Бюджетное устройство и бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 23:25, реферат

Описание работы

В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Рассмотрение вопросов, связанных с бюджетной системой и бюджетным устройством невозможно проводить в отрыве от государства, поскольку они являются неотъемлемой частью государственного устройства.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………..3
2. Бюджетное устройство и бюджетная система…………………………….4
2.1 Понятие и сущность бюджета…………………………………………….4
2.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………...……8
3. Бюджетный процесс…………………………………………………..……13
4. Заключение…………………………………………………………………17
5. Список используемой литературы……………………………….………20

Файлы: 1 файл

реферат по финансам.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

 

       Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет РФ. Консолидированный бюджет используется в процессе бюджетного планирования и прогнозирования и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей федерального, регионального и местных бюджетов (рис.2.)

Рисунок 2 – Консолидированный бюджет Российской Федерации

Главное звено  бюджетной системы — федеральный бюджет России (республиканский бюджет), в котором концентрируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны. Республиканский бюджет утверждается Федеральным Собранием РФ как закон. Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве — бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с действующим законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций кредитных ресурсов.

Закрепленные  доходы — это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местным бюджетом — налог на имущество физических лиц.

Регулирующие  доходы — это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджетному звену сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Основная часть налоговых доходов субъектов Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет регулирующих доходов. Для регулирования бюджета применяется и метод оказания прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе (межбюджетный трансфер). Такая поддержка предоставляется в виде дотаций, субвенций, иных межбюджетных трансфертов бюджетам.

Вне федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ образуются государственные внебюджетных фонды, создаваемые в целях эффективной реализации социальных задач, в том числе: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д. Основам правового регулирования социальных внебюджетных фондов уделено специальное внимание в Бюджетном кодексе РФ. Государственными внебюджетными фондами РФ являются

1) Пенсионный фонд РФ;

2) Фонд социального страхования  РФ;

3) Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования;

4) Государственный фонд  занятости населения РФ.

Проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов  в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами  соответствующих бюджетов на очередной  финансовый год.

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ рассматриваются  и утверждаются Федеральным Собранием  в форме федеральных законов  одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов  субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о  бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов  РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Доходы государственных  внебюджетных фондов формируются за счет:

  • обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

Расходование средств  государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами  указанных фондов, утвержденными  федеральными законами, законами субъектов  РФ.

Таким образом, бюджетная  система представляет собой основанную на экономических отношения и  юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и  местных бюджетов.

 

3. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

         Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Организация бюджетного процесса построена  на следующих принципах.

  • Принцип единства выражается в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации, необходимой для составления консолидированного бюджета РФ и территорий, единстве денежной системы.
  • Принцип самостоятельности бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определения направления их использования.
  • Балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов. Важное условие данного метода — соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов.

Деятельность государства от начала составления федерального бюджета  до утверждения отчета об его исполнении длится около трех с половиной  лет. Этот срок называется бюджетным циклом. Бюджет действует в течение одного года — с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год длится на территории России 12 месяцев. Затем в соответствии с законом для завершения бюджета предоставляется еще один льготный месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Таким образом, данный период включает срок с 1 января по 31 декабря и плюс еще один льготный месяц.

Участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия .

 

Участниками бюджетного процесса также  являются бюджетные учреждения, государственные  и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Бюджетный процесс включает пять стадий оставление проекта бюджета; 2) рассмотрение и утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) составление отчета об исполнении бюджета; 5) утверждение отчета. Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть соблюдены в установленные законодательством сроки. Помимо стадий бюджетного процесса Бюджетный кодекс РФ определяет порядок осуществления государственного и муниципального финансового контроля за исполнением бюджета, ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ.

 

В ст.151 Бюджетного кодекса РФ определена структура органов, обладающих бюджетными полномочиями, в которую входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый из них имеет собственные задачи и действует в пределах своей компетенции. Структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента РФ.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. перераспределение бюджетных ресурсов между бюджетами разных уровней. В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней используются различные методы бюджетного регулирования:

закрепленные доходы — доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет;

регулирующие доходы — доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год;

дотации — бюджетные средства, представляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

субвенции — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы РФ, физическому  или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

трансферт — перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня;

секвестр — специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета;

бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах;

бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Исполнение бюджета имеет своей целью обеспечить поступление доходов и финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетов: федерального, субъектов федерации, местных. Оперативный документ, на основе которого осуществляется исполнение бюджета — поквартальная роспись доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации и распорядителям бюджетных ассигнований. Утверждается бюджетная роспись Правительством или финансовым органом исполнительной власти. Это право регламентируется законодательством — федеральным или соответствующего субъекта федерации.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка  составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения Бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы  РФ признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю следующих мер принуждения: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; наложение штрафа; блокировка расходов; изъятие бюджетных  средств; начисление пени; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; иные меры. В БК РФ названы виды нарушений бюджетного законодательства.

Бюджетный контроль — составная часть финансово-экономического контроля, совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, субъектов РФ и местных органов местного самоуправления.

Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.

Органами финансового контроля являются:

1) Счетная палата Российской  Федерации;

2) контрольные и финансовые органы  исполнительной власти;

3) контрольные органы законодательных  (представительных) органов субъектов  Российской Федерации и представительных  органов местного самоуправления.

Осуществление отдельных бюджетных  полномочий может быть возложено  на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Субъекты РФ в  целях осуществления собственной  бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством  субъекта РФ. Муниципальные образования  в целях обслуживания местного бюджета  и управления средствами местного бюджета  создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством  РФ.

 

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, кратко отметим следующее:

Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию. Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство), от социально-экономического строя общества. Основой бюджетного устройства Российской Федерации является бюджетный федерализм, реализуемый посредством единой бюджетно-налоговой политики государства. Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

- I уровень - федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- II уровень - бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

- III уровень - местные бюджеты.

Помимо вышеперечисленных видов  бюджетов существует консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, который включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов РФ.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетный процесс