Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - показать, что бюджетная система является важной составляющей в становлении сильного Российского государства. Задачи данной курсовой работы:
1. Рассмотреть сущность бюджета;
2. Исследовать бюджетную систему и принципы ее построения;
3. Проанализировать доходы и расходы федерального, регионального и местного бюджетов;
4. Рассмотреть правовую основу построения и функционирования
бюджетной системы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и содержание бюджетной системы РФ 5
1.Социально-экономическая сущность и роль бюджета 5
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ 8
1.3 Принципы построения бюджетной системы РФ 10
Глава 2. Анализ структуры бюджетной системы РФ 19
2.1 Федеральный бюджет 19
2.2 Региональные бюджеты 25
2.3 Местные бюджеты 32
Глава 3. Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ
Заключение 49
Список использованной литературы 51

Файлы: 1 файл

Бюджетная система (восстановлен).docx

— 155.22 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                            3

 

Глава 1. Понятие и содержание бюджетной системы РФ                            5

    1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета                  5               

1.2 Бюджетное  устройство и бюджетная система РФ                         8                                      

1.3 Принципы построения бюджетной системы РФ                         10

 

Глава 2. Анализ структуры бюджетной системы РФ                                  19

2.1 Федеральный  бюджет                                                                       19

2.2 Региональные  бюджеты                                                                  25

2.3 Местные  бюджеты                                                                           32

 

Глава 3. Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ        41

 

Заключение                                                                                                        49

Список использованной литературы                                                               51                          

 

Введение

 

Бюджетная система - один из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах общества.

Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании  государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота  бюджета, как правило, прямо пропорциональна  благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный  долг побуждает государство усилить  налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики. С другой стороны, бюджетный  профицит позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить межбюджетные трансферты, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Бюджетные отношения, которые формируют бюджетную  политику государства, строятся, прежде всего, на заинтересованности граждан  и хозяйствующих субъектов в  получении от государства тех  или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники  распределения национального дохода посредством передачи государству  части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Но при этом и государство, и его граждане в равной мере заинтересованы и в макроэкономической стабилизации, и в экономическом росте воспроизводственного потенциала всего общества.

В рыночной экономике значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны.

В то же время достаток бюджетных средств  позволяет государству принимать  активное участие в жизни страны. Достаточное количество бюджетных  средств позволяет государству  задействовать непосредственно  экономические рычаги государственного регулирования.

Таким образом, бюджетной системе, как элементу государственного регулирования экономики, необходимо уделить должное внимания не только со стороны чиновников, экономистов и политиков, но и со стороны рядовых граждан.

Цель курсовой работы - показать, что бюджетная система является важной составляющей в становлении сильного Российского государства.

Задачи  данной курсовой работы:

1. Рассмотреть  сущность бюджета; 

2. Исследовать  бюджетную систему  и принципы  ее построения;

3. Проанализировать  доходы и расходы федерального, регионального и местного бюджетов;

4. Рассмотреть правовую основу построения и функционирования бюджетной системы. 

         Для написания данной работы  были использованы нормативно-правовые  акты РФ, данные Федерального  Казначейства и Федеральной налоговой  службы РФ, различный учебный  материал и другая литература, касающаяся этой темы. 

 

Глава 1 Понятие и содержание бюджетной системы РФ

1.1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета

 

Целенаправленное  социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и прежде всего общегосударственного фонда денежных средств - государственного бюджета. Государственный бюджет - ведущее  звено финансовой системы страны.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет - это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

 Как  экономическая категория бюджет  представляет собой систему финансовых  отношений, включающих не только  формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса.

В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т. е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда.

Средства  бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций  государства, социально-культурных мероприятий.

Специфика бюджетных отношений как части  финансовых отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами, состоит  в том, что они: во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса; во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

 Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным органом государственной власти. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

С помощью  государственного бюджета происходит перераспределение национального  дохода между отраслями экономики, субъектами Российской Федерации и  иными сферами. Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом, как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития.

Понятие государственного бюджета в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения, но и  имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выражение в фонде денежных средств  государства.

Формирование  государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли экономических субъектов различных форм собственности.

Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции - распределительная и контрольная. Некоторые авторы выделяют и фискальную функцию.

С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач.

С другой стороны, фискальная функция бюджета  не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации. Фискальная политика государства - это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества.

 

1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Бюджетные отношения реализуются через систему бюджетного устройства страны. Характер бюджетного устройства в существенной мере зависит от социально-экономического и от национально-государственного устройства страны.

Форма государственного устройства страны, действующие основные законодательные акты, роль бюджета  в общественном воспроизводстве  и социальных процессах определяют основы бюджетного устройства.

Бюджетное устройство в свою очередь определяет организацию государственного бюджета  и бюджетной системы страны, взаимоотношения  между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и  структуру бюджетов, процедурные  стороны формирования и использования бюджетных средств.

Бюджетное устройство - это основанная на правовых нормах организация системы взаимосвязей не только между звеньями бюджетной системы, но и между участниками бюджетного процесса, включающей, кроме принципов построения бюджетной системы, также принципы и методы разграничения бюджетных полномочий, требования и правила формирования и исполнения самих бюджетов, межбюджетные отношения и ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Составляющей  частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных  образований, самостоятельных в  бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.

Построение  бюджетной системы также зависит  от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

Федеративное  государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах, распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Информация о работе Бюджетная система