Бюджетно-финансовая политика госудраства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 18:29, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение бюджетно-финансовая политики . Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• Сущность и значение бюджетной политики
• Сущность и значение финансовой политики
• Бюджетно-финансовая политика в рыночной экономике

Содержание работы

Введение …………………………………………………………...…..2
Сущность и значение бюджетной политики……………………....3
Сущность и значение финансовой политики…………………..…8
Бюджетно-финансовая политика в рыночной экономике……....9
Заключение……………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

финансы Закончена.docx

— 32.03 Кб (Скачать файл)

Введение  …………………………………………………………...…..2

Сущность  и значение бюджетной политики……………………....3

Сущность  и значение финансовой политики…………………..…8

Бюджетно-финансовая политика в рыночной экономике……....9

         Заключение……………………………………………………………..15

         Список литературы……………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее  время Россия вступила в качественно  новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как  рыночную структуру, происходит относительная  стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции  государства и местных органов  самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы  не дают пока желаемого результата. Важнейшей причиной тому обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы. Однако, в конечном счете, все упирается в отсутствие целостной научно обоснованной концепции, стратегии и тактики развития государственного (муниципального) финансового  хозяйства.

В современных  условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной бюджетно-финансовой политики в масштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретают особую значимость. Последний аспект является сейчас наиболее важным. Финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при условии финансового благополучия ее многочисленных территорий. Отсюда - значимость проблем разработки концепции эффективной бюджетной политики.

Целью данной работы является изучение бюджетно-финансовая политики . Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

 

  • Сущность и значение бюджетной политики
  • Сущность и значение финансовой политики
  • Бюджетно-финансовая политика в рыночной экономике

1.Сущность и значение бюджетной политики

Государственный бюджет занимает центральное место  в системе государственных финансов. Государственный бюджет – это  финансовый план государства на текущий  финансовый год, имеющий силу закона. По определению Бюджетного кодекса  Российской Федерации, бюджет - это  форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих  друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

Доходная  часть показывает, откуда поступают  средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют  больше из своих доходов. Структура  доходов непостоянна и зависит  от конкретных экономических условий  развития страны, рыночной конъюнктуры  и осуществляемой экономической  политикой политики. Любое изменение  структуры бюджетных доходов  отражает изменения в экономических  процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо  отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда  не существует, т.к. по мере поступления  доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как  по объему, так и по срокам поступления  и использования.

Бюджетная система - основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

Организационное построение бюджетной системы всецело  зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных  государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные  бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным  и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система России, как  федеративного государства состоит  из трёх уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей  территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории муниципальных  образований

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  всех субъектов федерации. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах  и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и  служат для аналитических и статистических целей.

Пути  развития и решения проблем бюджетной  политики находят выражение в  ежегодном бюджетном послании Президента РФ. Вся сложность заключается  в их последовательной реализации.

В основу формирования и  реализации бюджетной политики положены стратегические целей развития страны, определенных в ежегодных Посланиях  Президента Российской Федерации.

Главной целью является повышение  уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и  занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка  жилья. В сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан  в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе - пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной  помощи.

Основа для решения  социальных проблем - высокие темпы  устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых  рабочих мест, рост заработной платы  в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей  к государству. Важное значение имеет  снижение налоговой нагрузки на экономику  и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую  свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической  отрасли и других стратегических отраслей экономики.

Обеспечение обороноспособности и безопасности - необходимое условие  для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства - сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

Создание условий для  будущего развития - важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и  внуки будут благодарны старшим  поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а  значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация  самого государства, борьба с коррупцией - необходимые предпосылки для  достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической  проблемы.

Достижение многих из них  определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения. Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.

Однако решающий вклад  в реализацию стратегических целей  развития страны вносит федеральный  бюджет. Основные его параметры существенно  влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальные гарантии осуществляется за счет средств  федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов  Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном  послании Президента Российской Федерации.

 

 

2.Сущность и значение финансовой политики 
Финансовая политика — основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как специфических стоимостных отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию валового общественного продукта государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой. 
 
Во все времена главная цель финансовых отношений, определяющих их необходимость среди других общественных отношений, — обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса и прежде всего воспроизводства производительных сил, как необходимого условия жизнедеятельности, существования и развития как отдельного человека, так и общества в целом. 
 
Воспроизводственный процесс представляет собой совокупность различных общественных потребностей, степень удовлетворения которых зависит, прежде всего, от финансовых возможностей, то есть от имеющихся финансовых ресурсов и от финансового потенциала государства. Поэтому второй главной и непреходящей целью финансовых отношений является такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. 
 
Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Эта деятельность направлена на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализацию той или иной государственной программы экономического и социального развития. 
 
Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества. Поэтому не следует привязывать финансовую политику исключительно к экономической политике.

3.Бюджетно-финансовая политика в рыночной экономике

Важнейшей задачей, которая  возложена на государство, выступает  регулирование экономической жизни. Для ее решения властям необходимо достичь сбалансированности экономического развития. Для этого государство  стимулирует экономический рост, поддерживает определенный уровень  занятости, сдерживает инфляцию, обеспечивает устойчивость национальной валюты и  положительное сальдо платежного баланса.

Для регулирования рыночной экономики государство активно  использует инструменты бюджетно-финансовой политики, которая наряду с его  кредитно-денежной политикой обладает огромными возможностями. Бюджетно-финансовую политику также иногда называют налогово-бюджетной  по основным инструментам, с помощью  которых она воздействует на хозяйственную  ситуацию в стране. Или еще ее именуют фискальной (фиск - латинское  олово, оно означает корзину, в которой  хранили деньги древнеримского легиона).

Бюджетно-финансовая политика - это совокупность экономических  и административных мер, предпринимаемых  правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики, с использованием, главным  образом, бюджетных и налоговых  инструментов.

Бюджетно-финансовая политика государства направлена на регулирование  или изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального  производства, который потребители - предприятия и правительство  готовы купить при любом возможном  уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент совокупного опроса (на потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт), государство в состоянии  подтолкнуть спрос в сторону  его расширения или наоборот, сдержать его.

Оно делает это с помощью  мер бюджетно-финансовой политики, в основном, изменяя государственные  расходы и налоги.

Например, путем уменьшения сбора налогов с населения  можно повысить такой компонент  совокупного спроса, как потребительские  расходы.

Уменьшение налогов на прибыль корпораций приведет к росту  инвестиций - другого компонента совокупного  спроса.

Третий компонент совокупного  спроса - государственные закупки - государство, используя инструменты  бюджетно-финансовой политики, может  стимулировать производство и инвестиционных, и потребительских товаров.

Вмешательство государства  в экономику с целью ее регулирования  осуществляется в двух формах бюджетно-финансовой политики - дискреционной и недискреционной (автоматической).

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика госудраства