Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 23:25, реферат
В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Рассмотрение вопросов, связанных с бюджетной системой и бюджетным устройством невозможно проводить в отрыве от государства, поскольку они являются неотъемлемой частью государственного устройства.
1. Введение……………………………………………………………………..3
2. Бюджетное устройство и бюджетная система…………………………….4
2.1 Понятие и сущность бюджета…………………………………………….4
2.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………...……8
3. Бюджетный процесс…………………………………………………..……13
4. Заключение…………………………………………………………………17
5. Список используемой литературы……………………………….………20
Министерство сельского хозяйства РФ
Департамент научно-технологической политики и образования
ФГБОУ ВПО ВолГАУ
Реферат
НА ТЕМУ:
«Бюджетное устройство и бюджетный процесс».
Студента гр. БЭЭ-23
Волгоград 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение…………………………………………………………
2. Бюджетное устройство и бюджетная система…………………………….4
2.1 Понятие и сущность бюджета…………………………………………….4
2.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………...……8
3. Бюджетный процесс…………………………………………………..……
4. Заключение……………………………………………………
5. Список используемой литературы……………………………….………20
В любой стране государственный
бюджет - ведущее звено финансовой
системы, единство основных финансовых
категорий: налогов, государственных
расходов, государственного кредита -
в их действии. Именно с помощью
бюджета государство имеет
Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства.
Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетное устройство – организация и принципы построения бюджетной системы, функционирующей в соответствии с бюджетным законодательством.
Бюджетное устройство представляет собой совокупность бюджетной системы, принципов бюджетной системы и бюджетной классификации.
Бюджетный кодекс РФ является основным нормативным актом, который устанавливает правовые основы бюджетной системы Российской Федерации.
2. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
2.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА
Бюджет как категория экономическая, это централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов.
Бюджет как правовая категория
представляет собой форму образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах (рис.1).
Рисунок 1 – Понятие и сущность бюджета
Субъектами бюджетных правоотношений являются:
К бюджетным правоотношениям относятся:
Основными функциями бюджета являются:
1) перераспределение
2) государственное регулирование и стимулирование экономики;
3) финансовое обеспечение социальной политики;
4) контроль за образованием и использованием денежных средств.
Инструментом обеспечения соблюдения принципов бюджетной системы является бюджетная классификация — установленная группировка доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита, видов внутреннего и внешнего долга, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней и обеспечивающая сопоставимость их показателей. Бюджетная классификация имеет большое организующее значение и включает четыре вида обязательных группировок (классификаций):
1) доходов бюджетов;
2) расходов бюджетов;
3) источников финансирования дефицитов бюджетов;
4) операций публично-правовых
образований (классификация
Бюджетная классификация
позволяет систематизировать
Бюджет как система
экономических отношений имеет
две взаимосвязанные
Доходы бюджета формируются за счет налогов и неналоговых доходов (например, от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики.
Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций — распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетным профицитом (профицитом бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетным дефицитом (дефицитом бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов (секвестр). При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам.
Основным источником бюджетного права является Конституция РФ, устанавливающая форму государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации (ст. 5). Гл. 3 Конституции РФ, посвященная федеративному устройству России, определяет предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения.
Совокупность правовых норм, регулирующих бюджетные отношения, составляет бюджетное законодательство. В соответствии со ст.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих соответствующие бюджетные отношения.
2.2 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
Понятие «бюджетное устройство» шире понятия «бюджетная система», и представляет собой организационно-правовое построение бюджетной системы, позволяющее выделить в ее составе структурные подразделения (виды бюджетов, звенья) и определить формы взаимосвязей между ними; базируется на государственном устройстве, отражая взаимосвязи, характерные для последнего. Бюджетное устройство включает в себя три составляющие:
1) бюджетную систему;
2) бюджетные права, которыми
наделяются органы публичной
власти соответствующего
3) принципы разграничения,
Бюджетное устройство основано на экономических отношениях и юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по осуществлению бюджетного процесса, по взаимоотношениям между различными видами бюджетов и т.п. Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство).
В унитарных государствах (Япония, Италия, Франция, Англия, Украина, Польша), как правило, имеются два уровня бюджетов: государственный и местные. В федеративных государствах (Россия, США, Германия, Канада и др.) – три звена: федеративный бюджет, членов федерации (штатов, кантонов, республик) и местные бюджеты. Составными элементами бюджетной системы являются ее структура, принципы построения и организация функционирования.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой.
В статье 28 Бюджетного кодекса РФ закреплены следующие принципы построения бюджетной системы: единство; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность; адресность и целевой характер бюджетных средств.
Бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность бюджетов трех уровней, основанную на экономических отношениях и юридических нормах. Ст.10 Бюджетного кодекса РФ определяет следующую структуру бюджетной системы :
Первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
Второй уровень — бюджеты субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов;
Третий уровень — местные
бюджеты, в том числе: бюджеты
муниципальных районов, бюджеты
городских округов, бюджеты внутригородских
муниципальных образований
Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетный процесс