Безналичные расчеты в РФ: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 20:47, дипломная работа

Описание работы

Безналичные расчеты – это перечисление денежных средств со счета плательщика на счет получателя, осуществляемого по банковским счетам.
Преимущества безналичного расчета:
контроль денежного оборота;
расширение кредитных возможностей банковской системы;
безналичный оборот ускоряет оборот денежных средств и оборот материальных ресурсов.

Содержание работы

Введение

1. Экономическая сущность безналичных расчетов.
1.1. Правовые основы развития системы безналичных расчетов.
1.2 Сущность и принципы безналичных расчетов.
1.3 Расчеты платежными поручениями
1.4Расчеты по аккредитиву
1.5Расчеты по инкассо
1.6Расчеты чеками
2.Тенденция развития системы безналичных расчетов в РФ
2.1. История развития системы безналичных расчётов в РФ
2.2. Перспектива развития безналичных расчетов в РФ
3. «Зарплатные» проекты в банке как одна из форм безналичных расчетов.
3.1 Организация «зарплатного» проекта на примере Сбербанка России.
3.2. Перспективы совершенствования расчетов с сотрудниками по заработной плате с использованием банковских карт.

Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

дипломная Сачук.doc

— 706.00 Кб (Скачать файл)

В нашей стране безналичные расчеты населения носят добровольный характер. К их числу относятся: перечисления на счета по вкладам части заработной платы и других денежных доходов, выплата через учреждения банка заработной платы рабочим и служащим, переводов, перечисление сумм со счетов по вкладам в уплату за товары, за квартиру, коммунальные и прочие услуги, перечисление вклада с одного счета на другой и т.д.

Современная правовая база сформировала такие принципы построения системы безналичных расчетов, которые характерны для рыночной экономики.

Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других принципов.

Первый принцип – правовой режим осуществления расчетов и платежей. Сложность и важность расчетов вызывают необходимость установления единообразных требований для осуществления регулирования, базой для которого являются различные нормативные акты.

Правовой базой, регламентирующей общие подходы к организации безналичных расчетов в хозяйстве и единый документооборот в банках, являются:

  • ГК РФ. Части первая и вторая;
  • Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;
  • Положение №383-П « О правилах осуществления перевода денежных средств»

Второй принцип – осуществление расчетов по банковским счетам.

Предприятия должны хранить свои денежные средства на счетах в коммерческих банках (в пределах установленного банком лимита – в кассе предприятия).

Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета. В нем указываются стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, ответственность за нарушение договора, процентные ставки по кредитам и вкладам и др.

Коммерческие банки для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета друг у друга (заключают договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке – в учреждениях Банка России.

Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей или обеспеченность платежа.

Соблюдение этого принципа – залог четкого, безусловного выполнения обязательства. Все плательщики (предприятия, банки и т. п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Различают оперативную или перспективную обеспеченность платежа. Оперативная обеспеченность определяется наличием у плательщика достаточных ликвидных средств для совершения платежа в данный момент.

Перспективная обеспеченность предполагает оценку кредитоспособности и платежеспособности плательщика и возможных будущих источников совершения платежа.

Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж, т. е. списание денежных средств со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента.

Распоряжение о списании денежных средств со счета может быть дано клиентом в различных формах:

  • путем выписки платежного документа, содержащего приказ о списании денег со счета (платежное поручение, расчетный чек, заявление на открытие аккредитива);
  • в форме согласия оплатить (акцептовать) расчетный документ, предъявленный кредитором (платежное требование).

Без распоряжения клиента (в безакцептном порядке) списание денежных средств, находящихся на счете, допускается лишь по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком или клиентом.

Пятый принцип – срочность платежа – вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств.

По товарным операциям срочный платеж может совершаться:

  • до поставки товаров (услуг) – авансовый платеж, предоплата;
  • немедленно после завершения торговой операции (вслед за поставкой товаров и услуг);
  • через определенный срок после завершения торговой операции путем предоставления поставщиком отсрочки платежа на условиях коммерческого кредита (без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя).

Законодательством установлены жесткие сроки выполнения банками расчетных операций для своих клиентов. В соответствии со ст. 31 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом. В случае несвоевременного или неправильного зачисления на счет или списания со счета клиента денежных средств кредитная организация выплачивает проценты в размере ставки рефинансирования Банка России. Размер процентов определяется существующей учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или учетной банковской ставкой, если ее размер не предусмотрен законом или договором.

В соответствии со ст. 80 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать двух операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пяти операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации.

Реализация принципа срочности непосредственно связанна с соблюдением принципа очередности платежей.

Шестой принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

Каждое предприятие одновременно является покупателем и продавцом. Выступая покупателем (сырья, материалов), оно контролирует своевременность и правильность исполнения своих обязательств перед кредитором в соответствии с договором. Выступая в качестве продавца (поставщика), предприятие в целях увеличения выручки проводит контроль за повышением уровня инкассации счетов дебиторов.

Седьмой принцип – имущественная ответственность участников сделки за несоблюдение договорных условий.

Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение мер гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.

Восьмой принцип – свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепление их в хозяйственных договорах при невмешательстве банка в договорные отношения.

 

1.3 Расчеты платежными поручениями

 

В соответствии с Гражданским кодексом РФ при расчетах платежными поручениями банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платежными поручениями могут производится:

  • перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
  • перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
  • перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;
  • перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Схема 1 документооборота платежного поручения.

Платежное поручение составляется клиентом на стандартном бланке формы 0401060. Стандарты платежного поручения, как и других расчетных документов, прописаны в «Положении о безналичных расчетах в РФ», а с 9 июля 2012 года - в «Положении о правилах осуществления перевода денежных средств»; №383-П от 19.06.2012 года.

Платежное поручение должно содержать следующие реквизиты:

- наименование и номер платежного  поручения, число, месяц и год  его выписки;

- код формы по ОКУД ОК 011-93;

- наименование плательщика и  получателя средств и их номера  счетов;

- ИНН плательщика и получателя;

- наименование и местонахождение  банка плательщика и получателя, их банковские идентификационные  коды (БИК), номера корреспондентских  счетов или субсчетов;

- назначение, сумма и очередность  платежа;

- вид операции;

- подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установленных случаях).

Банк не принимает к исполнению платежные поручения, не соответствующие требованиям, предусмотренным законом (ст. 864 ГК РФ). При оформлении платежного поручения нельзя допускать исправления и ошибки при заполнении реквизитов.

Количество оформляемых и предъявляемых в банк экземпляров платежного поручения определяется числом участников расчетов. На первом экземпляре, который остается в банке, наличие подписи и оттиска печати (при наличии) плательщика обязательно. На одном из экземпляров платежного поручения банк делает отметку об исполнении и возвращает его владельцу счета. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. Банк полностью исполняет поручение, если на счете клиента достаточно денежных средств для осуществления платежа. При недостаточности средств на счете их списание происходит с соблюдением определенной в ст. 855 ГК РФ очередности. Такие платежные документы банк помещает в специальную картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

Платежное поручение действительно к предъявлению в банк в течение 10 дней. Об исполнении поручения банк обязан проинформировать плательщика не позже следующего рабочего дня после его подачи в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета.

Платежное поручение может быть оформлено и в электронной форме через систему «Клиент-Банк». Для электронных платежных поручений, передаваемых по каналам связи, каждый банк самостоятельно определяет порядок оформления, приема и защиты.

 

1.4 Расчеты по аккредитиву

 

В соответствии с Гражданским кодексом РФ при расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.

Аккредитивная форма расчетов считается одной из наиболее надежных.

Преимущества аккредитива:

  1. Эта форма расчетов позволяет плательщику и получателю самостоятельно определять условия расчетов по аккредитиву;
  2. Тщательная экспертная проверка, представляемых документов;
  3. Надежность и быстрота расчетов ( при предоставлении в банк документов полностью соответствующих условиям аккредитива получатель гарантировано получит денежные средства независимо от финансового состояния плательщика на момент составления расчетов);
  4. Возможность изменения условия аккредитива, аннулирование (в случае непоставки);
  5. Гарантия выплаты средств получателю (поставщику) только в случае отгрузки товара и в соответствии отгрузочных документов условиям аккредитива

Кредитными организациями могут открываться следующие виды аккредитивов:

  • покрытые (депонированные) –  при открытии такого аккредитива банк – эмитент одновременно переводит денежные средства на счет 40901 в исполняющий банк, если на расчетном счете нет денежных средств, то банк предоставляет кредит для формирования покрытия по кредиту;
  • непокрытые (гарантированные) – при отсутствии предварительного перевода  денежных средств аккредитив считается непокрытым, то есть исполняющему банку предоставляется право дебетовать счет Лора.
  • Отзывный аккредитив – может быть изменен, аннулирован только с согласия получателя средств.
  • безотзывный -  может быть изменен, аннулирован без согласия получателя (поставщика), если не указан такой аккредитив, то согласно нормативным актом он считается автоматически отзывным.
  • Подтверждающий аккредитив – к обязательству банка – эмитента добавляются обязательства другого банка, как правило, исполняющего.
  • Переводной аккредитив – может использоваться не только одним получателем средств, но и вторым.

Информация о работе Безналичные расчеты в РФ: состояние и перспективы развития