Банковский бизнес в условиях конкуренции между российскими и иностранными банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Рынок предметов потребления и потребительских услуг. Здесь банки выступают как финансовые посредники (выдача ссуд на потребительские це-ли), но иногда и как покупатели (организация приемов в рамках работы с общественностью).
Рынок труда. Он является целевой областью кадровой политики банков, которым неизбежно приходится время от времени обновлять или пополнять свой персонал, выходя на этот рынок в качестве покупателей.

Содержание работы

Введение 2
Банковский бизнес в условиях конкуренции между российскими и иностранными банками 5
Особенности банковской конкуренции 10
Заключение 18
Список источников 20

Файлы: 1 файл

Конкуренция в банковской сфере 20 стр.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

С экономической точки зрения конкуренция – это экономический процесс соперничества. Банковская конкуренция – это процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг. Сферой банковской конкуренции является банковский рынок.

Современные коммерческие банки функционируют в роли продавцов или покупателей практически во всех рыночных секторах, в каждом из них банковская конкуренция приобретает специфические черты.

Рынок средств производства и производственных услуг. На него коммерческие банки выходят в роли продавцов банковских услуг для предприятий (расчетное обслуживание, ведение счетов, управление финансами корпораций), финансовых посредников (кредитование  производственных объектов), а также в роли покупателей производственных ресурсов (приобретение офисного оборудования).

Рынок предметов потребления и потребительских услуг. Здесь банки выступают как финансовые посредники (выдача ссуд на потребительские цели), но иногда и как покупатели (организация приемов в рамках работы с общественностью).

Рынок труда. Он является целевой областью кадровой политики банков, которым неизбежно приходится время от времени обновлять или пополнять свой персонал, выходя на этот рынок в качестве покупателей.

Рынок интеллектуально-информационного продукта. На нем банки могут действовать и как продавцы банковских услуг (финансовое консультирование), и как покупатели производственных ресурсов (программное обеспечение для ЭВМ).

Рынок недвижимости. Здесь банки выступают чаще всего как финансовые посредники, реже – как отдельные покупатели (приобретение земельных участков и помещений для офиса) или продавцы (реализация залога по невозвращенному ипотечному кредиту).

Финансовые рынки. В этой сфере банки являются одними из главных действующих лиц. Конкуренция на финансовом рынке осуществляется по следующим направлениям. На рынке ссудных капиталов, с одной стороны, банки покупают временные права на денежные ресурсы у своих вкладчиков; с другой – выступают как продавцы при выдаче ссуд. На рынке ценных бумаг, выполняя поручения клиентов, а также по собственной инициативе банки осуществляют куплю-продажу ценных бумаг и играют попеременно роль то продавцов, то покупателей. На рынке валюты и драгоценных металлов роль банков аналогична их роли на рынке ценных бумаг.

Таким образом, сфера банковской конкуренции очень обширна, а конкурентная среда многообразна и разнородна.

Здесь важное значение имеют разработка стратегического плана развития банка, определение своих стратегических зон деятельности – (СЗД) с непрерывной их адаптацией к внешнему финансовому рынку.

Классификация стратегических зон деятельности осуществляется по следующим показателям:

Рентабельность банковских продуктов и ее перспективная динамика в соотношении с массой прибыли.

Темпы роста продаж банковских продуктов с отслеживанием их жизненного  цикла и спроса клиентов.

Возможная региональная или национальная дестабилизация рынка с потерей перспективы в определенной СЗД и подготовка мероприятий по переходу на другую СЗД.

Факторы и условия успешной конкуренции с другими банками по конкурентным СЗД.

Развитие банковского рынка в России и обострение конкуренции на нем заставляют банки осваивать новые методы менеджмента. Важнейшее место среди них занимает банковская конкурентная стратегия.

Понятие «стратегия» пришло в бизнес из военного лексикона. Впервые этот термин был использован применительно к производству и бизнесу А.Чандлером в книге «Стратегия и структура» в 1962 г. Дальнейшее использование этого понятия и экономические исследования предпринимательских стратегий связаны с именами П.Дракера и М.Портера.

Под предпринимательской стратегией в широком смысле слова понимают обобщающую модель действий, ориентированных на долгосрочное развитие предприятия. Стратегия может рассматриваться как определенный уровень в системе целей компании.

Концепция стратегии за послевоенный период претерпела определенную эволюцию, которая была связана самым непосредственным образом с характером и степенью интенсивности конкурентной борьбы. Так, после Второй мировой войны рынки большинства товаров, включая и банковские услуги не были заполнены, интенсивность конкуренции была незначительной и главной проблемой стратегии фирмы было управление ресурсами, прежде всего капиталом. Такая стратегия получила название «портфельная».

«Портфельная» стратегия предполагает выбор направлений (хозяйственных объектов) для инвестирования, формирование инвестиционного портфеля фирмы. Концепция «портфельной» стратегии вполне соответствовала ситуации, преобладающей до середины 70-х гг., когда давление конкуренции было не очень высоким. По мере того, как конкуренция становилась все более эффективной, центр внимания стратегического управления переместился с инвестиционного портфеля на достижение высокой конкурентоспособности, а стратегия из портфельной превратилась в конкурентную.

Конкурентная стратегия – это совокупность правил, которым должна следовать фирма для достижения и долгосрочного поддержания конкурентоспособности. В настоящее время конкурентная стратегия является составной частью системы целей коммерческого банка. Традиционная система целей коммерческого банка – прибыльность, ликвидность, минимизация риска – в настоящее время пополнилась еще одной целью – обеспечение конкурентоспособности.

 

Банковский бизнес в условиях конкуренции между российскими и иностранными банками

 Ситуация с иностранными  банками крайне неоднозначна. В  течение многих лет идея сотрудничать с западными банками на своей территории встречала упорное сопротивление в среде отечественных бизнесменов. Основным доводом было то, что российская банковская система еще очень молода и будет моментально раздавлена иностранными гигантами.

Теперь целевые установки изменились. По данным прессы, объем банковских кредитов реальному сектору экономики составляет 25-30% ВВП. Для увеличения финансирования экономики необходимо либо наращивать уставный капитал банковского сектора, либо увеличивать присутствие иностранных банков. Уставный капитал российских банков быстрому росту не подлежит, так как целевых средств в бюджете на эти цели не предусмотрено, а сбор капитала на рынке происходит достаточно медленно.

Значит, надо делать ставку на иностранные банки. Однако иностранные инвестиции по природе своей легко перетекают с рынка долгосрочных вложений в спекулятивный сектор или из российской экономики в экономику других стран. Так, объем прямых иностранных инвестиций в России в первом полугодии 2000 г. снизился по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 26,5% и составил всего 1 млрд. 786 млн. долл.1 Это в десятки раз меньше того, что потенциально могут вложить зарубежные финансовые организации. Инвесторы же внутри страны более стабильны, поскольку им просто некуда деваться.

Из высказываний многих российских чиновников становится ясно, что российское правительство намерено добиваться увеличения объемов иностранного присутствия и готово обеспечить благоприятный климат для работы зарубежных инвесторов в России. И действительно, присвоение в недавнем прошлом и дальнейшее повышение России инвестиционного рейтинга двумя крупнейшими мировыми агентствами свидетельствует об определенных сдвигах в этой области. За I полугодие 2004 г. в экономику России поступило 19 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 49,9% больше, чем в соответствующем периоде 2003 г. Всего же в 2003 г. сумма иностранных инвестиций составила 19,8 млрд. долл., в 2002 - 14,3 млрд.2

К инвесторам относятся и банки, однако отношение к ним у чиновников особенное. По словам бывшего главы ЦБ Виктора Геращенко, Банк России должен очень внимательно следить за вхождением иностранных капиталов в российскую банковскую систему. Банки отличаются тем, что они более глубоко внедряются в российскую финансовую среду. В отличие от обычных инвесторов, вкладывающих средства в российские активы на бирже, они входят в состав учредителей или открывают на территории России дочерние структуры. Это позволяет создать новые схемы для вывоза отечественных капиталов за рубеж. Так что, несмотря на все слова о добрых намерениях, повышенного внимания со стороны властей иностранным банкам не избежать.

Министр экономического развития и торговли Герман Греф смотрит на проблему иначе. По его словам, правительство и Центробанк понимают необходимость либерализации банковского рынка в стране. Она подразумевает более свободный доступ иностранцев в страну. Это должно привести к увеличению в России числа их дочерних организаций.

Разница во мнениях двух чиновников состоит в отношении к отечественным кредитным институтам. Геращенко уделял особое внимание поддержке российских банкиров. Греф же склоняется к свободной конкуренции между российскими и иностранными банками на рынке. Такую конкуренцию, если она возникнет, нельзя будет назвать равной. Иностранцы - игроки другой весовой категории: их капиталы намного больше, чем у отечественных банков, и они могут достаточно долго проводить политику завоевания рынка, предлагая свои услуги по демпинговым ценам. А многие наши кредитные институты вряд ли смогут выдержать такое соревнование (глава ЦБ Сергей Игнатьев пока не высказывался на эту тему, однако, помня его заявление о следовании курса, начатого Геращенко, можно надеяться, что ЦБ попытается защитить интересы отечественных банков).3

В ситуации, когда российские банки растут медленно, капитализацию банковской системы страны все же придется увеличивать за счет иностранных кредитных институтов. В случае удачи такие меры могут оказаться довольно действенными. Ведь дочерняя кредитная организация иностранного банка заведомо будет достаточно крупной. К примеру, в рейтинге российских банков по состоянию на 01 октября 2004 г. по критерию "Собственный капитал" и "Активы", в первых пятидесяти банках присутствуют 10 иностранных (табл. 2, 3). Ранее к ним Центробанк применял более жесткие требования, чем к отечественным. Размер уставного капитала "дочки" должен был быть не менее 10 млн. евро. Для открытия российского банка требовался в 10 раз меньший размер уставного капитала. Сейчас требование унифицировано для всех банков - 5 млн. евро.

Иностранные банки в принципе готовы инвестировать в российский реальный сектор, однако не очень с этим спешат. Они считают, что политические риски вложений средств в России все еще велики (вспомним хотя бы дело "ЮКОСа") и поэтому пока ждут.4

В тоже время правительство активно ведет переговоры с крупнейшими международными организациями, что является важным элементом внешнеэкономической стратегии страны, направленной на более тесную вовлеченность России в мировую экономику, международные интеграционные процессы.

Актуальным в этой связи является выработка эффективных подходов к переговорам с Всемирной Торговой Организацией (ВТО). Одним из ключевых секторов, вызывающих большой интерес иностранных участников на переговорах, является сектор банковских и других финансовых услуг.

Применительно к данному аспекту переговоров следует учитывать ряд обстоятельств:

По-прежнему отмечается низкий уровень капитализации российской банковской системы. Суммарные активы всей банковской системы России в настоящее время составляют около 200 млрд. долл., что примерно в 4-5 раз меньше активов любого крупного западного банка (Дойчебанк, Mitsubishi и др.).

При этом доля активов банковской системы в ВВП для России находится на уровне около 30%, тогда как в большинстве ведущих стран (Германия, Япония, Великобритания, Швейцария и др.) указанное соотношение активы / ВВП составляет 200-300%. В США этот показатель для кредитных институтов находится на уровне 350%.

В таких условиях к весьма неоднозначным экономическим и политическим последствиям может привести ситуация, при которой главным источником капитализации российской банковской системы будут иностранные инвестиции в банковский капитал.

В этой связи, следует указать на то, что иностранные инвестиции, безусловно, важны с точки зрения притока новых банковских технологий, поддержания конкуренции между банками и т. д. Это особенно оправдано, когда уже сложилась национальная банковская система, опирающаяся на собственную ресурсную базу.

Когда же уровень монетизации экономики низок, а внутренние каналы расширения ликвидности практически не используются, то опора на внешние ресурсы в таких условиях поставит иностранные банки в заведомо более благоприятное положение при невозможности со стороны российских банков составить им адекватную конкуренцию (при отсутствии внутренних ресурсов).

По сути, не будет соблюдаться принцип "равных конкурентных возможностей", который поддерживается многими международными организациями. По нашему мнению, беспрепятственный доступ иностранных банков на российский рынок в существующих условиях приведет со временем к тому, что в российской банковской системе доминирующие позиции займут иностранные банки.

Отметим, что в странах Восточной Европы, где национальные банки также имели низкую капитализацию, в результате расширения доступа иностранных банков около 70-80% банковского капитала принадлежит в настоящее время иностранным участникам.

Именно иностранные банки начинают контролировать в этих странах наиболее эффективные сферы деятельности и в целом определять приоритеты экономического развития страны.

Более того, решения об условиях предоставления кредитов могут приниматься с учетом интересов акционеров или клиентов материнского банка, что зачастую может означать отказ в финансировании конкурентных производств "принимающей стороны" (отдельные примеры имеют место в указанных странах).

Информация о работе Банковский бизнес в условиях конкуренции между российскими и иностранными банками