Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:11, реферат
Бюджетная политика - это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования.
1. Содержание бюджетной политики
2. Цели и задачи бюджетной политики
3. Принципы построения бюджетной политики
4. Основные направления бюджетной политики Российской Федерации
Бюджетная политика в 2012-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета.
Экономика будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.
Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.
По данным ЦБ уровень инфляции в России составил: в 2007 г – 11%, 2008 – 13,6%, 2009 – 8,8% (минимальное значение с 1992 г), в 2010 – 6,6%. Банк России в лице своего первого заместителя председателя Алексея Улюкаева прогнозирует, что инфляция составит в 2011 году 6,5%.
Ставка рефинансирования ЦБ РФ в июне 2008 г была 10,5%, в апреле 2009 была увеличена до 12,5%, затем она постепенно снижалась и с июня 2010 г по февраль 2011 г составляла исторический минимум 7,75%. Потом сначала 28 февраля она увеличилась до 8% а с 3 мая 2011 г уже до 8,25%. С 26 декабря 2011 г. ставка рефинансирования Банка России - 8%.
В Бюджетном послании Президента также поставлена задача снизить дефицит федерального бюджета в 2013 году в два раза по сравнению с кризисным 2009 годом.
Правительство Российской Федерации определило ориентиром достижение бездефицитного бюджета в 2015 году при текущей цене на нефть в 76 долларов за баррель. В представленном консервативном сценарии прогноза Минэкономразвития России от 9 июня 2010 г. прогнозируется снижение цены на нефть с 75 долларов США за баррель до 62 долларов США в 2013 году, что сохраняет риски для формирования бюджетных доходов1. При неблагоприятном, но, тем не менее, возможном сценарии снижения среднегодовой цены на нефть до уровня 50 долларов США за баррель дефицит федерального бюджета может составить порядка 6,1% к ВВП в 2011 году, в 2012 году – 5,6% к ВВП, в 2013 году – 5,2% к ВВП.
В Бюджетном послании ставится задача ограничить в среднесрочной перспективе использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.
Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2012-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.
По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.
В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2012-2013 гг. можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 276 млрд. рублей – в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.
Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.
Создание условий для будущего развития — важнейшая миссия социально ответственного государства. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад должно внести комплексное решение демографической проблемы.
Важным аспектом бюджетной политики является обеспечение сбалансированности пенсионной системы.
При формировании долгосрочной бюджетной политики необходимо учитывать, что Россию в ближайшие 20 лет ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.
Так, в 2010 году доля трудоспособного населения составило 62% от общей численности россиян, а доля населения пенсионного возраста – 22%. По прогнозу Минэкономразвития России, к 2030 году численность трудоспособного населения сократится до 52%, а доля населения пенсионного возраста возрастет до 27%. В связи с ухудшением демографической ситуации проблема финансирования пенсий еще больше обострится и потребует новых ресурсов – для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, который может быть обеспечен использованием средств Фонда национального благосостояния.
Решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Бюджет 2012-2014 годов направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.
1 По базовому сценарию прогноза Минэкономразвития России от 13 мая 2009 г. цена нефти в 2011 г. и 2012 гг. ожидалась на уровне 52 и 53 доллара США за баррель соответственно.