Бюджетное устройство и бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 23:25, реферат

Описание работы

В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Рассмотрение вопросов, связанных с бюджетной системой и бюджетным устройством невозможно проводить в отрыве от государства, поскольку они являются неотъемлемой частью государственного устройства.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………..3
2. Бюджетное устройство и бюджетная система…………………………….4
2.1 Понятие и сущность бюджета…………………………………………….4
2.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………...……8
3. Бюджетный процесс…………………………………………………..……13
4. Заключение…………………………………………………………………17
5. Список используемой литературы……………………………….………20

Файлы: 1 файл

реферат по финансам.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  сельского хозяйства РФ

Департамент научно-технологической  политики и образования

ФГБОУ ВПО ВолГАУ

                                                  Кафедра экономический анализ и финансы

                                                                              

 

 

                                              

Реферат

НА ТЕМУ:

   «Бюджетное устройство и бюджетный процесс».

 

 

 

 

                                                              Выполнила:

 Студента гр. БЭЭ-23

                                                                                            Самарцева  Н. С.

                                                                                            Проверила:

                                                                                            Шашкова Г.М

 

 

                                                  

                                                     

Волгоград  2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение……………………………………………………………………..3

2. Бюджетное устройство и бюджетная система…………………………….4

2.1 Понятие и сущность бюджета…………………………………………….4

2.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………...……8

3. Бюджетный процесс…………………………………………………..……13

4. Заключение…………………………………………………………………17

5. Список используемой литературы……………………………….………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

В любой стране государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных  расходов, государственного кредита - в их действии. Именно с помощью  бюджета государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового  и многоуровневого перераспределения  средств, как бюджет. Рассмотрение вопросов, связанных с бюджетной системой и бюджетным устройством невозможно проводить в отрыве от государства, поскольку они являются неотъемлемой частью государственного устройства.

Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства.

Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное устройство – организация и принципы построения бюджетной системы, функционирующей в соответствии с бюджетным законодательством.

Бюджетное устройство представляет собой  совокупность бюджетной системы, принципов  бюджетной системы и бюджетной  классификации.

Бюджетный кодекс РФ является основным нормативным актом, который устанавливает  правовые основы бюджетной системы  Российской Федерации.

 

 

 

 

2. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

2.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  БЮДЖЕТА

Бюджет как категория экономическая, это централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов.

Бюджет как правовая категория  представляет собой форму образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления (ст.6 Бюджетного кодекса РФ). В данном определении выделяют следующие  признаки:

  1. Бюджет — это общегосударственный, централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов.
  2. Бюджет — это финансовый план государства, в котором указаны его доходы и расходы в предстоящем году.
  3. Бюджет — это основной финансовый план государства, на основании и во исполнение которого принимаются остальные финансовые планы.

Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах (рис.1).

Рисунок 1 – Понятие и  сущность бюджета

Субъектами бюджетных  правоотношений являются:

  • государство, национально-государственные и административно-территориальные образования (РФ и ее субъекты, которые участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы в интересах РФ или субъектов РФ в целом);
  • представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;
  • организации — получатели бюджетных средств.

К бюджетным правоотношениям относятся:

  • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
  • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

Основными функциями бюджета являются:

1) перераспределение национального  дохода и ВВП;

2) государственное регулирование  и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение  социальной политики;

4) контроль за образованием и использованием денежных средств.

Инструментом обеспечения  соблюдения принципов бюджетной  системы является бюджетная классификация — установленная группировка доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита, видов внутреннего и внешнего долга, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней и обеспечивающая сопоставимость их показателей. Бюджетная классификация имеет большое организующее значение и включает четыре вида обязательных группировок (классификаций):

1) доходов бюджетов;

2) расходов бюджетов;

3) источников финансирования  дефицитов бюджетов;

4) операций публично-правовых  образований (классификация операций  сектора государственного управления)

Бюджетная классификация  позволяет систематизировать информацию о состоянии бюджетной системы, она утверждается федеральным законом  и является единой для всех уровней  бюджетной системы.

Бюджет как система  экономических отношений имеет  две взаимосвязанные составляющие: отношения по поводу образования  бюджетного фонда за счет различных  видов доходов и по поводу его  использования в форме бюджетных  расходов. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.

Доходы бюджета формируются за счет налогов и неналоговых доходов (например, от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики.

Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций — распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

Если запланированные  доходы бюджета превышают расходы  бюджета, то это называется бюджетным профицитом (профицитом бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетным дефицитом (дефицитом бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов (секвестр). При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам.

Основным источником бюджетного права является Конституция РФ, устанавливающая форму государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации (ст. 5). Гл. 3 Конституции РФ, посвященная федеративному устройству России, определяет предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения.

Совокупность правовых норм, регулирующих бюджетные отношения, составляет бюджетное законодательство. В соответствии со ст.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих соответствующие бюджетные отношения.

 

2.2 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО  И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

Понятие «бюджетное устройство» шире понятия «бюджетная система», и представляет собой организационно-правовое построение бюджетной системы, позволяющее выделить в ее составе структурные подразделения (виды бюджетов, звенья) и определить формы взаимосвязей между ними; базируется на государственном устройстве, отражая взаимосвязи, характерные для последнего. Бюджетное устройство включает в себя три составляющие:

1) бюджетную систему;

2) бюджетные права, которыми  наделяются органы публичной  власти соответствующего уровня;

3) принципы разграничения, распределения  и перераспределения доходов  и расходов между звеньями  бюджетной системы и видами  бюджетов

Бюджетное устройство основано на экономических  отношениях и юридических нормах, определяющих компетенцию центральных  и местных органов власти по осуществлению  бюджетного процесса, по взаимоотношениям между различными видами бюджетов и  т.п. Бюджетное устройство находится  в непосредственной зависимости  от государственного устройства (федеративное или унитарное государство).

В унитарных государствах (Япония, Италия, Франция, Англия, Украина, Польша), как правило, имеются два уровня бюджетов: государственный и местные. В федеративных государствах (Россия, США, Германия, Канада и др.) – три звена: федеративный бюджет, членов федерации (штатов, кантонов, республик) и местные бюджеты. Составными элементами бюджетной системы являются ее структура, принципы построения и организация функционирования.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой.

В статье 28 Бюджетного кодекса РФ закреплены следующие принципы построения бюджетной системы: единство; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность; адресность и целевой характер бюджетных средств.

Бюджетная система Российской Федерации  представляет собой совокупность бюджетов трех уровней, основанную на экономических  отношениях и юридических нормах. Ст.10 Бюджетного кодекса РФ определяет следующую структуру бюджетной  системы :

Первый уровень — федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ;

Второй уровень — бюджеты  субъектов РФ и территориальных  государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень — местные  бюджеты, в том числе: бюджеты  муниципальных районов, бюджеты  городских округов, бюджеты внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений (ст. 10 БК РФ). Устройство Российского государства на федеративных началах, а также наличие местного самоуправления являются объективными факторами для бюджетной компетенции субъектов РФ.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетный процесс