Бюджетное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 05:17, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики, когда товарно – денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Сущность бюджета и бюджетное устройство.
2.1. Принципы построения бюджетной системы.
3.1. Бюджетная классификация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Бюджетное устройство РФ.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Функция планирования бюджетов предполагает:

• определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;

• разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;

• определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;

• разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных ;

• разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;

• разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

Функция организации бюджетов предполагает:

• определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;

•определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

•выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;

• разграничение  полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;

• определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;

• определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

• контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

• контроль за целевым,   экономным   и   эффективным   использованием   бюджетных           ресурсов    и средств   внебюджетных

фондов.

 

2.1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ.

 

Принципы        как  исходные      и  основополагающие         данные любого  процесса  и   любой   системы  присущи  и   бюджетной   системе.  Они  позволяют  характеризовать   бюджетную  систему   с различных   сторон,   анализировать   ее  по   различным   показателям   в   интересах     оптимизации   бюджетов   различных   уровней   и   бюджетного   процесса   в   целом.   Принципы,   лежащие   в основе   бюджетов   и   бюджетной   системы   в   целом ,  можно  разделить   на    две   группы :

•  общие   принципы   или   принципы   бюджетности ,   характеризующие        бюджет    как   научную     категорию;

•  принципы системности ,  характеризующие  бюджет как систему.

Бюджетная система  Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Основными принципами бюджетной  системы Российской Федерации являются:

1. Принцип единства бюджетной  системы Российской Федерации.  Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.

2. Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации. Принцип этот состоит  в закреплении (полностью или  частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.

3. Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов  означает:

а) право законодательных (представительных) органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс,

б) наличие собственных  источников доходов оборотов каждого  уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством  России;

в) законодательное  закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов  соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

г) право органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.

4. Принцип полноты  отражения доходов и расходов  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов. Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.

   Налоговые  кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и иных  обязательных платежей учитываются  по доходам бюджетов, бюджетов  государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и  рассрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

5. Принцип сбалансированности  бюджетов. Сбалансированность бюджетов  означает, что объем предусмотренных  расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.

7. Принцип гласности. Принцип гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

8. Принцип достоверности  бюджета. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный  кодекс Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ доходы бюджета и поступления  из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств — из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Действия должностных  лиц, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, к расходованию их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

 

3.1. Бюджетная  классификация.

 

Бюджетная классификация  – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемых для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающих сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Бюджетные доходы и расходы по своему составу, источникам, направлениям использования и иным признакам разнообразны.

Обязательным  условием функционирования и эффективности всего бюджетного процесса является регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат. В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей, дающая возможность представить в социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирование доходов и направление средств, их состав и структуру. Ясность, четкость являются основными важнейшими требованиями, которые предъявляются к бюджетной классификации. Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет увидеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и тем самым повлиять на ход экономических и социальных процессов. Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей помогают делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов. Группировка расходов и доходов облегчает проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей. Классификация помогает создать условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению. Классификация помогает сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует экономному расходованию средств, контролю за соблюдением финансовых планов.

В условиях самостоятельности  всех звеньев бюджетной системы  классификация становится базой  для единого методологического  подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости  бюджетных показателей в территориальном, отраслевом разрезе.

Бюджетная классификация  является обязательной для всех учреждений и организаций и строится в  соответствии с требованиями, которые  определяются бюджетным законодательством  РФ.

Согласно БК РФ, бюджетная классификация включает:

1) классификация  доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

2) классификация  доходов бюджетов РФ включает  в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Экономическая классификация доходов – это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Группы доходов  состоят из статей доходов, которые  объединяют виды доходов по источникам и способам их получения. Все бюджетные  доходы объединены в четыре группы: 1) «налоговые доходы» включают подгруппы: налоги, взимаемые от фонда оплаты труда, прямые налоги, прирост капитала, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на имущество, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и иные виды налогов, пошлин;

2) «неналоговые  доходы» включают: доходы от имущества,  которое находится в собственности  муниципальной или государственной;  административные платежи и сборы;  штрафные санкции, возмещение  ущерба; доходы от реализации  имущества, которое находилось в муниципальной или государственной собственности; доходы от продажи земли и нематериальных активов; доходы от внешнеэкономической деятельности; поступление капитальных трансфертов из негосударственных источников и др.;

 

3) «безвозмездные  перечисления» – перечисления от государственных предприятий, от государственных внебюджетных фондов, от нерезидентов, от бюджетов других уровней, от наднациональных организаций;

4) «перечисления  от государственных бюджетных  фондов» – дорожный и экологический  фонды.

Администраторы  поступлений в бюджеты всех уровней  бюджетной системы РФ – это  органы государственной власти, Центральный  банк РФ, органы местного самоуправления, органы управления государственных  внебюджетных фондов, а также бюджетные  учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Функциональная  классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы  РФ и отражает направление бюджетных  средств на выполнение основных функций  государства и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.

Ее первым уровнем  являются разделы, которые определяют расходование бюджетных средств  на выполнение функций государства. Этот уровень включает следующие  разделы:

Информация о работе Бюджетное устройство России