Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:11, реферат
Бюджетная политика - это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования.
1. Содержание бюджетной политики
2. Цели и задачи бюджетной политики
3. Принципы построения бюджетной политики
4. Основные направления бюджетной политики Российской Федерации
Бюджетная политика РФ
1. Содержание бюджетной политики
2. Цели и задачи бюджетной политики
3. Принципы построения бюджетной политики
4. Основные направления бюджетной политики Российской Федерации
-1-
Бюджетная политика - это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования.
Субъектами бюджетной политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития бюджетных отношений, разрабатывают конкретные пути их организации
Объекты бюджетной политики - совокупность бюджетных отношений и бюджетных ресурсов, образующих звенья и виды бюджетов, а также основные характеристики бюджетов
Бюджетная политика предполагает
определение целей и задач
в области государственных
• концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
• снижение налоговой нагрузки на экономику;
• упорядочивание государственных обязательств;
• создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
Бюджетная политика государства как часть налоговой политики находит свое выражение в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах. Ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию, которое является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Проводимая бюджетная политика в РФ ориентированна на достижение стратегических целей развития страны, повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. Осуществляется реализация приоритетных национальных проектов. Создается основа для решения назревших проблем, повышения качества образования, улучшения здоровья населения, обеспечение граждан доступным и комфортным жильем, формирование доступных условий жизни на селе и развития агропромышленного производства.
Бюджетная политика РФ на долгосрочную
перспективу должна формироваться
исходя из необходимости улучшения
качества жизни населения, создания
условий для обеспечения
Бюджетная политика классифицируется:
1) по временному признаку:
- бюджетная стратегия, особенностями которой являются то что она рассчитана на перспективу, предусматривает решение крупномасштабных задач, относительно стабильна, а ошибки в стратегии ведут к хаосу в тактике.
- бюджетная тактика - направлена на решение задач конкретного этапа общественного развития, связана с проведением мероприятий в конкретном финансовом периоде, должна отличаться определенной гибкостью и должна осуществляться в рамках стратегии и подчиняться ей.
Кроме того, важно, чтобы стратегия и тактика не противоречили друг другу.
2) по управленческому признаку:
- федеральная БП (решение общегосударственных задач, стратегические задачи, макроэкономическая стабильность)
- региональная БП (носят локальный характер, развитие экономики собственной территории с учетом особенностей развития; набор инструментов значительно меньше)
- муниципальная БП (носят локальный характер, развитие экономики собственной территории с учетом особенностей развития; набор инструментов значительно меньше).
Таким образом, содержание бюджетной политики заключается в:
1. Определении концептуальных основ развития бюджета, его роли в общественном воспроизводстве.
2. Формировании цели и задач бюджетной политики.
3. Выработке конкретных путей достижения цели и решения поставленных задач.
-2-
Главными целями и задачами бюджетной политики являются:
Стратегической же целью бюджетной политики является создание государством необходимых экономических, правовых и организационных принципов относительно повышения роли бюджета как инструмента формирования и оптимального распределения финансовых ресурсов между разными звеньями бюджетной системы для эффективного ее развития, направленного и экономический рост и повышение жизненного уровня населения. При этих условиях активное влияние бюджетной системы на финансовые связки и потоки между разными секторами экономики выступает необходимым условием для обеспечения экономического роста.
Бюджетная система должна быть определяющей формой отношений, которые реализуют финансовые интересы и целые государства. Отсюда главным приоритетным направлением бюджетной политики в России должно стать финансовое оздоровление предприятий реального сектора путем создания благоприятных макроэкономических условий и проведение взвешенной налоговой реформы.
Таким образом, бюджетными задачами бюджетной политики должны стать:
Современная бюджетная политика в России реализуется в основном на фоне бюджетной реформы. Основные направления этой реформы сводятся к следующим моментам.
1) Реформирование бюджетного процесса, в т.ч. принятие бюджета на 3-х летний период, выделение действующих и принимаемых бюджетных обязательств, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, реформа бюджетной классификации.
2) Реформа местного
3) Новый подход в формировании федерального бюджета на основе нефтегазового баланса (раздельный учет нефтяных и ненефтяных доходов).
4) Реформа системного
управления бюджетными
Кроме того, БП была существенно
скорректирована в условиях кризиса,
но эти коррективы носят тактический
характер и направлены на преодоление
финансового кризиса, после чего
будет возврат к ранее
-3-
Основные принципы построения бюджетной политики:
1. Научный подход к разработке бюджетной политики, то есть:
- соответствие бюджетной
политики основным
- учет выводов экономической науки.
2. Учет исторического опыта, как отечественного, так и зарубежного:
- прошлый опыт надо рассматривать и соизмерять с позиции изменившихся условий;
- с учетом особенностей национальной экономики, если речь идет о зарубежном опыте.
3. Учет конкретных исторических условий:
- социально-экономической ситуации в стране;
- конкуренции на мировых рынках;
- основных тенденций в мировой экономике;
- возможности привлечения
иностранных инвестиций в
4. Многовариантность бюджетной политики:
- разрабатываемой с учетом возможных изменений условий функционирования экономики государства;
- в свою очередь определяемых на основе прогнозирования и среднесрочного планирования.
5. Комплексный подход. Все проводимые в рамках бюджетной политики мероприятия должны быть тесно взаимосвязаны и согласованы между собой, а в целом, проведение взвешенной и ответственной бюджетной политики означает не допущение роста обязательств сверх уровня, реально обеспеченного финансовыми ресурсами.
6. Согласованность действий различных ветвей власти и разных уровней управления.
Инструментом реализации бюджетной политики является бюджетный механизм, представляющий совокупность методов мобилизации доходов; форм предоставления бюджетных средств; межбюджетного распределения и перераспределения средств.
Для благоприятного воздействия бюджета на общественные процессы в условиях становления рыночных отношений создаются определенные предпосылки и соблюдаются основополагающие принципы бюджетного регулирования. К ним можно отнести устойчивость денежного обращения в стране, наличие законодательных актов, определяющих рамки и содержание бюджетного процесса в стране, обязанности, права и взаимоотношения его участников.
Бюджетный механизм используется для воздействия на конкретные отрасли экономики через:
1) формы организации отношений в бюджетной сфере;
2) методы концентрации бюджетных средств;
3) принципы расходования бюджетных средств;
4) объем средств бюджета,
которые используются
В структуре бюджетного механизма определены три звена:
1) концентрация денежных средств в бюджеты различных уровней;
2) использование денежных средств бюджета юридическими и физическими лицами;
3) распределение бюджетных
средств между бюджетами
Данные звенья бюджетного механизма функционируют при взаимодействии методов, способов, условий, объемов, движений бюджетных средств.
-4-
В основу формирования и
реализации бюджетной политики положены
стратегические цели развития страны,
определенные в Посланиях Президента
Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации, Концепции
долгосрочного социально-
Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.
Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширение финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.