Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 00:31, курсовая работа
Цель курсовой работы - показать, что бюджетная система является важной составляющей в становлении сильного Российского государства. Задачи данной курсовой работы:
1. Рассмотреть сущность бюджета;
2. Исследовать бюджетную систему и принципы ее построения;
3. Проанализировать доходы и расходы федерального, регионального и местного бюджетов;
4. Рассмотреть правовую основу построения и функционирования
бюджетной системы.
Введение 3
Глава 1. Понятие и содержание бюджетной системы РФ 5
1.Социально-экономическая сущность и роль бюджета 5
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ 8
1.3 Принципы построения бюджетной системы РФ 10
Глава 2. Анализ структуры бюджетной системы РФ 19
2.1 Федеральный бюджет 19
2.2 Региональные бюджеты 25
2.3 Местные бюджеты 32
Глава 3. Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.2
Глава 2. Анализ структуры бюджетной системы РФ
2.1 Федеральный бюджет
Федеральный бюджет (ФБ) является первым уровнем бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно ФБ является главным средством перераспределения национального дохода и валового продукта.
Через ФБ осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На ФБ возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Средства
ФБ - главный источник финансирования
структурной перестройки экономики, развития
перспективных направлений в сфере производства,
освоения новых территориально-
Большую роль играет ФБ в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В Российской
Федерации в различные
В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ в состав доходов бюджетов всех уровней входят налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления (ст.41 БК).
Основные налоговые доходы ФБ:
Основные неналоговые доходы ФБ:
Администраторами доходов федерального бюджета являются различные министерства и ведомства.
Федеральная налоговая служба собирает следующие налоги:
Федеральная таможенная служба собирает следующие налоги:
Всего в
администрировании доходов
Таблица 1
Доходы федерального бюджета РФ за 2008-2010гг.4
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 | |||
млрд.руб |
% к итогу |
млрд.руб |
% к итогу |
млрд.руб |
% к итогу | |
Налоговые доходы |
5232,7 |
56,4 |
3896,5 |
53,1 |
4401,9 |
53.0 |
из них: |
||||||
налог на прибыль организаций |
761,1 |
8,2 |
195,4 |
2,7 |
255,0 |
3,1 |
налог на добавленную стоимость |
2132,2 |
23,0 |
2049,9 |
27,9 |
2498,2 |
30,1 |
акцизы |
160,5 |
101,5 |
144,0 |
1,7 | ||
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1637,5 |
1,7 |
1006,3 |
13,7 |
1408,3 |
17,0 |
Неналоговые доходы |
4041,9 |
43,6 |
3441,3 |
46,9 |
3903,5 |
47,0 |
из них: |
||||||
доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности |
150,5 |
1.6 |
421,3 |
5,7 |
427,8 |
5,2 |
доходы от внешнеэкономической |
3548,9 |
38,3 |
2683,3 |
36,6 |
3227,7 |
38,9 |
Безвозмездные поступления |
1,3 |
0,01 |
6,2 |
0,08 |
0,3 |
0,00 |
Всего доходов |
9275,9 |
100 |
7337,8 |
100 |
8305,4 |
100 |
Всего в январе-октябре 2011 года в ФБ поступило 8211,1 млрд. рублей администрируемых доходов, что в 1,4 раза больше, чем в январе-октябре 2010 года. Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (40%), налога на добычу полезных ископаемых (44%) и налога на прибыль (8%).
Структура налоговых доходов ФБ за январь-октябрь 2010-2011 гг.5
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-октябре 2011 года составили 287,9 млрд. рублей. По сравнению с январем-октябрем 2010 года поступления увеличились на 84,9 млрд. рублей, или в 1,4 раза. Поступления НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в январе-октябре 2011 года составили 1 485,1 млрд. рублей и по сравнению с январем-октябрем 2010 года увеличились на 32,1%.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-октябре 2011 года 191,9 млрд. рублей и увеличились относительно января-октября 2010 года более чем в 2 раза. Это обусловлено, в основном, изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты.
Налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в январе-октябре 2011 года поступило в ФБ 1637,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти - 1505,7 млрд. рублей, на добычу газа - 111,7 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений - 4,7 млрд. рублей. По сравнению с январем-октябрем 2010 года поступления НДПИ увеличились в 1,7 раз, что обусловлено повышением цены на нефть (с 75,5$ в декабре 2009 года – сентябре 2010 года до 107,7$ в декабре 2010 года – сентябре 2011 года, или на 42,6%).
Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с нормативно-правовым регулированием и распределением денежных средств государства, предназначенных для финансирования затрат на оказание государственных услуг, и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
В соответствии с действующим в РФ законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
В таблице 3 приведены расходы федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012-2014 гг.
Таблица 3
Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов за 2011г. и плановый период 2012-2014 гг.6
млрд. рублей | |||||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||||
проект |
% к предыдущему году |
проект |
% к предыдущему году |
проект |
% к предыдущему году | ||
ВСЕГО |
11 027,1 |
12 656,4 |
114,8 |
13 730,6 |
108,5 |
14 582,9 |
106,2 |
Общегосударственные вопросы |
844,6 |
832,9 |
98,6 |
831,0 |
99,8 |
814,2 |
98,0 |
Национальная оборона |
1 537,4 |
1 853,3 |
120,5 |
2 329,4 |
125,7 |
2 737,4 |
117,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 242,1 |
1 822,0 |
147,4 |
1 981,3 |
108,8 |
2 072,5 |
104,7 |
Национальная экономика |
1 784,9 |
1 797,2 |
100,7 |
1 720,5 |
95,7 |
1 653,0 |
96,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
234,1 |
136,0 |
58,1 |
104,3 |
76,7 |
73,8 |
70,8 |
Охрана окружающей среды |
17,6 |
21,7 |
123,3 |
22,6 |
104,2 |
23,6 |
104,7 |
Образование |
560,0 |
603,5 |
107,8 |
558,9 |
92,6 |
499,5 |
89,4 |
Культура, кинематография |
88,0 |
86,2 |
98,0 |
84,6 |
98,1 |
82,7 |
97,8 |
Здравоохранение |
503,7 |
551,1 |
109,4 |
503,3 |
91,3 |
461,8 |
91,8 |
Социальная политика |
3 135,3 |
3 895,9 |
124,3 |
4 155,3 |
106,7 |
4 163,6 |
100,2 |
Физическая культура и спорт |
44,0 |
40,8 |
92,8 |
40,3 |
98,7 |
27,7 |
68,8 |
Средства массовой информации |
61,3 |
73,5 |
120,0 |
70,6 |
96,0 |
65,5 |
92,8 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
350,7 |
388,4 |
110,8 |
482,3 |
124,2 |
579,2 |
120,1 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
623,4 |
553,9 |
88,9 |
503,0 |
90,8 |
494,7 |
98,3 |