Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений развития бюджетной политики на перспективу.
Задачи работы диктуются поставленной целью:
дать понятие бюджетной политики Российской Федерации;
рассмотреть экономический рост в России;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………4
1 глава. Бюджетная политика Российской Федерации
1.1. Основные понятия и задачи бюджетной политики……..
1.2.Бюджетная политика в ходе экономического цикла……
1.3. Влияние бюджетной политики государства на финансовую политику предприятия………………………………………………………………………………….
2 глава. Экономический рост
2.1. Экономический рост в России в 2012 году
2.2. Ключевые факторы экономического роста в России
2.3. Государственное регулирование экономического роста
3 глава. Перспективы развития страны
3.1. Перспективы развития экономического роста
3.2. Опыт зарубежных стран в решении социально-экономических проблем
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 50.10 Кб (Скачать файл)

Экономический рост является наилучшим  средством борьбы с инфляцией, разрешения отмеченного выше противоречия между  огромной потребностью российской экономики  в инвестициях и ее неспособностью их усваивать, что порождает вывоз  капитала и относительный избыток  денег. Это лучшее средство стерилизации якобы избыточных доходов от экспорта.

Денежный спрос увеличивается  в зависимости от темпов экономического роста. Если темп роста будет поддерживаться на достаточно высоком уровне, то при  неизменной скорости обращения денег  весь прирост денежного предложения  от эмиссии при покупке Центральным  банком валютной выручки станет поглощаться  растущим, денежным спросом, не вызывая  инфляции и чрезмерных колебаний  рыночного валютного курса. Цель одновременно оказывается средством.

Поддержание высоких темпов экономического роста в России будет во многом зависеть от устойчивости экспорта. В  последние годы объем импорта  увеличивался в целом в соответствии с ростом располагаемых доходов. Поскольку повышение уровня жизни  населения является одной из важнейших  целей и одним из главных результатов  экономического роста, его высокие  темпы предполагают устойчивое расширение спроса на импортные товары. Российская промышленность пока не в состоянии  выпускать продукцию, способную  конкурировать со многими импортными потребительскими товарами. Кроме того, продолжающееся реальное укрепление рубля будет и дальше способствовать повышению спроса на импортные товары и продукцию как потребительского, так и промышленного назначения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Опыт зарубежных стран в решении социально-экономических проблем

В разных странах бюджетное  устройство отличается своими особенностями, обусловленными государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, ее структурными чертами. Известны две формы государственного управления: единое (унитарное) и федеративное.

В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления - центральное и местное; в федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) - три звена управления: центральное, членов федерации и местное.

Главное место в бюджетном  устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и юридических  нормах совокупность всех видов бюджетов страны. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов  бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления. Особенно это  касается структуры государственного бюджета, имеющего свои национальные особенности  в каждой стране. Например, в США  федеральный бюджет состоит из двух частей: собственно правительственный  бюджет (или федеральные фонды) и  доверительные (траст) фонды.

За счет собственного правительственного бюджета финансируются общенациональные экономические и социальные программы. Доверительные фонды, как правило, носят целевой характер и связаны  с деятельностью отдельных видов  производственной инфраструктуры. Среди  них: содержание федеральных автострад, аэропортов, гидроэлектростанций. Статус этих фондов носят фонды социального страхования, охватывающие различные виды пенсионного обеспечения, а также пособия по безработице.

Государственный бюджет Великобритании состоит из так называемого обычного бюджета и национального фонда  займов.

Обычный бюджет финансирует  текущие затраты на оборону, экономические  и социальные цели, субсидии местным  органам власти, выплаты процентов  по государственному долгу, взносы в  бюджет и другие фонды ЕС, платежи  по "цивильному листу", которые  включают содержание королевы и королевского двора. Из национального фонда займов осуществляются платежи по государственному долгу, долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и  местным органам власти.

Государственный бюджет Италии состоит из двух частей: счета текущих  операций и счета движения капиталов. Расходы счета текущих операций образуются в основном из выплаты  жалованья и пенсий государственным  служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и  частным предприятиям, учреждениям  и населению, а также уплаты процентов  по государственному долгу. За счет средств счета движения капиталов финансируются прямые капиталовложения государства, трансферты государственным предприятиям и учреждениям, предоставление кредитов, приобретение акций, погашение государственного долга.

Более сложной по структуре  является бюджетная система Франции, которая заключает в себе центральный  бюджет, присоединенные бюджеты различных  государственных организаций и  специальные счета казначейства. Ассигнования из центрального бюджета  выделяются на содержание административных служб, на обслуживание государственного долга, капиталовложения, на оборону, на экономические и социальные программы.

Присоединенные бюджеты  финансируют организации, не имеющие  статуса юридического лица, но осуществляющие торгово-промышленную деятельность и  обладающие финансовой автономией. К  их числу относятся бюджеты: почты, телеграфа, телефона; национальной типографии; монетного двора; социальных сельскохозяйственных пособий; ордена Почетного легиона; ордена Освобождения.

В Японии наряду с центральным  бюджетом, или так называемым счетом центрального правительства, имеется  инвестиционный бюджет, а также 57 специальных  счетов. Из центрального бюджета финансируются  экономические, социальные нужды, оборона, целевые перечисления местным бюджетам, выплата процентов по государственному долгу.

Таким образом, структура  бюджетов в зарубежных странах носит  неординарный характер. Типичным же является отделение текущих доходов и  расходов государства от затрат капитального характера.

Построение бюджетных  систем в развитых зарубежных странах  основывается на специальных принципах. Важнейшие из них: единство, полнота, реальность и гласность.

Принцип единства бюджетной  системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных  классификаций, согласованными нормами  бюджетного процесса, единой социально-экономической  и налоговой политикой. Его задачей  служит установление более эффективного контроля за финансами со стороны правительства. Принцип полноты означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объеме. Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете финансовых операций государства, характера расходов и доходов, соответствие утвержденных по бюджету сумм их исполнению. Принцип гласности требует публикации утвержденных бюджетов, а также отчетов об их исполнении.

В последние годы страны ЕС перешли к разработке собственного ежегодного бюджетного процесса на основе стратегического многолетнего подхода. Общим для всех подходов в долгосрочном бюджетировании, является включение прогнозных оценок доходов и расходов на несколько лет вперед после текущего года, при этом практика, связанная с долгосрочным бюджетом, существенно различается от страны к стране. Поскольку подходы к составлению перспективного бюджета зависят от различных политических задач и конкретных бюджетных институтов, не имеет смысла пытаться установить наиболее оптимальный подход для Европы. Здесь представлен обзор подходов к долгосрочному бюджетному прогнозированию, которые оказались успешными для двух стран со значительными отличиями, с двумя противоположными ситуациями - Германия и Франция.

В Германии бюджетный процесс  децентрализован, и макроэкономическое прогнозирование правительства  осуществляется с привлечением сторонних  экспертных организаций, тогда как  во Франции всем процессом, включая  задачи по прогнозированию, занимается Министерство финансов. Помимо этого, в силу соглашений с ЕС - Маастрихтский  договор и связанный с ним  «Пакт стабильности и развития» (ПСР) - обе страны-участницы еврозоны должны соблюдать заложенные фискальные параметры для сектора общего государственного управления. Установлены верхние ограничения для ежегодного дефицита в 3 процента ВВП и общего долга до 60 процентов ВВП. В соответствии с ПСР государство должно стремиться к сбалансированному бюджету и разрабатывать ежегодные программы обеспечения стабильности и роста, отражающие выполнение этих целевых показателей.

Содержание, стиль и значение экономического прогнозирования в  административном и в научном  пространстве страны дают неплохое представление  об опосредованное роли государства, в  особенности в том, что касается научного и технического опыта. В некоторых странах экспертные знания сосредоточены более или менее за пределами правительственных учреждений (например, Германия); эксперты работают в университетах и научных центрах, которые, даже если и получают государственные средства, находятся с правительством в договорных отношениях - два сектора, преследующие каждый свои цели. Франция являются собой более сложный пример. Прежде всего, общественно-признанные технические знания и опыт, и даже научные ресурсы - всегда раньше (и до некоторой степени и сегодня) принадлежали государству. Их «носителями» являются инженерные кадры, являющиеся выпускниками элитных «ведущих школ», прототипом которых является Национальный политехнический институт Тулузы. В результате, университеты всегда играли меньшую роль, что явственно прослеживается в преподавании математической экономики.

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, исходя из проделанной мною работы можно сделать следующие выводы:

Бюджетная политика – это система форм и  методов мобилизации финансовых ресурсов бюджета деятельность органов  власти различных уровней по составлению, рассмотрению и исполнению бюджетов деятельность органов власти в области  организации и использования  бюджета, состоящая в разработке концепции его развитии, принципов  и форм его организации.

В нынешнем году, как и в предыдущем, были определены основные задачи бюджетной  политики, которые рассчитаны также  и на среднесрочную перспективу  в числе которых является:

повышение благосостояния населения и обеспечение  устойчивого роста экономики  страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы;

создание  стабилизационного фонда для  снижения в среднесрочной перспективе  зависимости российской бюджетной  системы от внешнеэкономической  конъюнктуры;

продолжение работы по совершенствованию налоговой  системы и последовательному  снижению налогового бремени;

повышение эффективности расходования бюджетных  средств в рамках четко определенных приоритетов;

финансирование  подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в основном на федеральном  уровне;

модернизация  системы обязательного медицинского страхования населения;

комплектование  российской армии, предусматривающее  замещение призыва на воинскую службу системой комплектования по контракту;

принятие  мер по максимальному сосредоточению всех средств бюджетной системы  в учреждениях Банка России;

При планировании бюджетной политики государство  должно исходить из необходимости обеспечения  финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом  сильного демократического государства.

Экономический рост определяется такими факторами предложения, как  природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технология. Ускорение экономического роста может быть достигнуто, прежде всего, за счет увеличения масштабов использования ресурсов производства. Это называется экстенсивным ростом. Особенно большие возможности для ускорения роста открывает использование таких факторов, как повышение капиталовооруженности труда; совершенствование технологии производства на основе достижений науки и техники; улучшение экономических механизмов, способствующих распределению ограниченных ресурсов; повышение уровня образованности работников и т. п. Эти факторы обеспечивают интенсивный рост, значение которого со временем повышается. Именно благодаря интенсивному росту можно избежать угрозы голода, порождаемой ростом численности населения и убывающей предельной производительностью факторов производства.

Список литературы

1. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: Дис, 2002г.

2. Врублевский О.В., Романовский М.В. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов. М.: Юрайт, 2000г.

3. Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики //Вопросы экономики, 2004г., №4.

4. Горегляд В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики //Экономист. 2006г., №5.

5. Гурвич Е.Т. Российская бюджетная политика на следующее десятилетие. // «Экономический вестник». Издается Всемирным банком совместно с ЦЭФИР, 2008г. №1.

6. Ковалева А., Баранникова Н., Богачева В. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2006г.

7. Агапова Т.А. Расходы федерального бюджета до 2012 г. и экономический рост в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2010. - N 3. - С.70-79.

8. Анисимов С.А. К вопросу о реализации бюджетных принципов // Финансы. - 2002. - N 12. - С.31-33.

9. Анофрикова Е.Э. Субъект Федерации как агент бюджетной политики государства // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. - 2007. - Т.7, вып.2. - С.172-177.

10. Болонин А.Н. Бюджетная и налоговая политика Российской Федерации на современном этапе // Микроэкономика. - 2009. - N 6. - С.9-12.

Информация о работе Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста страны