Бюджет. Бюджетное устройство и бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 16:20, лекция

Описание работы

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются ВВП и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Содержание работы

4.1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета
4.2. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
4.3Сущность финансово-бюджетного федерализма и роль бюджета

Файлы: 1 файл

лекция 4.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

      Тема  4. БЮДЖЕТ. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА 

      4.1. Социально-экономическая сущность  и роль бюджета

      4.2. Бюджетное устройство и бюджетная  система РФ

      4.3Сущность  финансово-бюджетного федерализма и роль бюджета 

      4.1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета

      Формирование  бюджета. Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются ВВП и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

      Бюджет  представляет собой форму образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства.

      Бюджету принадлежит ведущее положение  в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением, — с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.

      Формирование  бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основные финансовые методы перераспределения национального дохода:

      образование и использование денежных накоплений (прибылей, налога на добавленную стоимость, платежей в социальные внебюджетные фонды);

      организация налогов;

      финансирование  отраслей народного хозяйства;

      формирование  и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

      Во  всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают

      финансовые  ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

      В то же время бюджет правомерно рассматривать  как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет как один из основных инструментов обеспечения и непосредственно своей деятельности и проведения экономической и социальной политики.

      Функции бюджета. Как экономическая категория  бюджетные отношения составляют часть финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.

      Бюджет  выполняет следующие задачи:

      перераспределение национального дохода;

      государственное регулирование и стимулирование экономики;

      финансовое  обеспечение социальной сферы и  осуществление 
социальной политики государства;

      контроль  за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

      1. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных 
средств по уровням государственной и территориальной власти и 
управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью 
бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

      Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (расходы бюджета).

      2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

      Доходы  бюджета — это экономические  отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами, — с другой. Одновременно с этим доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

      В процессе образования доходов бюджета  происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

      Бюджет  активно участвует в распределении  прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами изъятия и размером изъятой в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

      Расходы бюджета — это экономические  отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями, учреждениями и гражданами, — с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

      Централизация в бюджете части финансовых ресурсов дает государству возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности — ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

      3. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для 
финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

      Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.

      Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения  национального дохода, государство  направляет средства в первую очередь  в те отрасли народного хозяйства  и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета осуществляется межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

      4. Через государственный бюджет финансируются научные учреждения, осуществляющие фундаментальные научные исследования, 
которые, в свою очередь, составляют основу развития прикладной науки 
и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

      Все это позволяет координировать экономическую  жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

      Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное  регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется межтерриториальное распределение средств в широком масштабе, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые служат финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляется их связь со всей экономикой страны.

      В непроизводственной сфере бюджет служит главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны. 

      4.2. Бюджетное устройство и бюджетная  система 

      Бюджетное устройство — это совокупность принципов построения государственного бюджета и бюджетной системы страны, их структуры, взаимосвязи бюджетов, входящих в бюджетную систему, и правовых основ их функционирования.

      Основы  бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

      Часть бюджетного устройства составляет бюджетная  система.

      Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система — это главное звено финансовой системы государства.

      Бюджетная система и форма государственного устройства. Построение бюджетной системы  зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения  власти между центром и административно-территориальными обра-

      зованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

      Унитарное (единое) государство — это форма  государственного устройства, при которой  административно-территориальные образования  не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.

      Федеративное (объединенное, союзное) государство  — это форма государственного устройства, при которой государственные  образования или административно-территориальные  образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

      Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

      За  более чем тысячелетнюю историю  России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.

      Основы  бюджетного устройства Российской Федерации  определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

      Уровни  бюджетной системы РФ. Построение бюджетной системы Российской Федерации  основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

      • федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

      бюджетов  субъектов Российской Федерации (региональных 
бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

      местных бюджетов.

      В настоящее время бюджетная система  Российской Федерации включает: федеральный  бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

      В состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов — дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Информация о работе Бюджет. Бюджетное устройство и бюджетная система