Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:14, контрольная работа
Диверсификация банковских рисков. Риски активных операции банков и методы их минимизации. Методики анализа кредитного риска.
щего от состояния платежного баланса страны, системы хозяйство
вания, проводимой данным государством экономической полити
ки, особенно ограничений на перевод капитала за границу) и поли
тического (выражающегося в опасности переворотов, введения эм
барго, бойкотов, отказа властей от выплаты своей внешней задол
женности, в особенностях национального законодательства и т.д.).
Оценка экономического риска обычно производится на основании
данных национальной статистики, политического — экспертным
.путем
При оценке' экономической составляющей странового риска рассчитываются следующие показатели:
показатель обслуживания внешнего долга (совокупные расходы страны на обслуживание своего внешнего долга / объем экспорта) — оптимальным считается значение до 10 %, приемлемым — до 25%;
показатель обслуживания процентных выплат (процентные платежи / объем экспорта) •— -значение данного показателя не должно превышать 15—20 %;
показатель соотношения
Дополнительно к указанным может быть рассчитано отношение совокупных расходов на обслуживание внешнего долга, объема внешнего долга, процентных платежей к валовому национальному продукту (ВНП) страны.
Повышение доходности банков во многом связано с качеством оценки кредитного риска. В зависимости от классификации заемщика банка по группам риска банк принимает решение, стоит ли выдавать кредит или нет, какой лимит кредитования и проценты следует устанавливать.Основным способом при принятии решения о выдаче кредитов является кредитный скоринг, основная задача которого заключается в оценке кредитного риска для принятия решения о выдаче кредита или о максимальной сумме выдаваемого кредита.
Банкиры полагают, что системы оценки
кредитного риска, основанной на голом
скоринге, сегодня явно недостаточно.
В перспективе более действенным будет
институт кредитных историй, но для его
полноценного становления понадобиться
лет пять. Чтобы верно оценить надежность
заемщика, надо проследить его финансовое
поведение в течение нескольких лет. А
подавляющее большинство российских заемщиков
пока взяли только свой первый кредит.В
настоящее время созданы адаптивные системы
кредитного скоринга, опирающиеся на демографическую,
ситуационную и историческую информацию.Как
правило, оценка кредитного риска по кредитному
скорингу строится на 10-12 основных параметрах
— семейное положение, наличие личного
автомобиля, частота смены места работы
и т. д. Исходя из ответов на ряд вопросов,
скоринговая система выставит потенциальному
заемщику определенное количество баллов
и сопоставит эту оценку с заданным уровнем
отсечения — оказавшись ниже этого уpовня,
клиент не сможет стать заемщиком банка.От
скоринга банки ждут, что он поможет в
экспресс-варианте оценить модель поведения
заемщика.
Кредитоспособность клиента— это его
желание и возможность платить за кредит,
которая выражается простой аббревиатурой
WAS, где W(wiliness)— желание, A(ability)— возможность,
S(stability)— стабильность.Показателем желания
служит кредитная история заемщика. Поэтому
лучше стать постоянным клиентом одного
банка, зарекомендовав себя в качестве
положительного заемщика.Возможность—
это уровень дохода заемщика. Однако не
всегда высокий доход играет на руку потенциальному
заемщику. Скоринговая система может отсеять
людей как с низким доходом, так и с высоким.
Представитель одного из российских банков
рассказал об одном из типичных случаев.
Молодому человеку с зарплатой в 2500 долларов,
желающему воспользоваться кредитом в
1000 долларов, в кредите отказали однозначно.
По словам банкира, желание получить кредит
на ползарплаты говорит о низкой платежной
дисциплине клиента. Такой человек неразумно
тратит деньги, и вероятность того, что
он с легкостью забудет про свой долг или
будет нерегулярно выплачивать проценты,
достаточно велика.Проверка благонадежности
заемщика зачастую становится важнее
оценки его кредитоспособности, поскольку
большую часть невозвратов кредита –
75-80% - обеспечивают не те, у кого не хватает
средств, а заведомые мошенники.О стабильности
заемщика расскажет его трудовая книжка
и социальный статус.Однако главный минус
таких кредитных скорингов заключается
в том, что компьютер оценивает не реального
человека, а его показания. Это означает,
что опытный или подготовленный человек
может заполнить анкету так, чтобы практически
гарантированно получить проходной балл.
Скоринг пропускает значительное количество
неблагонадежных клиентов. В то же время
скоринг может не только пропустить в
банк «плохого» клиента, но и отвергнуть
«хорошего».Автоматизированная система
проверки и оценки заемщика банка «HR1-Кредит»
может служить дополнительным средством
для оценки кредитных рисков и для выявления
мошенников. Создана она на основе технологии
анализа голоса.Система «HR1-Кредит», разработанная
израильской компанией NEMESYSCO, анализирует
изменения в голосе человека, отвечающего
на вопросы теста, и выдает сразу результат:
лжет тестируемый или говорит правду,
собирается ли он платить по кредиту или
нет.Оборудование «HR1-Кредит» минимально:
компьютерная программа и специальная
телефонная трубка. Тест из 17 вопросов
рассчитан на 5-10 минут. Программа «HR1-Кредит»
поможет отсортировать плохих заемщиков,
и не отвергнуть хороших.Специально для
анализа возможности предоставления кредита
заемщику банка разработаны алгоритмы
расчёта параметров кредитных рисков.
Эти алгоритмы позволяют строить итоговые
оценки на основе изменений значений параметров
в течение всего теста с учётом психологического
фона процесса предоставления кредита.Использование
«HR1-Кредита» обосновано требованием времени.
Банкам необходимо досконально знать
своего клиента, его поведение, запросы,
возможности, намерения. Поэтому и нужны
новые технологии, позволяющие динамично
оценивать поведение заемщика банка и
свести к минимуму кредитные риски. Повышение
доходности кредитных операций непосредственно
связано с качеством оценки кредитного
риска. В зависимости от классификации
клиента по группам риска банк принимает
решение, стоит ли выдавать кредит или
нет, какой лимит кредитования и проценты
следует устанавливать.
В мировой практике существует два основных метода оценки риска кредитования, которые могут применяться как отдельно, так и в сочетании друг с другом: субъективое заключение экспертов или кредитных инспекторов; автоматизированные системы скоринга.
Данная статья посвящена западной практике использования скоринг-систем, которые в настоящее время широко применяются во всех экономически развитых странах. Хотя скоринг является одним из наиболее успешных примеров использования математических и статистических методов в бизнесе, в российской печати эта тема незаслуженно обойдена вниманием. Цель данной публикации - восполнить этот пробел и дать общий обзор истории и практики применения скоринга. Так как статья рассчитана на достаточно широкий круг читателей, в ней дается только самое общее описание того, как работает скоринг. Теоретические основы и обоснования правомерности использования того или иного метода здесь не затрагиваются.
Поскольку скоринг используется главным образом при кредитовании физических лиц, особенно в потребительском кредите при необеспеченных ссудах, далее речь пойдет об оценке кредитного риска заемщиков - физических лиц.
Определение кредитоспособности и информация, используемая для ее прогнозирования
Для оценки кредитного риска производится анализ кредитоспособности заемщика, под которой в российской банковской практике понимается способность юридического или физического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. В западной банковской практике кредитоспособность трактуется как желание , соединенное с возможностью своевременно погасить выданное обязательство. Далее мы будем использовать термин «кредитоспособность» именно в этом значении. В соответствии с таким определением основная задача скоринга заключается не только в том, чтобы выяснить, в состоянии клиент выплатить кредит или нет, но и степень надежности и обязательности клиента. Иными словами, скоринг оценивает, насколько клиент creditworthy, т.е. насколько он «достоин» кредита.
Скоринг представляет собой математическую или статистическую модель, с помощью которой на основе кредитной истории «прошлых» клиентов банк пытается определить, насколько велика вероятность, что конкретный потенциальный заемщик вернет кредит в срок.
В западной банковской системе, когда человек обращается за кредитом, банк может располагать следующей информацией для анализа:
Кредитные аналитики оперируют следующими понятиями: «характеристики» клиентов (в математической терминологии - переменные, факторы) и «признаки» - значения, которые принимает переменная. Если представить себе анкету, которую заполняет клиент, то характеристиками являются вопросы анкеты (возраст, семейное положение, профессия), а признаками - ответы на эти вопросы.
В самом упрощенном виде скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик. В результате получается интегральный показатель (score); чем он выше, тем выше надежность клиента, и банк может упорядочить своих клиентов по степени возрастания кредитоспособности.
Интегральный показатель каждого клиента сравнивается с неким числовым порогом, или линией раздела, которая, по существу, является линией безубыточности и рассчитывается из отношения, сколько в среднем нужно клиентов, которые платят в срок, для того, чтобы компенсировать убытки от одного должника. Клиентам с интегральным показателем выше этой линии выдается кредит, клиентам с интегральным показателем ниже этой линии - нет.
Все это выглядит очень просто, однако сложность заключается в определении, какие характеристики следует включать в модель и какие весовые коэффициенты должны им соответствовать. К этой проблеме имеется несколько подходов.
Философия скоринга заключается не в поиске объяснений, почему этот человек не платит. Скоринг выделяет те характеристики, которые наиболее тесно связаны с ненадежностью или, наоборот, с надежностью клиента. Мы не знаем, вернет ли данный заемщик кредит, но мы знаем, что в прошлом люди этого возраста, этой же профессии, с таким же уровнем образования и с таким же числом иждивенцев кредит не возвращали. Поэтому мы давать кредит этому человеку не будем.
В этом заключается дискриминационный (не в статистическом, а в социальном значении этого слова) характер скоринга, т. е. если человек по формальным признакам близок к группе с плохой кредитной историей, то ему кредит не дадут. Поэтому даже при очень высокой степени использования автоматизированных систем скоринга осуществляется субъективное вмешательство в случае, когда кредитный инспектор располагает дополнительной информацией, доказывающей, что человек, классифицированный как ненадежный, на самом деле «хороший», и наоборот.
Какие же характеристики являются наиболее «ценными» для прогнозирования кредитного риска? В Великобритании наиболее часто используются следующие характеристики: возраст; количество детей/иждивенцев; профессия; профессия супруга(и); доход; доход супруга(и); район проживания; стоимость жилья; наличие телефона; сколько лет живет по данному адресу; сколько лет работает на данной работе; сколько лет является клиентом данного банка; наличие кредитной карточки/чековой книжки.
В других странах набор характеристик, которые наиболее тесно связаны с вероятностью дефолта - вероятностью, что заемщик не вернет кредит или задержится с выплатой, будет отличаться в силу национальных экономических и социально-культурных особенностей. Чем более однородна популяция клиентов, на которой разрабатывается модель, тем точнее прогнозирование дефолта. Поэтому очевидно, что нельзя автоматически перенести модель из одной страны в другую или из одного банка в другой. Даже внутри одного банка существуют различные модели для различных групп клиентов и различных видов кредита.