Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 19:02, контрольная работа
Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы представляют собой бюджетное устройство.
Введение 3
1.Бюджетный дефицит в промышленно развитых странах 5
2.Бюджетная система и бюджетное устройство Финляндии 10
Заключение 18
Список использованных источников 20
Основным правовым актом, определяющим порядок формирования местных бюджетов в Финляндии, является Коммунальный закон. Кроме того, ряд норм содержится в специальном законодательстве - финансовом, налоговом и т.д.
В отличие от российского законодательства Коммунальный закон достаточно детально регулирует деятельность органов местного самоуправления Финляндской Республики в области финансов. Он содержит нормы, которые касаются бухгалтерского учета и отчетности, и иные положения, которые, как правило, в российских условиях регулируются уставами местного самоуправления конкретных городов и иных населенных пунктов.
Коммунальный закон Финляндии содержит специальную главу 8 - «Хозяйство коммуны», посвященную финансовым вопросам. В соответствии с параграфом 65 названного Закона к концу года муниципальный совет должен принять для коммуны бюджет на следующий календарный год. Интересно, что законодательство страны обязует местные органы осуществлять планирование развития территории. Вместе с бюджетом муниципальные советы должны принимать хозяйственный план на 3 года или более. Бюджетный год считается первым годом хозяйственного плана.
Бюджет и план, в которых определяются социальные и экономические перспективы развития коммуны, должны быть составлены таким образом, чтобы обеспечивать выполнение коммунальных задач, к которым относятся: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, техническая инфраструктура, контроль за сохранением окружающей среды.
Монополией муниципалитетов является планирование использования земли и обеспечение нормального функционирования городской среды.
В бюджет закладываются ассигнования, предназначенные для решения задач социально-экономического развития территорий, и приходная смета. Также в нем указываются источники финансирования. В соответствии с параграфом 65 Коммунального закона ассигнования и приходную смету можно учитывать в валовом или чистом объеме. В бюджете должен, в обязательном порядке содержатся раздел затрат на инвестирование.
Деятельность коммуны и содержание общественных служб должны осуществляться в рамках бюджета. Решение о внесении изменений в бюджет принимает совет коммуны.
Благодаря тому, что планирование работы и финансов коммуны соединено с разработкой бюджета, бюджет носит в Финляндии весьма информативный характер. Например, относительно организации детских дошкольных учреждений бюджет, как правило, содержит, наряду с конечной суммой расходов по деятельности и инвестициям, также и другие данные (динамика количества детей дошкольного возраста, количества детей в детских дошкольных учреждениях и детей, за которыми смотрят дома, количества сотрудников учреждений, а также динамика расходов детских дошкольных учреждений и т.д.).
В бюджете может также содержаться оценка расходов по планированию и строительству нового детского дошкольного учреждения или сообщение о закрытии работающего учреждения. Уполномоченные или граждане, читая бюджет, понимают, что означает бюджет для развития обслуживания населения. Измерение количества и качества коммунальных услуг и расчет единичных расходов представляют собой инструменты управления, планирования работы коммуны и контроля над ними.
В Финляндии в ведение коммун переданы широкие по сравнению с другими странами задачи. Поэтому коммуны здесь имеют весьма крупные бюджеты. В Финляндии сумма бюджетов всех коммун соответствует примерно сумме государственного бюджета.
Не позднее принятия бюджета совет должен принять решение о проценте подоходного налога, проценте налога на недвижимость, а также об основных показателях других налогов.
Органы местного самоуправления (муниципалитеты) имеют право устанавливать налоги для каждого жителя и владельца недвижимости на территории, подведомственной муниципалитету. Ставки налога определяются муниципальными советами один раз в год.
Сумма средств, получаемых от местных налогов в различных муниципалитетах, колеблется от 30 до 70%. Органы местного самоуправления могут использовать налоговые поступления для выполнения своих функциональных задач без каких-либо ограничений.
Основными видами налогов являются следующие.
- Налог на доходы. Этот вид приносит муниципалитетам основной доход. (В дополнение к муниципальному подоходному налогу государство также устанавливает прогрессивную шкалу налогообложения доходов граждан).
- Налог на недвижимость. Средняя ставка налога зависит от оценочной стоимости недвижимости и составляет в среднем 0,47%. При этом для помещений, предназначенных для постоянного проживания, устанавливается ставка около 0,22% стоимости недвижимости, для летних дачных домиков она более высока - до 0,67%, но в каждом отдельном муниципалитете эти цифры могут варьироваться.
Кроме того, муниципалитетам дано право устанавливать повышенные ставки налогообложения на недвижимость электростанций. (Это право может быть применено и в условиях Российской Федерации).
Муниципалитеты получают также часть от общегосударственного налога на национальные компании.
- Сборы и платежи. Источниками доходов для местных органов являются сборы и платежи, например, за организацию на местах обеспечения водоснабжения и подачу электроэнергии.
- Сдача в аренду собственности или распродажа муниципальной собственности, земли или сооружений также приносит определенные средства местным властям.
Местные органы также получают доходы от деятельности муниципальных предприятий, таких как портовые сооружения, общественный транспорт, телекоммуникации, сеть очистных сооружений.
Для покрытия расходов финским муниципалитетам предоставлено право брать займы без каких-либо ограничений, как у себя в стране, так и за рубежом. Эти займы берутся, как правило, только для инвестиций, а не на оперативные расходы. Подобный опыт практически не существует в России, вместе с тем, такой способ получения доходов мог бы быть полезен для долгосрочного развития территорий Российской Федерации.
Серьезным источником муниципальных доходов в Финляндии являются государственные гранты и субсидии, которые обычно выплачиваются в связи с тем, что местные органы взяли на себя оказание населению тех услуг, которые раньше предоставляло государство.
Правовое регулирование выплаты субсидий осуществляется нормами финансового законодательства - о государственных субсидиях органам местного самоуправления, о планировании и государственных субсидиях на социальную сферу и здравоохранение и о финансировании образования и культуры.
Субсидии применяются как общие, так и целевые - под конкретные инвестиционные проекты.
В общие субсидии на текущие расходы в муниципальный сектор включают:
- субсидии, которые выплачиваются на душу населения (наибольшие выплаты направляются муниципалитетам слаборазвитых экономических районов Лапландии);
- субсидии на социальную сферу и здравоохранение (размер определяется из расчета на душу населения в зависимости от возрастного состава населения муниципалитета);
- субсидии на образование и культуру (рассчитывается на душу населения и, частично, на количество учеников и студентов);
- отчисления от налогов в пользу наиболее бедных муниципалитетов.
При предоставлении государственных субсидий также учитывается географическое местонахождение муниципалитета, плотность населения, уровень безработицы, языковой статус (финский / шведский), расположена ли часть или вся территория, подведомственная органу местного самоуправления, на архипелаге (это дополнительное условие, характеризующее условия, в которых приходится функционировать муниципалитету).
Целевые субсидии на инвестиции предоставляются отдельно на каждый проект.
По каждому проекту, касающемуся сферы социальной защиты и здравоохранения или образования, орган местного самоуправления составляет план-проект. На основании представленного плана и с учетом требуемых бюджетных ассигнований органы самоуправления могут получить целевую субсидию на проект с установленным графиком его реализации.
Каждая коммуна должна иметь надежную систему проверки и контроля. Коммунальную систему контроля можно разделить на внешний и внутренний контроль.
Основные принципы системы проверки и контроля определены в законе о коммунах, однако, в работе соблюдаются и нормы закона и положения о бухгалтерии. Правильная аудиторская практика основывается, наряду с законами, также и на рекомендациях бухгалтерской комиссии и ее коммунальной секции, на рекомендациях Союза Коммун Финляндии о ведении счетов, на инструкциях государственных органов и Статистического центра.
Внутренний контроль является неотъемлемой частью постоянного управления деятельностью и финансами коммуны. Он направлен на: обеспечение результативности работы, реализацию поставленных целей, обеспечение надежности бухгалтерии и информационных систем, обеспечение работы систем управления риском, соблюдения выданных указаний и инструкций. Он включает контроль над управлением собственностью и использованием денежных средств.
Внутренний контроль направлен, особенно, на такие сферы, как закупки, заработная плата, вычисление НДС и возврат сумм НДС, безопасность информационных систем, а также выплата пособий и денежной помощи.
Ответственность за организацию внутреннего контроля лежит на коммунальном правлении, а за его реализацию отвечает мэр. Внутренний контроль осуществляет или действующее руководство (мэр, отраслевое руководство). В более крупных коммунах им помогает орган внутренней проверки (ревизии). Орган внутренней проверки производит анализы, оценки, рекомендации, советы и информацию о подлежащих проверке функциях. Если орган внутренней проверки обнаруживает недостатки или проблемы, то он докладывает об этом немедленно руководству коммуны, которое предпринимает необходимые меры.
Официальный аудитор коммуны обязан в своем отчете давать оценку того, должным ли образом в коммуне организован внутренний контроль.
Внешний контроль является независимой от действующего руководства коммуны функцией. Для внешнего контроля совет уполномоченных каждой коммуны Финляндии должен назначать для коммуны ревизионную комиссию и аудитора, и каждый из них выполняет собственные задачи.
Коммунальный совет уполномоченных назначает в начале своего срока работы на четыре года ревизионную комиссию для организации проверки управления и финансов коммуны. Ревизионная комиссия продолжает свою работу до тех пор, пока будет проведен последний аудит (проверка счетов) периода деятельности совета уполномоченных. Председатель и заместитель председателя ревизионной комиссии должны быть уполномоченными коммуны. О количестве членов комиссии решение принимается самим советом уполномоченных. Все ее члены могут быть уполномоченными, но часть может и не быть.
Важной задачей ревизионной комиссии является оценка того, реализованы ли были функциональные и финансовые цели, поставленные советом уполномоченных. Комиссия должна уделять внимание целесообразности работы, форм работы и организации обслуживания. На основе проведенной проверки комиссия выпускает ревизионный отчет.
Заключение
Сильнейшее потрясение от кризиса получили бюджеты таких стран, которые в течение длительного периода имели ежегодный дефицит бюджета и связанный с ним госдолг в большом размере. К таким странам относятся Греция, Ирландия, Португалия, Италия и Испания, которые претерпевают долговой кризис. США не оказалась в их числе в силу ряда причин, связанных с тем, что и внутренние и внешние долги выражены в национальной валюте - долларах и другими факторами. Наименьший вред от кризиса получили бюджеты стран с сильным экспортным потенциалом. К таким странам относятся Германия, Российская Федерация, и ярким примером является Китай. В послекризисный период расходов в большом объёме требует обслуживание госдолга, что вынуждает государство урезать расходы и увеличивать налоги. Но такие меры естественно не будут безболезненными для экономики и особенно социальной сферы.
Особенностью бюджетного дефицита по причине финансово-экономического кризиса является, с одной стороны, то, что 1-2 года, пока кризис не пройдёт, необходимо будет увеличить расходы бюджета в целях национализации или поддержки крупных компаний, в целях выплаты пособий по безработице; и с другой, то, что вдобавок к снижающимся доходам из-за спада производства, необходимо сокращать налоговые ставки в целях стимулирования экономики к росту.
После преодоления кризиса происходит обратное, т.е. налоговые ставки увеличиваются, экономика восстанавливается и производство растёт, отчего доход бюджета тоже растёт; расходы же на социальную сферу сокращаются или остаются неизменными в течение длительного периода времени и отводятся проценты по долгам.
Предыдущий кризис в очередной раз доказал необходимость контроля рынка со стороны государства, доказал необходимость отказа от госдолга больших размеров в течение длительного периода времени.
Средства бюджета никогда не
аккумулируются государством в натуре,
а, наоборот, расходуются по мере их поступления,
так что денежный фонд как таковой не образуется. Поэтому бюджет скорее представляет
собой схему поступления и расходования
средств, т.е. является финансовым планом
государства. В процессе бюджетного планирования
устанавливается наиболее целесообразное
соотношение между централизованными
и децентрализованными фондами денежных
средств, определяется степень участия
предприятий и граждан в формировании
доходов бюджетной системы, а также распределяются
финансовые ресурсы в соответствии с направлениями
экономической и социальной политики.
Однако сущность бюджета развитых стран
проявляется в тех общественных отношениях,
которые связаны с мобилизацией и использованием
его средств, т.е. в характеристике бюджета
как экономической категории. В этом аспекте
бюджет представляет собой совокупность
экономических (денежных) отношений, которые
возникают в связи с образованием, распределением
и использованием централизованных денежных
фондов, предназначенных для осуществления
общих задач государственных и административно-