Бюджетная система Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

В курсовой работе рассмотрена национальная экономика Италии, проанализированы исторические предпосылки,которые формировали экономическое состояние данной страны на протяжении многих лет, введены общие понятия о стране в целом с точки зрения экономического развития. Высветлены важнейшие проблемы и основные недостатки сектора экономики вышеописанного государства, предложены оптимальные пути их решения.

Содержание работы

Введение

1. Место в мировой экономике

2. Факторы экономического развития

3. Динамика экономического развития

4. Отраслевая структура экономики

5. Формы хозяйственной деятельности

6. Банковская система

7. Финансовая и налоговая системы

8. Внешнеэкономические связи

9. Структура экспорта и импорта

10. Участие в международных интеграционных объединениях и международных экономических организациях

Вывод

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ИТАЛИЯ).doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

 

Электронное оборудование 

13,1 

 

Транспорт 

14,9 

 

Другие товары 

6,1 

 

Металл и продукты из металла 

9,5 

 

 

 

Источник: Banca d'Italia Economic Bulletin, 2011 [ 12 ]

 

10. Участие в международных экономических  организациях и международных интеграционных объединениях

 

 

Италия является участницей 74 международных  организаций, из которых в одной  страна имеет статус гостя, в трех - наблюдателя, а в остальных является полноправным членом. Большинство из них являются дочерними организация таких крупнейших международных институтов как ООН, МВФ, ОЭСР. Поэтому имеет смысл рассмотреть только основные международные организации, играющие ключевую роль в политике и экономике Италии. Италия была одной из стран-основателей Европейского Экономического Сообщества - теперь Европейского Союза (ЕС). В 2003 году Италия председательствует в Евросоюзе. В целом, интеграция в европейское сообщество сказывается положительно на экономике Италии. Маастрихтские требования вынудили правительство страны провести ряд серьезных реформ, в результате чего наблюдается значительное снижение инфляции. Также низкие процентные ставки и сильная единая валюта не позволяют разразиться валютно-экономическому кризису, как это зачастую случалось во время хождения лиры. Если раньше итальянское правительство зачастую использовало девальвацию для вывода экономики из кризиса, а потом страдала от непомерного внешнего долга и инфляции, то теперь экономическое положение страны зависит от макроэкономической ситуации в Еврозоне в целом. Степень интеграции Италии в Евросоюз можно оценить как высокую. Италия, и особенно ее внешняя торговля, напрямую зависти от экономической конъюнктуры стран-лидеров ЕС: Германии, Франции, Великобритании. Также безусловным преимуществом для туристов и самих итальянцев является введение единого визового режима в большинстве стран ЕС в рамках Шенгенского соглашения.

 

Также в 1995 году Италия стала членом Организации Объединенных Наций, а  после - членом и активным участником Северно- Атлантического Альянса (НАТО). Италия активно поддерживает Организацию Объединенных Наций и ее действия в области международной безопасности. Италия активно участвовала в миссии ООН по поддержанию мира в Сомали, Мозамбике и Восточном Тиморе и обеспечивает необходимую поддержку НАТО и действий ООН в Боснии, Косове и Албании. Поддержка и участие Италии во всех действиях НАТО является характерной особенностью «посткосовского» периода. Такой подход полностью соответствует тем изменениям, которые произошли в официальной внешнеполитической идеологии государства за последнее время. Прежде всего, он отражает самовосприятие Италии как важнейшего игрока на мировой арене. Активное участие страны в миротворческих силах в Косово и символически очень значимое предоставление ей отдельного сектора при разделе Косова на зоны ответственности также укрепляет эти воззрения. Другая причина столь настойчивой демонстрации Италией своей лояльности к НАТО кроется в желании избавится от имиджа ненадежного партнера, который сформировался в Вашингтоне в первые дни операции в Югославии. Из-за жесткой внутрипартийной борьбы Италия долгое время не могла выработать четкой позиции по этому вопросу. Италия является страной-членом Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР),Общего Соглашения по Тарифам и Торговле и Мировой Торговой Организации (ГАТТ/ВТО), Организации безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ). Вступление в ВТО имеет двойственное значение для экономики Италии. С одной стороны это позволяет итальянским экспортерам расширить свои рынки сбыта, но объективная ситуация показывает, что конкурентоспособность итальянских товаров невелика.

 

Сферы высоких технологий занимают товары из других стран Европы и  США, а традиционная промышленность испытывает серьезную конкуренцию  со стороны дешевых товаров из стран Азии. В связи с этим, возможным благом для Италии может являться усиление протекционизма и антидемпинговых мер. Но со вступлением в ВТО Италия частично утратила самостоятельность принятия решений в этой отрасли. Становится очевидным, что другие страны-члены ВТО будут выражать явный протест против введения Италией дополнительных ограничений на импорт, так как не захотят потерять достаточно богатый итальянский рынок. [16, 18, 19]

 

Вывод

 

 

Сопоставив и проанализировав  общее экономическое состояние Италии,можно твердо и решительно сказать,что это государство является экономически высокоразвитым. Италия имеет все шансы на более глубокое и основательное дальнейшее преобразование собственного потенциала во всеобщее благо. Страна располагает достаточным количеством разнообразных ресурсов для осуществления производственных процессов и предпринимательской деятельности. Государственная власть нацелена на развитие бизнеса и народного хозяйства и всячески способствует этому. Но помимо положительных факторов имеются и отрицательные. Среди основных-высокий обьем импорта товаров и капитала,разрывы в экономическом развитии Юга и Севера,наличие сложной и запутанной налоговой системы. К второстепенным можно отнести внутриполитические противоречия мафиозных и государственных структур. Пример тому-Мусорный кризис в Италии в 2007 году(г.Неаполь). Италия-участник ЕС,ОЭСР,»стран бльшой семерки»,а также многих других интеграционых обьединений и экономических организаций,что говорит о ее весомом голосе в них. Подведем итоги: Италия-развитая европейская индустриально-аграрная страна,которая активно участвует в мировом хозяйстве и является надежным и важным стратегическим партнером стран Европейского Союза,да и в общем мира в целом.

 

 

 

 

 


 

 

14

 

Общая характеристика экономики Италии

 

Италия относится к группе индустриально  развитых стран, являясь членом «большой семерки», активно участвует в  международной экономической жизни. В состав Италии входят 20 областей и 94 провинции. Площадь страны - 301,2 тыс  км2.

 

Объем ВВП Италии в 2002 г. составлял 1410 млр.долл. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 2001 г. - 1,8%, в 2002 г. - 0,4%, в 2003 г. - 1,3%. Надушу населения приходится 24,4 тыс долл. ВВП.

 

В 2002 г. удельный вес отраслей промышленности и строительства составил 28% ВВП страны, сферы услуг - 69%, сельского хозяйства, рыболовства и лесного хозяйства -- 3%. Доля занятых в сельском хозяйстве Италии в 2002 г. не превышала 6%, промышленности и строительстве -- 29, сфере услуг - 65%.

 

Страна бедна полезными ископаемыми. В 2002 г. на добывающую промышленность приходилось менее 0,5% ВВП. Более 70% потребляемых в Италии минеральных ресурсов и свыше 84% энергоносителей импортируется. В обрабатывающей промышленности создается примерно 20% ВВП. Лидирующие позиции занимает машиностроение (сельскохозяйственная техника, металлообрабатывающее, деревообрабатывающее, электробытовое, упаковочное оборудование, а также оборудование для пищевой промышленности). Прочные позиции на мировом рынке занимает продукция химического, металлургического, текстильного, автомобильного производств. Производство автомобилей в стране монополизировано концерном «Фиат», предприятия которого выпускают в Италии и за границей 2,7 млн автомобилей в год.

 

Сельское хозяйство Италии характеризуется  наличием большого количества мелких низкодоходных хозяйств. На растениеводство приходится около 60%, а на животноводство -- 40% производимой сельхозпродукции. Страна вынуждена закупать на внешнем рынке в значительном объеме продукцию животноводства и корма.

 

Транспорт и связь обеспечивают 7.3% ВВП Италии. Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт (68.4%). Огромное значение для экономики страны имеет туризм. В среднем в год Италию посещает 36 млн иностранцев, а поступления от туризма составляют около 30 млрд долл. ежегодно.

 

В области экономической политики Италии акцент делается на обеспечение  стабильного экономического роста, сокращение уровня безработицы, усиление экспортной ориентации, а также уменьшение разрыва в уровнях хозяйственного развития Севера, Центра и Юга страны и интеграцию внутри страны.

 

Банковская сфера Италии до 90-х  гг. характеризовалась наличием значительного  количества банков с участием государства. С 1990 по 2002 г. усилились процессы концентрации в банковской сфере, что привело к созданию 76 банковских групп, 10 из которых контролируют основную часть кредитного рынка страны.

 

Бюджет Италии характеризуется  хроническим дефицитом (в 2004 г. он превышал 3,5% ВВП), формируется он за счет налоговых  поступлений, основными видами которых являются: подоходный налог с физических лиц (18-45%), подоходный налог с юридических лиц (36%), НДС - 4% (облагаются продовольствие, медикаменты, печатная продукция и др.). 20% -- стандартная ставка.

 

В 2001 - 2003 гг. экономика Италии находилась в состоянии стагнации. Экономический рост не превышал 1.8% в год. Безработица остается и по сей день на достаточно высоком уровне (более 9% активного населения). Инфляционные процессы замедлены (табл. 7.1).

 

 Таблица 7.1

 

Основные экономические показатели Италии

 

(% к предыдущему году)

 

Показатели 

2000 

2001 

2002 

200? 

2004 

2005 

 

Среднегодовые темпы прироста ВВП 

2,8 

1,8 

0.4 

1.3 

1,2 

0,0 

 

Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции 

4,8 

-0,8 

-1,4 

-1,8 

-2,0 

-2,1 

 

Безработица, % от активного населения 

10.5 

9,6 

9,2 

9,3 

9,4 

9,5 

 

Дефицит госбюджета, %ВВП 

2,9 

3,1 

3,5 

3,5 

3,5 

3,7 

 

Индекс потребительских цен 

2,5 

2,8 

2,5 

2,7 

2,6 

2,1 

 

 

 

Источник: Вопросы статистики. - 2003. -- № 4. -- С. 87--88; данные агентства «Рейтер» и статистического управления ЕС, МВФ - www.imf.org.

 

Экономика Италии в 2004--2005 гг. в отличие  от других европейских стран практически  не улучшила свои макроэкономические показатели (темпы прироста ВВП в 2005 г. находились на нулевой отметке, продолжают снижаться темпы прироста производства промышленной продукции, растут безработица и дефицит государственного бюджета). По прогнозам аналитиков, в 2006 г. ожидается увеличение темпов прироста ВВП до 1,4% и снижение инфляции до 2%.

 

Экономика Италии характеризуется высоким уровнем развития малого и среднего бизнеса в стране. Около 70% рабочих мест в Италии обеспечивают компании с численностью персонала менее 50 чел. Индивидуальные предприниматели, развивающие семейный бизнес, составляют 30% всех занятых в экономике страны. Итальянские законы наиболее благоприятствуют созданию небольших молодежных фирм. Экспорт продукции итальянских малых и средних фирм в 2 раза превышает показатели по аналогичным предприятиям во Франции.

 

На базе высокой концентрации небольших  компаний, функционирующих в одном сегменте бизнеса, возникают кластеры -- специализированные производственные зоны. Например, сотни компаний - производителей чулок и колготок, в том числе «Nerino Grassi», которая известна в России под маркой «Golden Lady», сосредоточены в зоне Castelgofredo et Casglione delle Stivere.

 

Co второй половины 90-х гг. итальянская  экономика переживает ряд глубоких  структурных преобразований, которые  осуществляются пол влиянием  двух диаметрально противоположных  тенденции. С одной стороны, страна все глубже вовлекается в процесс европейской интеграции, что предполагает конвергенцию экономических структур и методов хозяйственного управления согласно указаниям ЕС. С другой стороны. Италии приходится адаптироваться к требованиям рынка «XXI века», которые трактуются с позиции поддержки американской стратегии роста. Европейская и американская модели экономического роста различаются методами управления корпоративной собственностью и приоритетами социальной политики.

 

Европейская модель экономического роста обусловлена следующими факторами:

 

наличием мощного кооперативного сектора, обладающего особым хозяйственно-правовым статусом, который играет ведущую  роль в продвижении итальянских  товаров на мировые рынки. Экономика  ряда районов страны построена как кооперативная сеть «индустриальных округов»;

 

наличием сильной социальной составляющей в системе мер государственного регулирования экономики, что связано, во-первых, с проблемой безработицы (свыше 9% активного населения), во-вторых, с проблемой отставания в экономическом развитии Юга Италии от северных провинций страны;

 

влиянием социальной доктрины и  католической церкви на моральные принципы предпринимательской деятельности.

 

В пользу американской модели развития экономики свидетельствуют следующие факторы:

 

глобализация мировой экономики;

 

американизация хозяйственного мышления (частная инициатива, предприимчивость, инновационные наработки и др.):

 

политика по перестройке национальных систем государственного регулирования (ослабление роли государства в регулировании экономики).

 

Наличие двух групп факторов экономического роста обусловливает необходимость  поиска оптимального пути развития, что  прослеживается по всем основным направлениям экономических реформ:

 

1) реформа хозяйственного управления. Одним из основных направлений реформы является либерализация управления корпоративной собственностью. Италия характеризуется высокой степенью концентрации капитала у семейных групп, имеющих пирамидальную структуру и контролирующих значительную часть национальной экономики через финансовые холдинги. Ведущие позиции занимают семейные группы Аньелли, Пирелли, Пезенти, Танци, контролирующие монополии «Фиат», «Пирелли», «Италчементи» др. В ряде ведущих монополистических групп происходит процесс передачи управления компании профессионалам: на руководящие должности приглашаются высококвалифицированные специалисты, не связанные родственными отношениями с собственниками компании. Другим направлением реформы хозяйственного управления является дерегулирование итальянского рынка (в начале 90-х гг. государственные предприятия производили 1/3 ВВП). Неэффективность системы госуправления, выразившаяся в росте дефицита бюджета и государственного долга, подстегнула процесс приватизации. В настоящее время полной или частичной приватизации подверглись более 30 крупных предприятий госсектора, в том числе «Телеком» (1,5 млн акционеров), энергетические группы ЭНИ и ЭНЭЛ, страховая компания ИНА и др. Акционирована и выведена за рамки госсектора национальная сеть железных дорог;

Информация о работе Бюджетная система Италии