Бюджет. Бюджетное устройство и бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 16:20, лекция

Описание работы

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются ВВП и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Содержание работы

4.1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета
4.2. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
4.3Сущность финансово-бюджетного федерализма и роль бюджета

Файлы: 1 файл

лекция 4.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

      Главная причина превалирования в бюджете  косвенных налогов — резкий спад производства и снижение прибыли. В  то же время высокий уровень государственных расходов вызывает необходимость привлечения в бюджет доходов за счет косвенного обложения налогом.

      Неналоговые доходы бюджета не превышают 10%. Наиболее значительны поступления от целевых бюджетных фондов и доходы от имущества. Бывшие когда-то весомым источником, доходы от внешнеэкономической деятельности составляют лишь примерно 2%,

      Таким образом, в консолидированный бюджет Российской Федерации мобилизуется примерно 40% всех финансовых ресурсов государства.

      Как видим, более 2/3 бюджетных ассигнований составляют непроизводительные расходы, в их числе расходы на управление и правоохранительную деятельность — более 10%, на оборону — примерно 10%, социально-культурные расходы – примерно  10%, обслуживание государственного долга культурные расходы — примерно 30%.

      Расходы же, связанные с развитием отраслей народного хозяйства, составляют менее трети всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации, в том числе на промышленность, энергетику и строительство направляется примерно 7%, сельское хозяйство и рыболовство — 3%, транспорт, дорожное хозяйство, связь — 4%, жилищно-коммунальное хозяйство — 10%. 

      4.4. Федеральный бюджет и его роль  в решении общегосударственных  задач 

      Основные  функции управления государством возложены  на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет. В Конституции РФ (ст. 71) зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

      Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов.

      Средства  федерального бюджета составляют главный  источник финансирования структурной  перестройки экономики, конверсии  предприятий военно-промышленного  комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

      Большую роль играет федеральный бюджет в  поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

      Для решения этих задач в соответствии с Законом «Об основах налоговой  системы» 1991 г. и Налоговым кодексом Российской Федерации федеральный бюджет наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

      Доходы  федерального бюджета. К налоговым  доходам федерального бюджета относятся:

      федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

      таможенные  пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

      государственная пошлина в соответствии с законодательством 
Российской Федерации.

      К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

      доходы  от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

      доходы  от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, — в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми 
актами органов государственной власти Российской Федерации;

      часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской 
Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных 
платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

      прибыль Банка России — по нормативам, установленным  федеральными законами;

      доходы  от внешнеэкономической деятельности;

      доходы  от реализации государственных запасов и резервов. 
Состав и структуру доходов федерального бюджета характеризу 
ют данные табл. 4.3.

      Главный источник доходов федерального бюджета  — налоговые доходы (около 92%). Наиболее весомые налоги — налог на добавленную стоимость и акцизы — более 52% всех доходов бюджета. Налог на прибыль составляет более 13%. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции — более 20%, среди них основное место занимают импортные пошлины.

      Вторую  группу составляют неналоговые доходы — 7%, в их числе: доходы от государственной собственности, от продажи принадлежащего государству имущества, от реализации государственных запасов, от внешнеэкономической деятельности.

      IV группа — поступления от целевых  бюджетных фондов — 1,0% (Федеральный  дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Фонд развития таможенной системы и др.).

      Расходы федерального бюджета. В соответствии с действующим в Российской Федерации  законодательством исключительно  из федерального бюджета финансируются:

      деятельность  Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской 
Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

      функционирование  федеральной судебной системы;

      международная деятельность в общефедеральных  интересах 
(финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организация 
ми, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

      национальная  оборона и обеспечение безопасности государства, 
осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

      фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

      государственная поддержка железнодорожного, воздушного и 
морского транспорта;

      государственная поддержка ядерной энергетики;

      ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных 
бедствий федерального масштаба;

      исследование  и использование космического пространства;

      содержание  учреждений, находящихся в федеральной  собственности или в ведении органов государственной власти Российской 
Федерации;

      формирование федеральной собственности;

      обслуживание  и погашение государственного долга  Российской Федерации;

      компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных 
выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

      пополнение  государственных запасов драгоценных  металлов и 
драгоценных камней, государственного материального резерва;

      проведение  выборов и референдумов Российской Федерации;

      федеральная инвестиционная программа;

      обеспечение реализации решений федеральных  органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных  расходов  
или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

      обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

      финансовая  поддержка субъектов Российской Федерации;

      официальный статистический учет и др.

      Средства  федерального бюджета используются также для финансирования мероприятий  регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов

      государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

      правоохранительная  деятельность;

      пожарная  безопасность;

      научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

      социальная  защита населения;

      охрана  окружающей природной среды, охрана и воспроизводство природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

      предупреждение  и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

      развитие  рыночной инфраструктуры;

      развитие  федеративных и национальных отношений;

      деятельность  избирательных комиссий субъектов  Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      деятельность  средств массовой информации;

      финансовая  помощь другим бюджетам;

      прочие  расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

      Состав  и структура расходов федерального бюджета за 2001 г. представлены в табл. 4.4.

      Через федеральный бюджет проходит финансирование 100% общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 92% — на фундаментальные научные исследования, 81% — на правоохранительную деятельность, 58% — на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

      Наибольшую  долю в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону; вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно третью часть всех бюджетных расходов.

      Второе  место в расходах федерального бюджета  занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 17%).

      Третье  место (15%) — расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, на профессионально-техническое и среднее специальное образование — примерно 50%, на социальную политику — около 50%, культуру и искусство — около 20%.

      Затраты на поддержку отраслей народного  хозяйства составляют примерно 9% всех расходов. В то же время в общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство расходы федерального бюджета превышают 27%, на сельское хозяйство — свыше 30%.

      Федеральный бюджет — это важный инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируются фонды финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции. В 2001 г. в виде трансфертов, дотаций и субвенций, средств, перечисленных по взаимным расчетам, регионы получили свыше 200 млрд руб. 

Информация о работе Бюджет. Бюджетное устройство и бюджетная система