Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 00:32, курсовая работа
Банки, проводя денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. История их уходит в глубину веков, а сфера деятельности не знает ни географических, ни национальных границ. Без банков немыслимо современное денежное хозяйство. Им нет альтернативы в будущем, поскольку они являются основным и связующим звеном всей экономической жизни.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Банки и современная банковская система…………..………………..4
1.1. Возникновение и развитие банков…………………………………..4
1.2.Комерческие банки: особенности функционирования……………..7
2. Банковская система РФ……………………………………………….13
2.1. Структура банковской системы РФ………………………………..13
2.2. Центральный банк (Банк России): основные функции…………..18
2.3. Взаимодействие центрального банка и коммерческих банков…..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..33
Список используемой литературы……………………………………..34
Сельхозбанку – финансирование (и порядке безвозвратных вложений и долгосрочных ссуд) всех видов капитальных затрат предприятий и организаций государственного сектора сельского хозяйства, Трактороцентра и колхозной системы;
Всекобанку – финансирование (в порядке долгосрочных ссуд) всего капитального строительства всех видов кооперации, кроме жилищной;
Цекомбанку
– финансирование (в порядке безвозвратных
вложений и долгосрочных ссуд) всего
жилищного, коммунального и культурно-
Названные
банки распространяли свою деятельность
на всю территорию страны. За исключением
Цекомбанка, который проводил свою
работу через местные коммунальные
банки, все они имели сети своих
филиалов, открываемых в пунктах
с достаточным количеством
Отмеченные
меры преследовали цель сконцентрировать
в специальных банках под контролем
Наркомфина все средства, предназначенные
на капитальные вложения, – бюджетные
ассигнования, собственные средства
государственных и
Что касается Государственного банка, то его роль в экономике страны была определена постановлением СНК СССР от 20 марта 1931 г., в котором, в частности, содержались следующие два требования. Госбанк должен был, во–первых, стать общегосударственным аппаратом учета производства и распределения продуктов, во–вторых, обеспечить действенный повседневный контроль рублем за ходом выполнения планов производства и обращения товаров, за выполнением финансовых планов.
В последующие два десятилетия банки страны совершали свою деятельность, не подвергаясь сколько–нибудь существенным реорганизациям. Лишь в 1936 г. Всекобанк был переименован в Банк финансирования капитального строительства торговли и кооперации – Торгбанк.
Во второй половине 50–х годов серьезные преобразования коснулись специальных банков. Коротко суть преобразований сводилась к сокращению количества банков.
С января
1957 г. прекратил операции Торгбанк.
Это было вызвано прежде всего
тем, что несколько ранее была
ликвидирована промысловая
Спустя некоторое время Сельхозбанк и Цекомбанк с системой коммунальных банков также были упразднены (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 г. "О реорганизации системы банков долгосрочных вложений“. Функции упраздненных банков были переданы Госбанку и Промбанку, причем последний был реорганизован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений - Стройбанк СССР. Все долгосрочные операции, выполнявшиеся Цекомбанком и местными коммунальными банками, перешли к Стройбанку, а операции по краткосрочному кредитованию и осуществление расчетно–кассовых операций коммунальных предприятий и организаций жилищного хозяйства были переданы отделениям Госбанка.
Также Госбанку были переданы практически все операции ликвидированного Сельхозбанка. Исключение составили операции по финансированию капитальных вложений в хлебопродуктовые предприятия и организации, перешедшие к Стройбанку. Тем самым Сельхозбанк, длительное время являвшийся отраслевым банком долгосрочных вложений, оказался включенным в состав Госбанка, который с конца 20–х годов формировался исключительно в качестве центра краткосрочного обслуживания народного хозяйства. Подобный шаг, совершенный вопреки ранее проводившейся политике четкого разграничения между Госбанком и спецбанками краткосрочных и долгосрочных операций, теперь обосновывался необходимостью сосредоточения в одном банке как краткосрочных, так и долгосрочных операций по обслуживанию сельскохозяйственных предприятий и организаций.
Дело
в том, что работники Госбанка
на практике нередко решали проблемы
взаимоотношений с
Кроме того,
принималось во внимание, что Сельхозбанк,
не имея достаточно разветвленной сети
своих низовых филиалов, поручал
учреждениям Госбанка обслуживание
сельскохозяйственных предприятий
в части финансирования и кредитования
капитальных вложений. Следовательно,
во многих районах работники Госбанка
в той или иной степени уже
совершали долгосрочные операции с
сельскохозяйственными
Ликвидация Торгбанка, Цекомбанка и Сельхозбанка и передача их операций в основном Госбанку снова позволили говорить о превращении Госбанка в “единый банк”.
Таким образом, в стране осталось три банка Госбанк СССР, Стройбанк, и Внешторгбанк СССР. Госбанк и Стройбанк совершали операции на внутреннем рынке, Внешторгбанк – на внешнем.
В 1962 г. Государственному банку СССР были переданы сберегательные кассы, которые до того находились в системе Министерства финансов СССР. Благодаря этому значительные ресурсы в форме вкладов населения перешли в распоряжение Госбанка и стали использоваться им в интересах кредитования народного хозяйства.
Каждый из оставшихся трех банков представлял собой сложную централизованную систему с разветвленной сетью учреждений на местах. К началу 1986 г. их количественные характеристики выглядели следующим образом.
Самым крупным был Госбанк СССР. Он включал правление, конторы и отделения (филиалы). Центральным звеном являлось правление, которое руководило всей системой через конторы – республиканские, городские, областные и краевые. Всего насчитывалось 185 таких контор. Им непосредственно подчинялись 4274 отделения, функционировавшие практически в каждом административном районе страны. Они обслуживали предприятия и организации, расположенные на территории данного района и имевшие в этом отделении свой расчетный или текущий счет.
Стройбанк СССР также являлся многозвенной централизованной организацией. Правление осуществляло руководство всеми учреждениями через республиканские и областные (краевые) конторы, число которых составляло 180. Правда, Стройбанк не имел на местах столь широкой сети отделений (филиалов). Отделения открывались с учетом объема финансирования и кредитования капитальных вложений в данном районе. К началу 1986 г. их насчитывалось 908.
В районах,
где в связи с незначительными
объемами финансирования и кредитования
капитальных вложений было нецелесообразно
открывать отделения
Государственные
трудовые сберегательные кассы имели
к началу 1986 г. весьма разветвленную
сеть – 78,5 тыс. сберкасс. Общее руководство
их деятельностью осуществлял
Внешторгбанк СССР имел небольшую сеть учреждений – 17 отделений на территории страны и одно в Швейцарии. В своей работе Внешторгбанк широко использовал корреспондентские отношения: в 131 стране он поддерживал связи с 1835 банками-корреспондентами.
Советская банковская система включала в себя также банки за границей с участием капитала советских организаций. Совзагранбанки и их отделения работали в следующих странах: во Франции – Коммерческий банк для Северной Европы в Париже; в Великобритании – Московский народный банк в Лондоне с отделениями в Ливане (Бейрут) и Сингапуре; в ФРГ – Ост–Вест Хандельсбанк во Франкфурте–на–Майне; в Люксембурге – Ист – Вест Юнайтед бэнк; в Австрии – Донау банк в Вене.
Вышеназванные
банки были созданы для расчетно-
Функционировавшие
в стране банки в полной мере отвечали
требованиям командно-
Так как приспособленные к потребностям административно–командной системы правила оформления банковских операций строго регламентировались подробными инструкциями и циркулярами, вся деятельность банков превратилась в мелочную опеку, сковывающую любую инициативу обслуживаемых предприятий и организаций. В итоге банковская система оказалась крайне неповоротливой, мало учитывала специфику тех или иных отраслей и сфер экономики.
Крайне неэластичная, лишенная необходимой оперативности, банковская система служила "зеркалом" функционировавшего в стране хозяйственного механизма. Длительное господство командно–административной системы вызывало все большее отставание экономики страны от стран с развитой рыночной экономикой. Отчетливо вырисовывалась неутешительная перспектива превращения СССР во второразрядное, и даже третьеразрядное государство.
В середине 80–х годов в обстановке поиска путей более интенсивного развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации банковской системы. После длительных дискуссий в 1987 г. было решено провести в стране радикальную экономическую реформу, стержнем которой предполагалось сделать идею полного хозрасчета и самофинансирования. В свою очередь это требовало перестройки банковской системы. В целях усиления воздействия банков на ускорение экономического развития страны было решено реорганизовать действующие и образовать новые специализированные банки с учетом особенностей деятельности народнохозяйственных комплексов. В результате была создана система банков в следующем составе:
Вся низовая
сеть Госбанка (отделения) была передана
специализированным банкам. За Госбанком
сохранились: в центре – Правление,
в союзных республиках –
Вновь созданные специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк) образовали в центре правления, в союзных республиках – соответствующие республиканские банки, а в областях, краях и автономных республиках, как и Госбанк, – управления. Каждое из управлений спецбанков получило в свое подчинение ряд бывших отделений Госбанка, причем прикрепление отделений к тому или иному управлению осуществлялось в зависимости от того, клиентура какого банка преобладала в данном отделении – Промстройбанка, Агропромбанка или Жилсоцбанка.
Благодаря проведенной реорганизации в одном отделении (филиале) банка сосредоточивалось обслуживание и текущей, и инвестиционной деятельности предприятий. В целом же реорганизация только усугубила недостатки в работе банков. Далеко идущие замыслы остались невыполненными.
Одним из
существенных недостатков реформы
банковской системы является тот
факт, что любое бывшее отделение
Госбанка, переданное в состав одного
из специализированных банков, продолжало
обслуживать и предприятия
Существенный недостаток заключался и в том, что над каждым бывшим отделением Госбанка, переименованным в отделение одного из специализированных банков, возникло четыре управленческие структуры в виде областных управлений Госбанка, Агропромбанка, Промстройбанка и Жилсоцбанка. Каждое из них, руководствуясь указаниями из своего центра, направляло в отделение соответствующие указания и рекомендации. В свою очередь отделения банков должны были направлять отчетную документацию в четыре вышестоящих адреса.