Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 16:45, курсовая работа
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Экономическое содержание бюджета ……………………………… ..5
1.1. Сущность бюджета и принципы построения……………………………..5
Глава 2. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ …………………..8
2.1 Расходы государственного бюджета……………………………….………10
2.1. Доходы государственного бюджета …………………………………….12
2.3 Дефицит бюджета и государственный кредит…………………………...14
Практическая часть…………………………………………………………….18
Заключение ………………………………………………………………………22
Список литературы …………………………………………………………….. 23
- текущие (на обеспечение текущих потребностей);
- капитальные (на инвестиционные нужды) или бюджет развития.
К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) ЖКХ, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, не включенные в расходы развития.
К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие. Именно этот бюджет определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.
Средства из бюджета развития используются на конкурсной, возвратной, срочной и платной основах для реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики.
Расходы государства в сфере материального производства занимают наибольшую долю в расходной части как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов федераций и местных бюджетов.
В составе доходов и расходов федерального бюджета выделены следующие целевые бюджетные фонды:
- Федеральный дорожный фонд РФ;
- Фонд развития таможенной системы;
- Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- Фонд развития федеральной пограничной службы;
- Фонд Министерства РФ по атомной энергии;
- Федеральный фонд ИФНС РФ;
- Федеральный экологический фонд;
- Государственный фонд борьбы с преступностью.
Целевые бюджетные фонды гарантируют с большей надежностью их использование по назначению.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.
В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.
Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличеность.
Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер.
Доходная часть бюджета формируется в основном из налогов. Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов. Также значительная доля поступлений приходится на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных денежных знаков.
Среди неналоговых доходов федерального бюджета можно выделить доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от реализации государственных запасов и от внешнеэкономической деятельности.
Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами.
Нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства. Они называются регулирующими доходами.
Инвестиции и другие капитальные расходы производятся за счет средств федерального бюджета, когда их значимость выходит за рамки региональных интересов.
Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни – косвенные налоги и налоги с юридических лиц.
Агрегированную схему доходов и полученных официальных трансфертов можно представить в следующем виде:
1. Текущие доходы:
1.1. Налоговые поступления
- подоходные налоги, налоги на прибыль и прирост капитала;
- отчисления в государственные социальные фонды;
1.2. Неналоговые поступления
- доходы от собственности и предпринимательской деятельности;
- административные сборы и платежи, доходы от продаж;
2. Доходы от операций с капиталом
- продажа основного капитала;
- доходы от реализации государственных запасов;
3. Полученные официальные трансферты
- от нерезидентов;
Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами;
При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.
Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления, не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.
Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники в следующих формах:
- кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;
2) внешние источники в следующих формах:
- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Государственный кредит – это часть государственных финансов. Государственный кредит – это система распределительных денежных отношений государства с физическими и юридическими лицами по поводу:
- мобилизации временно свободных денежных средств на началах срочности, возвратности, возмездности;
- выдачи бюджетных средств на тех же началах – возвратности, срочности, платности.
Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. В отношении других государств РФ может выступать как должником, так и кредитором.
Государственный кредит выступает как инструмент перераспределения финансовых ресурсов. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга. Основой государственного кредита являются возвратность и платность. Его отличают более низкие процентные ставки.
Он выполняет две функции:
1) фискальную (формирование централизованных денежных фондов);
2) регулирующую (сокращение или увеличение денежной массы).
Государственный кредит оказывает положительное влияние на производство и занятость.
Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций и других государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет государству привлекать дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.
Государственный долг – это долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными государствами.
Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Госдолг делится:
1. Внутренний и внешний.
2. Основной и текущий.
Государственный внутренний долг РФ означает долговой обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами.
Государственный внешний долг – это задолженность в инвалюте по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Основным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.
Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.
Мировой опыт свидетельствует,
что госдолг не должен
Практическая часть
Задача 15.
Банк предоставил организации ссуду в сумме 120 тыс . руб. на полгода под простой дисконт 60 процентов в год. Какая сумма будет выдана организации в момент получения ссуды ( тыс. руб.)
Решение:
S=P*(1-dt), где:
S – Наращенная сумма
P – Размер размещенных средств
d – процент
t – период
S= 120000*(1-0.6*0.5)=84000 тыс.руб
Вывод: При 60-типроцентном дисконте, организация получит 84000 тыс. руб в момент получения ссуды.
Задача 30.
Руководство предприятия намерено увеличить выручку от реализации на 10 % ( с 70000 тыс. руб. до 77000 тыс. руб. ), не выходя за пределы релевантного диапазона. Общие переменные издержки составляют для исходного варианта 45000 тыс. руб. Постоянные издержки равны 8000 тыс руб. Рассчитайте порог рентабельности, запас финансовой прочности, прибыль и силу воздействия операционного рычага.
Решение:
Показатель |
Исходный вариант |
Вариант 10 процентного роста выручки |
Выручка от реализации – В, тыс. руб. |
70000 |
77000 |
Переменные издержки – VC, тыс. руб. |
45000 |
49500 |
Валовая маржа |
70000-45000=25000 |
27500 |
Коэффициент валовой маржи |
25000/70000=0,357 |
27500/77000=0,357 |
Постоянные издержки – FC, тыс. руб. |
8000 |
8000 |
Порог рентабельности, тыс. руб.
|
8000/0,357=22408,9 |
|
Запас финансовой прочности, тыс. руб.
|
70000-22408,9=47591,1 |
77000-22408,9=54591,1 |
Запас финансовой прочности, %
|
47591,1/70000*100%=68% |
57591,1/77000*100%=74,8% |
Прибыль, тыс. руб.
|
47591,1*0,357=16990 |
57591,1*0,357=20560 |
Сила воздействия операционного рычага
|
25000/16990=1,47 |
27500/20560=1,33 |
Вывод: Расчет показывает, что по мере удаления выручки от порогового ее значения сила воздействия операционного рычага ослабевает, а запас финансовой прочности увеличивается. Это связано с относительным уменьшением постоянных издержек в релевантном диапазоне.
Задача 45
месяц |
Операция |
Количество (шт.) |
Цена за единицу |
Январь |
закуплено |
20000 |
8 |
Февраль |
Закуплено |
1000 |
9 |
Март |
Продано |
17000 |
11 |
Апрель |
продано |
1000 |
12 |
Май |
закуплено |
5000 |
10 |
Июнь |
Продано |
450 |
13 |
Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ