Бизнес-план инвестиционного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы заключается в том, что сегодня невозможно начать новый бизнес или вкладывать средства в действующее предприятие без разработки бизнес - плана. Таким значимым он стал сегодня, в эпоху рыночных преобразований.
В условиях рынка и жестокой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия. Это становится возможным, когда выполняется несколько условий: администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке; существуют конкретные цели к достижению которых должно стремиться предприятие; планируется и выполняется каждый шаг по достижению этих целей; администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой организации.

Файлы: 1 файл

Бизнес-план инвестиционного проекта Курсовая.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность курсовой работы заключается в том, что  сегодня невозможно начать новый бизнес или вкладывать средства в действующее предприятие без разработки бизнес - плана. Таким значимым он стал сегодня, в эпоху рыночных преобразований.

В условиях рынка и жестокой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия. Это становится возможным, когда выполняется несколько условий: администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке; существуют конкретные цели к достижению которых должно стремиться предприятие; планируется и выполняется каждый шаг по достижению этих целей; администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой организации. Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности.

Бизнес-план включает разработку цели и задач, которые ставятся перед  предприятием на ближайшую и дальнюю  перспективу, оценку текущего состояния  экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.

Цель работы – раскрыть сущность и значение бизнес-плана инвестиционного проекта.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    1. раскрыть понятие и значение бизнес-плана;
    2. исследовать технология бизнес-планирования;
    3. описать состав и структуру бизнес-плана;
    4. оценить проблемы современного бизнес-планирования.

1. Понятие и значение бизнес-плана инвестиционного проекта

Понятия «бизнес-план» и «бизнес-планирование» (неотъемлемые составляющие процесса управления коммерческой организацией) вошли в казахстанскую экономику в начале 90-х годов прошлого столетия. Толкование и практическое значение бизнес-плана в качестве традиционного объекта стратегического бизнес-планирования и прогнозирования предпринимательской деятельности организаций разъяснены в работах многих отечественных и зарубежных авторов.

Приведем несколько  определений бизнес-плана, заимствованных из разных источников:

«Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач».

«Бизнес-план – объективная  оценка собственной предпринимательской  деятельности предприятия, фирмы и  в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией».

«В рыночной экономике  бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых и  для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства».

«Бизнес-план – это  программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов».

Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Он актуален как и для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.

Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. В подавляющем большинстве случаев, так уж сложилось в нашей стране, бизнес-план начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей.

Процесс бизнес-планирования носит доказательный характер и рассматривается как последовательное изложение системы реализации проекта, его ключевых составляющих, которые способны убедить инвестора или партнера в выгодности проекта и необходимости участия в нем. Основными составляющими процесса бизнес-планирования при этом являются:

- изложение системы  доказательств;

- определение степени  жизнеспособности и будущей устойчивости  организации;

- предвидение рисков  предпринимательской деятельности;

- конкретизация перспективы  бизнеса в виде системы количественных  и качественных показателей развития;

- развитие перспективного (стратегического) взгляда на  организацию и ее рабочую среду  путем получения ценного опыта  планирования.

К побудительным причинам бизнес-планирования, как правило, относятся:

1) сам процесс бизнес-планирования, включая анализ идеи, который заставляет предпринимателя объективно, критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План - это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации;

2) бизнес-план является  тем рабочим инструментом, который  при надлежащем использовании  поможет предпринимателю оперативно  контролировать и управлять организацией;

3) законченный бизнес-план - средство предпринимателя для сообщения идей своего бизнеса всем заинтересованным лицам (банковскому менеджеру, другим финансовым инвесторам, государственным учреждениям, профессиональным консультантам и др.), включая работников организации.

Возрастание роли бизнес-плана в планировании особенно отчетливо проявилось в последние десятилетия. Связано это было со следующими причинами:

1. Возрастание сложности внешней хозяйственной среды потребовало от компаний высокой гибкости в управлении, умения постоянно просчитывать множество вариантов управленческих решений в комплексе, с учетом всех факторов.

2. Возросла роль стратегического маркетинга, умения находить и оценивать возможные новые, перспективные направления хозяйственной деятельности. Но мало найти перспективную возможность на рынке, нужно еще и оценить, чего она стоит. Для этого и нужен бизнес-план.

3. Расширилась самостоятельность производственных подразделений. В современных условиях увидеть все варианты хозяйственного развития можно лишь на нижнем уровне, а оценить их привлекательность с точки зрения корпорации в целом, проанализировать с учетом интересов владельцев капитала можно на высшем уровне. Обособление хозяйственных систем при необходимости интеграции решений по части инвестиционной политики и сделало бизнес-план столь популярным инструментом планирования бизнеса.

2. Технология  бизнес-планирования

Разработке бизнес-плана  предшествуют:

- анализ и оценка  текущего состояния организации;

- анализ потребностей  и проблем рынка (потребители,  посредники, конкуренты, поставщики, положение предприятия на рынке);

- анализ влияния на  предпринимательскую деятельность  состояния отрасли, к которой  принадлежит организация, факторов  макросреды организации (экономических,  политических, демографических, научно-технических, природных, культурных);

- определение основных  направлений и формулирование  количественно обоснованных целей  деятельности организации на  расчетный период;

- разработка планов  действий, обеспечивающих достижение  установленных целей, и определение необходимых для этого ресурсов.

Рассмотрим требования, предъявляемые к бизнес-плану инвестиционного проекта.

Бизнес-план для привлечения  инвестора имеет свою специфику. Основными задачами в данном случае является убедить инвестора в  выгодности для него вложений в представляемый ему инвестиционный проект.

Одним из основных требований к бизнес-плану инвестиционного  проекта является его понятность, он должен быть написан без сложной  профессиональной терминологии, простыми словами, не содержать декоративных элементов и прочего украшательства.

Объем бизнес-плана - порядка 20-30 листов текста с одной стороны, но иногда выдвигаются особые требования к содержанию и объем может  достигать 50 листов.

Бизнес-план должен содержать  только основную информацию, но любая дополнительная информация также должна быть подготовлена для возможного дальнейшего рассмотрения.

Бизнес-план инвестиционного  проекта должен строиться на основе реальной, непредвзятой информации, полученной из доступных источников и содержать  ссылки на документы, результаты исследований, источники информации, отчеты и заключения экспертов.

Очень желательны приложения в виде графиков и диаграмм, которые  придают бизнес-плану солидность и наглядность, что очень любят  многие инвесторы и банкиры, для  которых это часто является показателем основательности похода к делу, качества проработки и серьезности проекта. Это не является обязательным требованием, но создает общее благоприятное впечатление от проекта.

В бизнес-плане нельзя делать: сомнительные или неопределенные допущения и выводы, которые не основаны на расчетах и экспертных оценках (например: «В ближайшие два года фирма выйдет в лидеры отрасли...» или «Будущее за нашей технологией...»). Любое подобное высказывание должно быть тщательно обосновано аналитическими и расчетными данными, должно представлять собой логичный вывод из предыдущего изложенного материала.

Должна быть приведена  достоверная информация о рисках от участия в инвестиционном проекте, по которым должен быть сделан беспристрастный  анализ и рассмотрены возможные варианты его избежания или минимизации.

3. Состав и структура бизнес-плана инвестиционного проекта

В принципе статьи бизнес - плана различных проектов мало отличаются друг от друга.

Структура бизнес - плана  выглядит следующим образом:

- краткое описание  бизнеса;

- описание предприятия  и анализ его финансового состояния;

- описание планируемой  к производству продукции (приобретаемых  фондов, технологии);

- анализ рынка;

- производственный план;

- маркетинговый план;

- финансовый план;

- организационный план;

- резюме бизнес - плана;

- приложения.

…….

Описание  предприятия и его финансового  состояния

Описание компании включает следующее:

- год создания;

- юридический статус;

- описание развития  производственных мощностей, освоение  производства новых видов продукции, формирование на предприятии научно - исследовательской базы;

- описание производственных площадей, зданий и сооружений.

Раскрытие данного раздела бизнес - плана показывает, насколько целесообразно  инвестировать или ссужать финансовые ресурсы той или иной компании. Для того чтобы инвестор имел представление о финансовом состоянии предприятия, представляются отчеты этой компании за последние 2 - 3 года и на последнюю отчетную дату, а именно: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Для иностранного инвестора финансовые отчеты должны быть в обязательном порядке приведены в соответствие с международными стандартами бухгалтерского учета. В приложениях к отчетам раскрываются принципы отражения операций: начисления износа, оценки запасов и т.д.

На основе представленных отчетов  анализируется финансовое состояние  компании в динамике:

- ликвидность;

- финансовая зависимость и платежеспособность;

- прибыльность;

- оборачиваемости ресурсов.

Только после тщательного  исследования финансового состояния  компании можно принимать окончательное  решение об инвестициях. В принципе инвестиционный проект может быть очень  интересным и рентабельным, но если компания, предполагающая реализовать  его, находится в тяжелом финансовом положении, нет никакого смысла реализовывать проект именно через данное предприятие.

Анализ  рынка

В данном разделе должны быть отражены:

- состояние спроса  и предложения на планируемую  к производству продукцию, объем производства в Казахстане или регионе;

- экономическое, социальное, инфраструктурное, возможно, и политическое  значение данного производства (строительства)  для развития страны или региона;

Информация о работе Бизнес-план инвестиционного проекта