Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 16:20, лекция
Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются ВВП и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.
4.1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета
4.2. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
4.3Сущность финансово-бюджетного федерализма и роль бюджета
Главная причина превалирования в бюджете косвенных налогов — резкий спад производства и снижение прибыли. В то же время высокий уровень государственных расходов вызывает необходимость привлечения в бюджет доходов за счет косвенного обложения налогом.
Неналоговые доходы бюджета не превышают 10%. Наиболее значительны поступления от целевых бюджетных фондов и доходы от имущества. Бывшие когда-то весомым источником, доходы от внешнеэкономической деятельности составляют лишь примерно 2%,
Таким образом, в консолидированный бюджет Российской Федерации мобилизуется примерно 40% всех финансовых ресурсов государства.
Как видим, более 2/3 бюджетных ассигнований составляют непроизводительные расходы, в их числе расходы на управление и правоохранительную деятельность — более 10%, на оборону — примерно 10%, социально-культурные расходы – примерно 10%, обслуживание государственного долга культурные расходы — примерно 30%.
Расходы
же, связанные с развитием отраслей
народного хозяйства, составляют менее
трети всех расходов консолидированного
бюджета Российской Федерации, в том числе
на промышленность, энергетику и строительство
направляется примерно 7%, сельское хозяйство
и рыболовство — 3%, транспорт, дорожное
хозяйство, связь — 4%, жилищно-коммунальное
хозяйство — 10%.
4.4.
Федеральный бюджет и его роль
в решении общегосударственных
задач
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет. В Конституции РФ (ст. 71) зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов.
Средства
федерального бюджета составляют главный
источник финансирования структурной
перестройки экономики, конверсии
предприятий военно-
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Для
решения этих задач в соответствии
с Законом «Об основах
Доходы федерального бюджета. К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
государственная
пошлина в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
К
неналоговым доходам
доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
доходы
от продажи имущества, находящегося
в государственной собственности, —
в порядке и по нормативам, которые установлены
федеральными законами и другими нормативными
правовыми
актами органов государственной власти
Российской Федерации;
часть
прибыли унитарных предприятий,
созданных Российской
Федерацией, остающейся после уплаты налогов
и иных обязательных
платежей, — в размерах, устанавливаемых
Правительством РФ;
прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;
доходы
от внешнеэкономической
доходы
от реализации государственных запасов
и резервов.
Состав и структуру доходов федерального
бюджета характеризу
ют данные табл. 4.3.
Главный источник доходов федерального бюджета — налоговые доходы (около 92%). Наиболее весомые налоги — налог на добавленную стоимость и акцизы — более 52% всех доходов бюджета. Налог на прибыль составляет более 13%. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции — более 20%, среди них основное место занимают импортные пошлины.
Вторую группу составляют неналоговые доходы — 7%, в их числе: доходы от государственной собственности, от продажи принадлежащего государству имущества, от реализации государственных запасов, от внешнеэкономической деятельности.
IV
группа — поступления от
Расходы
федерального бюджета. В соответствии
с действующим в Российской Федерации
законодательством
деятельность
Президента Российской Федерации, Федерального
Собрания Российской Федерации, Счетной
палаты Российской
Федерации, Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации, федеральных
органов исполнительной власти и их территориальных
органов;
функционирование федеральной судебной системы;
международная
деятельность в общефедеральных
интересах
(финансовое обеспечение реализации межгосударственных
соглашений и соглашений с международными
финансовыми организация
ми, международного культурного, научного
и информационного сотрудничества федеральных
органов исполнительной власти, взносы
Российской Федерации в международные
организации, другие расходы в области
международного сотрудничества);
национальная
оборона и обеспечение
осуществление конверсии оборонных отраслей
промышленности;
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
государственная
поддержка железнодорожного, воздушного
и
морского транспорта;
государственная поддержка ядерной энергетики;
ликвидация
последствий чрезвычайных ситуаций
и стихийных
бедствий федерального масштаба;
исследование и использование космического пространства;
содержание
учреждений, находящихся в федеральной
собственности или в ведении органов государственной
власти Российской
Федерации;
формирование федеральной собственности;
обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
компенсация
государственным внебюджетным фондам
расходов на выплату государственных
пенсий и пособий, других социальных
выплат, подлежащих финансированию в соответствии
с законодательством Российской Федерации
за счет средств федерального бюджета;
пополнение
государственных запасов
драгоценных камней, государственного
материального резерва;
проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
федеральная инвестиционная программа;
обеспечение
реализации решений федеральных
органов государственной
или уменьшению бюджетных доходов бюджетов
других уровней;
обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
официальный статистический учет и др.
Средства федерального бюджета используются также для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов
государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
правоохранительная деятельность;
пожарная безопасность;
научно-
социальная защита населения;
охрана окружающей природной среды, охрана и воспроизводство природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
развитие рыночной инфраструктуры;
развитие федеративных и национальных отношений;
деятельность избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
деятельность средств массовой информации;
финансовая помощь другим бюджетам;
прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Состав и структура расходов федерального бюджета за 2001 г. представлены в табл. 4.4.
Через федеральный бюджет проходит финансирование 100% общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 92% — на фундаментальные научные исследования, 81% — на правоохранительную деятельность, 58% — на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Наибольшую долю в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону; вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно третью часть всех бюджетных расходов.
Второе место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 17%).
Третье место (15%) — расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, на профессионально-техническое и среднее специальное образование — примерно 50%, на социальную политику — около 50%, культуру и искусство — около 20%.
Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 9% всех расходов. В то же время в общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство расходы федерального бюджета превышают 27%, на сельское хозяйство — свыше 30%.
Федеральный
бюджет — это важный инструмент
межрегионального перераспределения
общегосударственных средств. За счет
федеральных налогов формируются фонды
финансовой поддержки регионов, из федерального
бюджета субъектам Российской Федерации
выделяются дотации и субвенции. В 2001 г.
в виде трансфертов, дотаций и субвенций,
средств, перечисленных по взаимным расчетам,
регионы получили свыше 200 млрд руб.
Информация о работе Бюджет. Бюджетное устройство и бюджетная система