Бюджетная система Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

В курсовой работе рассмотрена национальная экономика Италии, проанализированы исторические предпосылки,которые формировали экономическое состояние данной страны на протяжении многих лет, введены общие понятия о стране в целом с точки зрения экономического развития. Высветлены важнейшие проблемы и основные недостатки сектора экономики вышеописанного государства, предложены оптимальные пути их решения.

Содержание работы

Введение

1. Место в мировой экономике

2. Факторы экономического развития

3. Динамика экономического развития

4. Отраслевая структура экономики

5. Формы хозяйственной деятельности

6. Банковская система

7. Финансовая и налоговая системы

8. Внешнеэкономические связи

9. Структура экспорта и импорта

10. Участие в международных интеграционных объединениях и международных экономических организациях

Вывод

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ИТАЛИЯ).doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

 

- наличием мощного кооперативного  сектора, обладающего особым хозяйственно-правовым  статусом, который играет ведущую  роль в продвижении итальянских  товаров на мировые рынки. Экономика  ряда районов страны построена как кооперативная сеть «индустриальных округов»;

 

- наличием сильной социальной  составляющей в системе мер  государственного регулирования  экономики, что связано, во-первых, с проблемой безработицы (свыше  9% активного населения), во-вторых, с проблемой отставания в экономическом развитии Юга Италии от северных провинций страны;

 

- влиянием социальной доктрины  и католической церкви на моральные  принципы предпринимательской деятельности.

 

В пользу американской модели развития экономики свидетельствуют следующие факторы:

 

- глобализация мировой экономики;

 

- «американизация» хозяйственного  мышления (частная инициатива, предприимчивость, инновационные наработки и др.);

 

- политика по перестройке национальных  систем государственного регулирования (ослабление роли государства в регулировании экономики).

 

Необходим поиск оптимального пути развития, что прослеживается по всем основным направлениям экономических  реформ:

 

- реформа хозяйственного управления. Одним из основных направлений  реформы является либерализация управления корпоративной собственностью. Италия характеризуется высокой степенью концентрации капитала у семейных групп, имеющих пирамидальную структуру и контролирующих значительную часть национальной экономики через финансовые холдинги. Ведущие позиции занимают семейные группы Аньелли, Пирелли, Пезенти, Танци, контролирующие монополии «Фиат», «Пирелли», «Италчементи» др.

 

- В ряде ведущих монополистических  групп происходит процесс передачи  управления компании профессионалам: на руководящие должности приглашаются высококвалифицированные специалисты, не связанные родственными отношениями с собственниками компании.

 

- Другим направлением реформы  хозяйственного управления является  дерегулирование итальянского рынка  (в начале 90-х гг. государственные предприятия производили 1/3 ВВП). Неэффективность системы госуправления, выразившаяся в росте дефицита бюджета и государственного долга, подстегнула процесс приватизации. В настоящее время полной или частичной приватизации подверглись более 30 крупных предприятий госсектора, в том числе «Телеком» (1,5 млн. акционеров), энергетические группы ЭНИ и ЭНЭЛ, страховая компания ИНА и др. Акционирована и выведена за рамки госсектора национальная сеть железных дорог.

 

- административная реформа регионального управления ставит целью реализацию бюджетного федерализма, что дает больше прав региональным и местным органам власти и усиливает их ответственность за пополнение и расходование бюджета. Это делается с целью сокращения дефицита государственного бюджета до уровня 3% ВВП;

 

- финансовая реформа. Изменения  в банковской системе опираются  на разработанное в соответствии  с рекомендациями ЕС новое  банковское законодательство, которое  создало основу для введения  в практику заимствования модели  универсального банка и инвестиционной компании, новые финансовые инструменты. Реформа заметно оживила рынок капитала. Этому также способствовала биржевая активность малых и средних предприятий;

 

- налоговая реформа направлена  на упрощение действующей системы  налогообложения и поощрение инвестиционной деятельности;

 

- реформирование рынка труда  связано с реализацией комплекса  структурных преобразований, которые  включают дифференциацию ставок  заработной платы, использование  «местных» контрактов на Юге,  введение новой трехлетней системы налоговых льгот, увеличение вложений в человеческий капитал за счет удлинения сроков школьного обучения и др.:

 

- земельная реформа в Италии  способствует концентрации земельного  фонда и повышению его эффективности.  Она включает следующие направления: продажу земли на основе небольшого выкупа с 30-летней отсрочкой платежа при уплате 3,5% годовых: конфискацию излишков земли у крупных собственников с компенсацией в виде 5%-ных ценных бумаг сроком на 25 лет; поощрение создания крупных рентабельных хозяйств и кооперативов по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции. Таким образом, реформирование экономики Италии направлено на поддержание стабильного экономического роста и решение социальных и региональных проблем. Однако для Италии актуальными по-прежнему остаются такие проблемы, как сохранение единства страны за счет преодоления экономического разрыва между Севером, Центром и Югом, организованная преступность и коррупция. [8, 9, 11]

 

6. Банковская система

 

 

Основные черты современной  банковской системы Италии сформировались в 20--30 гг. XIX вв. Кризис 30-х гг. серьезно затронул банковскую систему, что вынудило государство произвести национализацию значительной части банков и сформировать в качестве высших органов кредитной системы два института -- Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям и Центральный эмиссионный банк -- Банк Италии. Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими банками и специализированными кредитные учреждениями. Современной банковской системе Италии присущи свои особенности. Во-первых, значительна доля участия государственного сектора (на такие банки приходится 35% депозитов, 35% кредитов и 40% служащих в банковской сфере). Присутствие государства в банковском секторе проявляется в двух формах: обеспечение кредита, которое было отменено в 1983 г., и обязательство использовать определенную долю своих активов в виде земельных, сельскохозяйственных и движимых облигаций. Последнее касается теперь только земельных и сельскохозяйственных облигаций, их обязательная доля снизилась до 4,5%. Присутствие государства в банковском секторе усиливается политизацией, так как назначение на руководящие посты банков происходит в соответствии с правилом так называемой политической «сортировки». Например, президентом «Банко национале дел Раворо» является социалист, президент «Банко ди Сицилия» -- республиканец, а президент «Банко ди Наполи» -- социал-демократ. Во-вторых, банки и кредитные учреждения делятся на институты краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредитования. Институты краткосрочного кредитования включают шесть основных групп: государственные кредитные учреждения, преимущественно коммерческие банки, кредитующие крупные фирмы; банки национальных интересов, осуществляющие широкий круг банковских операций;

 

негосударственные коммерческие банки, имеющие большое количество отделений  и обслуживающие средних и  мелких предпринимателей и частных  клиентов; сберегательные кассы, деятельность которых связана с частной  клиентурой и ограничена рамками  определенной территории; ремесленные и сельскохозяйственные институты, народные или кооперативные банки, предназначенные для финансирования мелких и средних предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства; специализированные кредитные институты, предоставляющие в основном инвестиционные займы предприятиям. Для институтов средне- и долгосрочного кредитования характерна узкая специализация (промышленность, сельское хозяйство, ипотечное кредитование, кредитование средних и мелких предпринимателей). Характер специализации определяет срок кредита. Большинство этих институтов государственные и полугосударственные. Они формируют свои капиталы за счет эмиссии займов и депозитов. Наиболее распространены учреждения краткосрочного кредита, насчитывающие более 1000 кредитных учреждений. Итальянская банковская система всегда испытывала большую конкуренцию со стороны сберегательных касс, которые хотя и не являются универсальными, но остаются очень сильными конкурентами в своей сфере деятельности, что является еще одной особенностью системы. С конца 70-х гг. усилился процесс приватизации банковской системы, хотя доля государства еще остается значительной. Например, в 1988 г. был приватизирован «Медиобанк». В результате 50% его капитала принадлежит частным лицам, 25% -- банкам национальных интересов и 25% -- государству. В последние годы банки Италии стали проводить политику внешнего развития, особенно в направлении Франции и Германии, а итальянский рынок стал доступным для вложений иностранных банков. Официальная валюта с 01 января 2002 года- евро. [10, 12]

 

7. Налоговая система

 

 

Формирование налогового законодательства какой-либо страны, вопрос не только экономический, но и исторический. Отчасти, именно исторический фактор влияет на дисциплину налогоплательщиков и своевременность уплаты налогов. Так, Италия, которая долгое время имела иностранных хозяев, стала примером создания и развития различных форм и способов уклонения от уплаты налогов. Все изменилось после объединения страны. Формирование бюджета стало делом национальным, поскольку Италия вышла из-под контроля иностранных господ. Первоначально налоговая система Италии представляла собой множество, порой даже сходных, налогов и сборов, что усложняло процесс ориентации и освоения налогового законодательства. Поэтому, вполне резонно, появление термина «упрощенная система налогообложения» с последующей конкретизацией налогов и источников формирования дохода. Одним из основных налогов был и остается налог на добавленную стоимость (НДС) принцип взимания которого мало чем отличается от принципов налогообложения в европейских странах.

 

Для предприятий и организаций  с ограниченной ответственностью, таких  как акционерное общество, установлен корпоративный налог, который взимается  с доходов предприятий подобной формы собственности. Кроме того, существует подоходный налог, который взимается с заработка. В зависимости от положения налогоплательщика (собственник или наемный рабочий) данный вид налога имеет свои подкатегории. В любом случае, основной налоговый груз приходится на работодателя. Упрощенная система налогообложения Италии не стала совершенной, эта страна и сейчас отличается большим количеством налогов. Владельцы автотранспорта уплачивают автомобильный налог.

 

Последнее новшество - это включение в автомобильный  налог гербового сбора и налога на автомобильное радио. Уплата подобных налогов и сборов происходит, как правило, один раз в год, и может быть осуществлена в органе самоуправления.

 

Ключевыми моментами социального обеспечения  в Италии является пенсионное обеспечение  и здравоохранение. Пенсионные выплаты для служащих формируются автоматически при выплате заработной платы - данным вопросом занимается работодатель. При желании, дабы увеличить размер пенсии, служащий имеет право открыть дополнительный пенсионный счет. Те, кто имеет свое дело и является плательщиком НДС, уплачивают пенсионный взнос в размере 12% доходов. Таким образом, при всей сложности и разнообразии налогов, налоговая система Италии направлена на создание финансовых условий для развития страны. [13, 14]

 

8. Внешнеэкономические связи

 

 

Для экономического развития Италии жизненно важны внешнеэкономические  связи. Почти 15% всего импорта составляет нефть. В импорте Италии преобладают  также другие виды топлива (газ, уголь, кокс). Италия импортирует также  сырье для металлургической и др. отраслей промышленности станки, промышленное оборудование, лес, бумагу, хлопок, различные виды продовольствия. Основные статьи вывоза - продукция машиностроения (42% экспорта), главным образом транспортные средства, различная аппаратура, пишущие и счетные машины, оборудование, ткани, сельскохозяйственные и продовольственные товары (особенно фрукты овощи, консервированные помидоры, сыры) одежда, обувь, продукция химии и нефтехимии. Наиболее велик товарооборот с европейскими странами Швейцарией, Францией и Германией (45% внешнеторгового оборота), США, Японией, странами Ближнего Востока (35%). По развитию туризма страна издавна занимает одно из первых мест в мире. Ежегодно Италию посещают свыше 30 млн. иностранных туристов преимущественно из Германии, Франции, США.

 

Обслуживание  туристов превратилось в одну из важнейших  отраслей экономики, прибыль составляет 6 млрд. долларов ежегодно. В Италии давно уже сложилась материальная база для приема большого количества туристов. По числу мест в гостиницах она стоит на первом месте в Зарубежной Европе. [15]

 

9. Структура  экспорта и импорта

 

 

В наши дни весь ход воспроизводственного процесса в Италии вплетен в систему интернационального разделения труда и производственной кооперации. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.Отношение экспорта и импорта к ВВП Италии составляет соответственно 26-28 и 27-29%. Доля импортных товаров, поступающих в дальнейшую переработку, превосходит 70% всего объема зарубежных поставок. Италия располагает и значительным экспортным потенциалом. За рубеж вывозится от 40 до 80% всей продукции различных отраслей машиностроения. Ведущее место во внешней торговле Италии занимают готовые промышленные изделия, их доля в импорте составляет устойчиво 67%, а в экспорте - 97%. При этом как в промышленном импорте, так и в промышленном экспорте Италии около 1/3 приходится на товары с высокой степенью переработки. Поэтому потеря итальянскими производителями своих позиций на мировом рынке высокотехнологической продукции является в общем негативным фактом. Доля такой продукции в экспорте Италии составляет всего около 20%. У Италии наблюдается крупный дефицит в торговле электронным оборудованием, станками и т. П. Оплата «нефтяных счетов» поглощает ресурсы, равные 8% ВВП. Все это дает несбалансированность внешней торговли. Ведущими торговыми партнерами Италии являются страны ЕС. На их долю приходится около 44% импорта и 48% экспорта Италии. Основными контрагентами внешней торговли Италии выступают ФРГ (16% импорта и 18% экспорта), Франция (14 и 15%(, США (7 и 5%), Англия (4 и 7%). [13, 17]

 

 Структура экспорта Италии  по отраслям (%)

 

Отрасль 

Доля (%) 

 

Сельскохоз. продукция 

1,5 

 

Сырье и минералы 

3,5 

 

Пищевая продукция 

5,5 

 

Текстиль и одежда 

10,6 

 

Кожа и обувь 

5,2 

 

Изделия из бумаги 

2,3 

 

Химич. промышл. 

10,3 

 

Пластмассы и резины 

3,7 

 

Моторная техника 

19,6 

 

Электронное оборудование 

9,1 

 

Транспорт 

11,5 

 

Другие товары 

6,2 

 

Металл и продукты из металла 

8,0 

 

 

 

Источник: Banca d'Italia Economic Bulletin, 2011 [ 12 ]

 

Структура импорта Италии по отраслям (%)

 

Отрасль 

Доля (%) 

 

Сельскохоз. продукция 

3,4 

 

Сырье и минералы 

8,9 

 

Пищевая продукция 

 

Текстиль и одежда 

5,7 

 

Кожа и обувь 

2,6 

 

Изделия из бумаги 

2,6 

 

Химич. промышл. 

13,8 

 

Пластмассы и резины 

2,2 

 

Моторная техника 

7,7 

Информация о работе Бюджетная система Италии