуемой денежно-кредитной политики, сложившуюся систему налогообложения, результаты проведения экономических реформ, формирующие общие условия функционирования банковской системы. Так, при экономическом росте, как правило, увеличивается число субъектов хозяйствования, растут экономические связи, что влечет за собой соответствующий рост спроса на банковские услуги как со стороны предприятий и организаций, так и со стороны населения.

В случае кризисного развития наблюдаются противоположные  процессы, угнетающие банковскую систему в целом, усложняющие деятельность отдельных банков, снижая их надежность и ликвидность. Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на прибыль банков, отсутствие достаточных ресурсов для осуществления банковских операций, убыточность значительного числа крупных и средних предприятий, общее снижение уровня доходов населения

К политическим факторам относятся те решения органов  власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях, которые влияют на характер решений, принимаемых субъектами банковской системы: Центральным банком, банками, кредитными организациями, банковскими ассоциациями. Это в первую очередь:

  принципы денежно-кредитной политики;

  заявленные принципы формирования бюджета и его пропорций;

основные направления  совершенствования налогообложения;

реализуемые на практике Принципы развития национального  хозяйства и его отдельных  отраслей, отношение к предпринимательству, к банковской деятельности, к ответственности государства и бизнеса перед обществом.

В мировой практике страны ранжируются по критерию политического  риска. Чем выше этот показатель, тем  менее стабильна социально-экономическая  ситуация в стране. Странам с высоким  рейтингом политического риска, сокращается либо полностью прекращается кредитная поддержка со стороны международных банковских институтов, а также со стороны отдельных стран, располагающих свободными денежными средствами.

Формы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности в целом и банковской в частности оказывают существенное влияние на функционирование банковской системы. Устойчивость законодательства, его относительная консервативность создает предпосылки правового регулирования возникающих проблем. При этом законодательство оказывает влияние на развитие банковской системы особыми правилами регулирования тех или иных банковских операций или сделок, разрешая их или запрещая. Так, например, в некоторых странах банкам запрещается выполнять определенные операции с ценными бумагами, вкладывать свои средства в капиталы других предприятий. В ряде стран банкам не разрешено заниматься страхованием и торгово-посреднической деятельностью. В ряде стран центральные банки могут заниматься обслуживанием хозяйства, в других их основная функция - эмиссионная.     Экономические, правовые и политические факторы во многом определяют комплекс социально-психологических факторов. К социально-психологическим факторам относятся: уверенность большинства населения в правильности проводимых экономических преобразований, в стабильности налогового, таможенного, валютного законодательства, в хороших перспективах для экономики в целом и ее отдельных отраслей. Все вышеперечисленное в совокупности формирует уровень доверия к банковской системе, готовность осуществлять банковские операции и пользоваться банковскими услугами. В этом случае доверие к банковской системе определяет и более эффективное выполнение ею функций обеспечения финансирования потребностей экономического развития за счет привлечения финансовых ресурсов населения и иностранных инвесторов.

 

Форс-мажорные обстоятельства, являющиеся следствием стихийных бедствий и непредсказуемых  событий, которые приводят к сбоям  в платежных системах, могут быть разделены на:

природные (наводнения, землетрясения, ураганы), которые технически затрудняют функционирование банковской системы;

политические (закрытие границ, введение международных запретов на экономические отношения с  другими государствами, военные  конфликты), которые приводят к необходимости существенного пересмотра условий взаимодействия банков и их клиентов;

экономические (отказ государства от выполнения своих финансовых обязательств, изменение  правил расчетов, изменение системы  налогообложения, введение ограничений  на экспортно-импортную деятельность, кризисы на финансовых рынках), которые приводят к затруднениям банков и клиентов, вызванным общей неопределенностью хозяйственной деятельности. При этом как бы долго ни готовились реформы: налоговая, бюджетная, расчетов и т.п., форс-мажорный характер их влияния на банковскую систему не меняется, поскольку предугадать или зарегламентировать все нюансы экономических отношений не представляется возможным. Переход банков на новый план счетов, введение в действие Налогового кодекса вызвали множество трудностей в работе специалистов, в функционировании банков и банковской системы в целом.

Под внутренними  факторами, влияющими на результаты функционирования банковской системы  как единого целого, следует понимать совокупность факторов, которые формируются субъектами банковской системы: Центральным банком, коммерческими банками, банковскими ассоциациями. Внутренние факторы поддаются влиянию со стороны субъектов банковской системы и определяются следующими основными моментами:

  ролью и  авторитетом Центрального банка в банковской системе;

    компетенцией  руководителей банков и квалификацией  банковских работников;

   уровнем  межбанковской конкуренции и ее характером;

      степенью осознания банковским  сообществом своей роли в экономике  и целей развития банковской системы;

   сложившимися  банковскими правилами и обычаями.

ГЛАВА 2. Анализ развития банковской системы  России

2.1 Нормативно-правовая база функционирования  банковской системы 

Современная банковская система России представляет собой  систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель; разделена на два яруса: первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей являются обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из различных банков, задача которых - обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции).

Банковская  система находится в стадии переходной системы: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Известно, что та или иная система, так или  иначе, происходит из предшествующей, поэтому содержит «родимые пятна» прошлого. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в условиях России еще «наполнена» рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности и условия рыночной экономики.

Признаками  банковской системы являются:

1. Банковская система, прежде всего не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям.

К примеру, на рынке  функционируют торговая система, система  транспорта и связи, исполнительной и законодательной власти, правоохранительных органов и т.п. Каждая из данных и  других систем имеет свое особое назначение. Они соприкасаются друг с другом, но имеют разные задачи. В банковскую систему нельзя включать производственные, сельскохозяйственные единицы, занятые другим родом деятельности.

2. Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними.

Когда рассматривается  банковская система, то, прежде всего, имеется в виду, что она в качестве составного элемента включает банки, которые как денежно-кредитные институты дают «окраску» банковской системе.

Вместе с  тем это не следует понимать так, что сущность банковской системы  есть сложение сущностей ее элементов. Сущность банковской системы - это не арифметическое действие, а проникновение в новую более широкую сущность, охватывающую сущность не только отдельных элементов, но и их взаимосвязь. Сущность банковской системы обращена не только к сущности частных, составляющих элементов, но и к их взаимодействию.

В противоположность  распределительной системе банковская система рыночного типа характеризуется  отсутствием монополии государства  на банки. Каждый субъект воспроизводства  самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве функционирует множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки - коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему Совету, решению акционеров, а не административному органу государства.

Информация о работе Банковская система России