Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 16:08, курсовая работа
Рынок предметов потребления и потребительских услуг. Здесь банки выступают как финансовые посредники (выдача ссуд на потребительские це-ли), но иногда и как покупатели (организация приемов в рамках работы с общественностью).
Рынок труда. Он является целевой областью кадровой политики банков, которым неизбежно приходится время от времени обновлять или пополнять свой персонал, выходя на этот рынок в качестве покупателей.
Введение 2
Банковский бизнес в условиях конкуренции между российскими и иностранными банками 5
Особенности банковской конкуренции 10
Заключение 18
Список источников 20
Следует подчеркнуть, что те преимущества и уступки, которые, как ожидается, получат отдельные отрасли после вступления России в ВТО, могут быть полностью нейтрализованы, если решения по условиям финансирования тех же отраслей будут приниматься иностранными банками с учетом позиции "конкурирующей стороны".
В этой связи представляется целесообразным уделить максимальное внимание определению принципов доступа иностранных участников в российскую банковскую систему, как ключевую с точки зрения возможностей влияния на экономику в целом, а также, имея в виду низкий уровень капитализации банковской системы, и продолжающиеся процессы ее реструктуризации5.
О реальной открытой конкуренции с иностранными банками можно будет говорить, когда на адекватном уровне будут решены вопросы капитализации и реструктуризации российских банков.
Исходя из того, что рынок банковских услуг является одним из сегментов рынка финансовых услуг, правомерно утверждать, что все основные признаки и характеристики последнего относятся и к рынку банковских услуг. Следовательно, существует определенный набор признаков и характеристик, которые отличают рынок банковских услуг, как и рынок финансовых услуг, от товарных рынков. Иными словами, рассмотрение особенностей конкуренции на рынке банковских услуг с методологической точки зрения правомерно начинать с рассмотрения особенностей, характеризующих ее с точки зрения принадлежности к рынку финансовых услуг.
В связи с тем, что общие особенности конкуренции на рынке финансовых услуг рассматривались в литературе лишь фрагментарно, представляется необходимым исследовать особенности конкуренции на рынке банковских услуг, которые одинаково отличают все сегменты рынка финансовых услуг от товарных рынков. Рассмотрим же их более подробно.
Первая из особенностей конкуренции на рынке банковских услуг, отличающих ее от конкуренции на товарных рынках, обусловлена таким специфическим свойством товара, которым оперируют финансовые организации, как всеобщая эквивалентность денег.
Денежные средства являются даже не высоко ликвидным, а абсолютно ликвидным товаром, в связи с чем довольно трудно поддаются замещению другими товарами. В этом смысле деньги не являются товаром эластичного спроса.
Как справедливо указывал М. И. Пискотин, деньги обладают ничем не заменимой способностью, поддерживая жизнедеятельность многих миллионов клеточек экономического организма, обеспечивая их взаимодействие, превращая их в единое целое, автоматически реагировать на любые изменения, как в самом организме, так и во внешней среде. Это важнейшая саморегулирующаяся система, жизненно необходимая обществу. На нее можно воздействовать, в ней можно заменить искусственными или соединить отдельные артерии, встроить необходимые корригирующие механизмы, но заменить ее целиком невозможно.6
Эта незаменимость придает конкуренции, осуществляемой в сфере предоставления банковских услуг, более острый характер, что обусловливает известную приверженность кредитных организаций к высокорисковым операциям.
Второе существенное отличие рынка банковских услуг от товарных рынков тоже обусловлено тем, что "товаром", который обращается, являются деньги и связанные с ними финансовые инструменты.
В подавляющем большинстве случаев этот "товар" эфемерен. Его нельзя пощупать руками или ощутить на вкус. Электронные деньги для оператора являются не более чем цифрами, мелькающими на экране дисплея. Поэтому мир (действительность) финансового рынка в известном смысле виртуален. Реальность здесь зачастую не дана участнику рынка в ощущения. Она формируется в том же процессе, что и мышление участника рынка, а иногда и посредством этого мышления.
Одним из финансово-психологических последствий изложенного является поведение участников рынка банковских услуг, выражающееся в следовании общей тенденции. Эта закономерность ярко подмечена Дж. Соросом, по словам которого, участники финансового рынка "как и определенные виды животных имеют основания для передвижения стадами".7
Наглядным примером может послужить положение Международного валютного фонда, на который оказывается все возрастающее давление с целью привнести в его работу больше прозрачности и раскрыть логику рассуждений и позиции Фонда по каждой отдельной стране. Однако если бы Фонд раскрыл свою озабоченность ситуацией в конкретных странах, это повлияло бы на финансовые системы данных стран. Поэтому представителям МВФ было запрещено афишировать свои подлинные позиции и выносить внутренние дебаты на всеобщее обсуждение.
Третье. Рынки финансовых услуг все чаще имеют дело с финансовыми инструментами, среди которых все большее место занимают совершенно новые, ранее неизвестные инструменты. Банковские рынки привлекают к себе лучшие умы. Сочетание интеллектуальных способностей с компьютерными технологиями предполагает широкое поле для фантазий, которые, как показывает практика, не имеют границ. Здесь можно найти производные инструменты на любой базовый актив, можно увидеть производные инструменты там, где базовым активом является другой производный инструмент либо такого актива вообще нет, а есть, например, какой-либо произвольно меняющийся индекс-коэффициент.
Вследствие того, что регулирующие органы не до конца продумывают сущность и порядок осуществления соответствующих сделок, подобные финансовые нововведения участников рынка таят в себе немало таких опасностей для стабильности всей системы, которые обычно недооцениваются. Какой же из этого следует вывод? Дж. Сорос, например, предлагает наподобие регистрации выпусков новых ценных бумаг лицензировать производные и другие искусственные финансовые инструменты. Он обосновывает это тем, что хотя "нововведения сулят интеллектуальное удовлетворение и прибыль новаторам, но предпочтение следует отдать поддержанию стабильности или, точнее, предупреждению эксцессов".8
Четвертая особенность конкуренции на рынке банковских услуг, отличающая ее от конкуренции на товарных рынках, связана с мобильностью (подвижностью) финансового капитала.
В литературе отмечается, что финансовый капитал является еще более мобильным, чем физические инвестиции, он занимает привилегированное положение - он может избегать страны, в которых подвергается высоким налогам и строгому регулированию.9 Кредитные организации как субъекты, обеспечивающие соответствующую направленность движения финансового капитала (канализацию финансовых потоков), играют в этом процессе ключевую роль.
В связи с этим конкуренция на рынке банковских услуг отличается от конкуренции на товарных рынках еще и их географическими границами. Если на товарных рынках существуют некоторые экономические барьеры между локальными рынками, обусловленные расстояниями и связанными с ними транспортными издержками, то мобильность финансовых потоков значительно выше.10 В отличие от материальных товаров "электронные деньги" благодаря широкому использованию электронных систем расчетов могут быть перемещены из одной точки в другую практически мгновенно вне зависимости от расстояния.
Пятое отличие конкуренции на рынке банковских услуг от конкуренции на товарных рынках состоит в том, что приближенность к экономическому центру кредитной организации создает ей более весомые конкурентные преимущества по сравнению с аналогичным местоположением предприятия, конкурирующего на товарном рынке. В связи с этим М. Портер утверждает, что конкурентная "стратегия должна быть основана на понимании того, как местоположение влияет на конкурентное преимущество".11
Характер этого влияния отмечен Дж. Соросом следующим образом: "По определению, центр - это поставщик капитала, а периферия - его получатель", поэтому "диапазон имеющихся возможностей увеличивается при движении к центру мировой экономики, а не к ее периферии".12
Правомерно утверждать, что подобное тяготение финансового капитала к центру прослеживается не только на уровне центров мировой экономики, но и на всех других финансово-экономических уровнях (страна, регион страны, район). Это объясняет то, что большая часть российского финансово-банковского капитала сосредоточена в Москве.
В данном случае имеется в виду тяготение финансового капитала не к власти, расположенной в центре, а к повышающим конкурентоспособность возможностям, которые предоставляет центр (наличие высококвалифицированных специалистов, высоких технологий, развитых информационных систем и т. п., включая высокий уровень деловой активности).
Шестое. Рынок банковских услуг более глубоко вовлечен в процесс глобализации экономики по сравнению с товарными рынками. Глобализация экономики характеризуется изменениями мировой экономической структуры, произошедшими за последние два десятилетия. В литературе отмечается, что в рамках этих изменений наметились четыре главные структурные тенденции:
изменения в отношениях между сырьевыми и промышленно развитыми странами;
переход промышленно развитых стран от трудоемкого к наукоемкому производству;
повышение значения международного движения капитала в мировой торговле;
возрастание степени диверсификации деятельности многонациональных корпораций, в том числе международного инвестирования в современные предприятия и соглашения о партнерстве 8.
Более того, финансовый рынок не просто вовлечен в процесс глобализации экономики, но и выступает механизмом данного процесса. В связи с этим следует сказать о таких факторах, как:
функционирование с 1980 г. системы финансовых рынков на глобальном уровне;
возникновение мировой финансовой сети, соединяющей ведущие финансовые центры разных стран;
укрепление и углубление связей между этими центрами
Совокупное действие указанных факторов, как отмечают американские исследователи, "произвело финансовую революцию, имеющую три ключевых аспекта: глобальное присутствие международных финансовых институтов, международная финансовая интеграция и быстрое развитие финансовых инноваций".
Седьмое. Особенностью рынка банковских услуг, влияющей на формы и способы конкурентной борьбы, является активное нежелание конкурирующих субъектов испытывать на себе какое-либо регулирующее воздействие уполномоченных государственных органов.
Чаще всего это делается "не по соображениям производственной необходимости, а из желания укрыть прибыли от риска или кредиторов, избежать налогообложения либо ограничительного действия законодательства в странах, где оперирует компания. Имеют здесь место и такие психологические" причины, как стремление отвести угрозу национализации, скрыть истинные размеры предприятия.
В то же время, хотя "финансовые рынки не хотят какого-либо вмешательства со стороны государства, они сохраняют глубокую веру в то, что, если условия действительности резко ухудшатся, власти вмешаются".13
Таким образом, конкуренция на финансовых рынках зачастую принимает скрытые формы, что затрудняет деятельность регулирующих органов. В результате меры регулирования обычно оказываются направленными на преодоление причин не будущего, а прошедшего финансового кризиса.
Восьмое. Конкуренция на рынке банковских услуг существенно отличается от конкуренции на товарном рынке тем, что кредитные организации обычно оперируют с чужими (привлеченными) средствами, объем которых существенно (на порядок) выше собственных средств.
Это является одной из причин того, что кредитные организации находятся в высочайшей степени зависимости от надежности своих контрагентов. А так как на финансовом рынке заключается множество подобных сделок с большим количеством различных контрагентов, в результате чего образуются своеобразные "цепочки взаимозависимых сделок", отдельная кредитная организация нередко оказывается в положении, когда она самым непосредственным образом зависит от того, будет ли выполнять свои обязательства субъект, о существовании которого данной кредитной организации даже не известно.
В итоге, если этот так называемый неизвестный субъект отказывается выполнять взятые на себя обязательства, кредитная организация, которая все свои финансовые планы строила исходя из его добросовестности, оказывается в положении банкрота и не выполняет свои обязательства.
В силу упомянутой выше множественности подобных сделок возникает хорошо известный финансовому рынку "эффект домино", при котором банкротство одной кредитной организации неминуемо влечет за собой несостоятельность другой, и т. д.
Таким образом, тезис о том, что финансовый рынок отличается от товарного, прежде всего тем, что потребитель может потерять свои деньги, не только переплачивая за услуги, но и, что гораздо важнее, в случае банкротства финансовой организации14, представляется вполне обоснованным. Следовательно, одной из главных задач антимонопольной политики на рынке банковских услуг должна стать задача повышения надежности отдельных организаций и рынка в целом?
Девятое. Специфический характер на рынке банковских услуг приобретает такая форма ведения конкурентной борьбы, как создание объединений юридических лиц - объединений, предполагающих отношения власти и подчинения, а также разнообразные формы зависимости между участниками финансового рынка. Специфика рынка банковских услуг состоит в том, что:
во-первых, используются опять-таки привлеченные, т. е. по сути дела чужие, а не собственные средства;
во-вторых, отношения власти и подчинения (контроля и зависимости) в данном случае приобретают исключительно денежный характер;
в-третьих, ответственность и иные обременительные обязанности, связанные с осуществлением права собственности, остаются на подконтрольном (зависимом) юридическом лице, в то время как хозяйственная власть и господство осуществляются в условиях отсутствия хозяйственных рисков.