Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Экономическое содержание бюджета ……………………………… ..5
1.1. Сущность бюджета и принципы построения……………………………..5
Глава 2. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ …………………..8
2.1 Расходы государственного бюджета……………………………….………10
2.1. Доходы государственного бюджета …………………………………….12
2.3 Дефицит бюджета и государственный кредит…………………………...14
Практическая часть…………………………………………………………….18
Заключение ………………………………………………………………………22
Список литературы …………………………………………………………….. 23

Файлы: 1 файл

Контрольня бюджетная система и бюдж. устройство.docx

— 52.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение …………………………………………………………………………  3

Глава 1. Экономическое содержание бюджета ……………………………… ..5

1.1. Сущность бюджета и принципы построения……………………………..5

Глава 2. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ …………………..8

2.1 Расходы государственного бюджета……………………………….………10

2.1. Доходы государственного бюджета …………………………………….12

2.3 Дефицит бюджета и государственный кредит…………………………...14

Практическая часть…………………………………………………………….18

Заключение ………………………………………………………………………22

Список литературы …………………………………………………………….. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.

Бюджет является основным, универсальным финансовым планом государства, поскольку кроме него действуют и другие финансовые планы: сметы, балансы предприятий, учреждений, организаций. Кроме того, бюджет государственного или муниципального образования охватывает практически все области, группы общественных отношений, где государство осуществляет свои функции. Исключение сделано лишь для некоторых групп общественных отношений, финансирование которых происходит в форме внебюджетных целевых фондов.

Российская Федерация является федеративным государством, признающим права местного самоуправления. Поэтому бюджетную систему РФ можно определить как основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Цель курсовой работы - изучить бюджетную систему и бюджетное устройство РФ.

Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:

  • Раскрыть понятие, сущность бюджета и принципы его построения
  • Изучить бюджетную систему и бюджетное устройство Российской Федерации
  • Рассмотреть доходы, расходы государственного бюджета
  • Раскрыть понятие дефицит бюджета и государственный кредит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Экономическое содержание бюджета

1.1. Сущность бюджета и принципы построения

   Бюджет – это форма  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

   Госбюджет – главное звено финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

    -  вмешательство в экономику;

    -  поддержание государственного аппарата управления;

    -  правоохранительные органы и судоустройство;

    -  медицина, здравоохранение и образование;

    -  оборона страны.

   Госбюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение НД и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

   Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов. 

   Госбюджет выполняет следующие функции:

     -  перераспределительную (перераспределение ВВП);

     -  регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);

     -  стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);

    -  контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

   Принципы построения госбюджета:

     1.  Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).

     2.  Разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюджетной системы.

     3.  Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).

     4.  Сбалансированность бюджета (нет дефицита. Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней).

    5.  Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.

    6.  Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).

    7.  Полнота отражения доходов и расходов бюджета.

    8.  Гласность.

    9.  Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.

   Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого, принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая политика (в т.ч. налоговая).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

   Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную  систему государства. Взаимосвязь  между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения  бюджетной системы называют бюджетным  устройством.

   Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней законодательными актами, ролью бюджета в общественно воспроизводстве и социальных процессах. От формы государственного и административного устройства зависит также построение бюджетной системы.

   По степени разделения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на:

   -  унитарные;

   -  федеративные;

   -  конфедеративные.

Бюджетная система унитарного государства состоит из 2 звеньев – государственного и местного бюджетов.

Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

   Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.

   Бюджетная система России состоит из 3 звеньев:

     -  федерального бюджета РФ;

     -  бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, называемых бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами.

     -  местных бюджетов (городские, районные, поселковые, сельские).

   Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета, 56 краевых и областных бюджетов, включая 1 автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов.

   Федеральный бюджет служит основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона.

  Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

   В РФ принят Бюджетный кодекс от 31 июля 1998г. N 145-ФЗ.

   Составление проекта федерального бюджета осуществляется   Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

   Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего финансового года. Правительство готовит проект бюджетного послания и представляет его Президенту. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования в печати.

   Бюджетное послание Президента направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.     

   Минфин организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета государства; представляет проект бюджета в Правительство страны. После одобрения Правительством проекта федерального бюджета он рассматривается и принимается Государственной Думой и Советом Федерации.

   В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Думу Совет Думы направляет его в Комитет по бюджету для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов определенным требованиям. Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в 4-х чтениях.

     После утверждения основных характеристик проекта бюджета утверждаются бюджетные ассигнования по статьям в соответствии с функциональной бюджетной классификацией. В рамках утверждаемых бюджетных статей данной классификации любой вид ассигнований на сумму, равную или превышающую 1 млрд. рублей, должен быть указан отдельной строкой.

   С 15 октября по 30 ноября Федеральное Собрание постатейно утверждает бюджет в форме закона.

2.1. Расходы государственного бюджета

 

   Расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

   Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели.

   Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

     -  обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление;

     -  функционирование федеральной судебной системы;

     -  осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (культурное, научное и информационное сотрудничество, взносы в международные организации);

     -  национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

          -  поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

   В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на:

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ