Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»[1]. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и принципы бюджетного устройства 5
2. Бюджетная классификация 8
2. 1. Классификация доходов бюджета 9
2. 2. Классификация расходов бюджета 11
2. 3. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ 14
2.4. Классификация государственных долгов РФ и субъектов РФ 16
3. Бюджетный процесс 18
4. Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 июля 2011 года. 28
5. Практическая часть 30
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Артасюк К. Бюджетная система РФ.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)


 

 

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Иркутский государственный университет путей сообщения

Факультет экономики и управления

Кафедра финансов и антикризисного управления

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

 

Тема: «Бюджетная система Российской Федерации»

 

 

 

 

 

Выполнила: Артасюк К. А.

Группа: Э (б)-09-02

Руководитель: ст. преподаватель,

к. э. н.

Самсонов Е. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2011


Содержание

Введение

1. Понятие и принципы бюджетного устройства

2. Бюджетная классификация

2. 1. Классификация доходов бюджета

2. 2. Классификация расходов бюджета

2. 3. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ

2.4. Классификация государственных долгов РФ и субъектов РФ

3. Бюджетный процесс

4. Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 июля 2011 года.

5. Практическая часть

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»[1]. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. Важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ современной бюджетной системы Российской Федерации.


1. Понятие и принципы бюджетного устройства

В Бюджетном кодексе дано следующее определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.

Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.

Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Она состоит из бюджетов трех уровней:

- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- III уровень - местные бюджеты.

Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.[2] Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Основные показатели по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации представлены в таблице 1.[3]

 

Таблица 1

Основные показатели по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации (млрд. рублей)

Показатели

2010 год оценка

Темп роста к 2009г. %

2011 год прогноз

Темп роста к 2010г. %

2012 год прогноз

Темп роста к 2011г. %

2013 год прогноз

Темп роста к 2012г. %

Доходы, всего

6144,8

103,7

6 497,8

105,6

6 828,4

105,1

7 337,6

107,5

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

налоговые и неналоговые доходы

4 811,4

108,4

5 238,3

108,8

5 804,8

110,8

6 374,3

109,8

межбюджетные трансферты

1 333,4

89,6

1 259,5

94,4

1 023,6

81,3

963,3

94,2

Расходы, всего

6 562,4

114,5

6 794,5

103,5

7106,2

104,6

7 473,6

105,2

Дефицит

-147,6

126,9

-296,7

71,0

-277,8

93,6

-136

48,9

 

Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.[4]


2. Бюджетная классификация

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

                 для составления, утверждения и исполнения бюджета;

                 контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

                 обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

                 составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом  от 25.12.2008 № 145н, который вступил в силу с 1 января 2009 года. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".

Планируется, что с 1 января 2012 года будут действовать новые Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. В настоящее время чиновники подготовили проекты перечней кодов классификации доходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов.[5] Также разработаны соответствующие переходные таблицы. [6]

 

 

2. 1. Классификация доходов бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

- налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
- налоги на совокупный доход;
- налоги на имущество;
- платежи за пользование природными ресурсами;
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
- прочие налоги, пошлины, сборы.

                                          1 июля 2010                                                                       1 июля 2011

 

Структура налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 июля 2010 и 2011 гг.[7]

7

 



 

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
- доходы от продажи земли и нематериальных активов;
- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
- административные платежи и сборы;
- штрафные санкции, возмещение ущерба;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- прочие неналоговые доходы.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации