Фонд
оплаты труда учителей определяется,
исходя из количества педагогических
ставок и средней ставки учителя
в месяц по тарификации. Тарификационные
списки позволяют определить
общую сумму фонда заработной
платы учителей за один месяц.
Исходя из этих данных и
зная число классов по группам
на 1 января и 1 сентября, нетрудно
рассчитать среднюю ставку учителя
в месяц и фонд заработной
платы за месяцы текущего и
нового учебного года, приходящиеся
на планируемый финансовый год.
Для определения средней ставки
учителя месячный фонд оплаты
труда по каждой группе классов,
установленный на базе тарификационного
списка, делится на соответствующее
этим группам классов количество
педагогических ставок.
Фонда
оплаты труда учебно-вспомогательного
и административно-хозяйтвенного
персонала определяется на основе
штатного расписания и установленных
должностных окладов. Число штатных
единиц зависит от количества
классов в школе и её индивидуальных
особенностей. По учреждениям, реализующим
образовательные программы повышенного
уровня (гимназия, лицеи), а также
по школам с продлённым днём
обучения в штатное расписание
вводятся дополнительные должности.
В дореформенный период по
всем типам учреждений Министерством
образования утверждались типовые
штаты. В настоящее время типовые
штаты отменены, однако они всё
ещё служат основой для выделения
средств на оплату труда. После
согласования с учредителем объёма
финансирования на оплату труда
учреждение самостоятельно определяет
структуру управления деятельностью,
штатное расписание, распределение
должностных обязанностей.
Расходы
на оплату труда планируются
отдельно по педагогическому,
административно-хозяйственному и
учебно-вспомогательному персоналу.
Этот фонда зазывается тарифным.
Кроме того, предусматривается надтарифный
фонд заработной платы заработной
платы на установление за дополнительные
виды работ (проверку тетрадей,
классное руководство и т.п.) и
надбавок за высокое качество работы.
При исчислении надтарифного фонда оплаты
труда применяется следующая методика:
тарифный фонда принимается за 75%, надтарифный
по школам должен составлять не более
25%. Следовательно, чтобы исчислить его
объём, необходимо тарифный фонд разделить
на 75 и умножить на 25. Узаконенный норматив
надтарифного фонда по каждому типу учреждений
различен. Например, по учреждениям дополнительного
образования он составляет 10%, по дошкольным
учреждениям – 12%, по школам – 25%.
Следующей
экономической статьёй расхода
по любому учреждению бюджетной
сферы являются начисления на
фонд оплаты труда. Размер ассигнований
определяется путём умножения
общего фонда оплаты труда
на установленный правительством
РФ норматив. В настоящее время
он составляет 35,8% от общего фонда
оплаты труда.
При
определении необходимых средств
на приобретение предметов снабжения
и расходных материалов рассчитываются
в первую очередь расходы на
питание школьников. Объём ассигнований
зависит от общего контингента
учащихся, среднего числа дней
посещения школьных занятий в
год одним ребёнком, установленной
дневной нормы питания. Кроме
того, отдельно определяются расходы
на питание учащихся, посещающих
группы продлённого дня. Действующая
в настоящее время расчётная
норма расхода на бесплатные
завтраки всех обучающихся составляет
1,5% от минимального размера оплаты
труда. По группам продлённого
дня (ГПД) бесплатные обеды
предоставляются 10% контингента
и льготные (половина размера
стоимости питания) – 15% контингента
учащихся.
Методика
исчисления затрат по другим
статьям расходов по всем типам
образовательных учреждений одинакова.
Значительное место в затратах
на содержание учреждений занимают
коммунальные платежи за отопление,
освещение, водоснабжение и т.п.
Расчётный объём средств зависит
от кубатуры и площади помещений,
условий обеспечения тепловыми
и энергетическими ресурсами.
В городских учреждениях, как
правило, коммунальное обслуживание
учреждений осуществляется по договорам
со специализированными организациями.
По учреждениям, расположенным в сельской
местности и имеющим собственное печное
или паровое отопление, расчёт более сложен.
Расходы исчисляются по нормам расхода
топлива, учитываются действующие цены
на него, продолжительность отопительного
сезона. Как правило, расчётный объём средств
по прочим и коммунальным расходам определяется,
исходя из фактического расхода за ряд
предшествующих лет. В последние годы
из-за недофинансирования коммунальных
расходов у учреждений образования возникает
кредиторская задолженность поставщикам
услуг. Эти суммы также следует учитывать
для планирования расходов на очередной
финансовый год.
Расходы
на приобретение мягкого инвентаря
планируются только по сельским
школам, в которых имеются интернаты
для проживания учащихся, посещающих
школы, расположенные на значительном
расстоянии от места их постоянного
проживания. Более типичны эти
затраты дл дошкольных и интернатных
учреждений. Планируемые суммы осуществляются
в зависимости от наличия постельных
принадлежностей, одежды и обуви,
потребности в них, цены продукции.
Аналогично планируются расходы
на оснащение учреждений учебным,
хозяйственным и технологическим
оборудованием и инвентарём.
Исчисленные
учреждением объёмы необходимого
бюджетного финансирования оформляются
сметой доходов и расходов. В
смете указываются наименование
и адрес учреждения, соответствующие
коды бюджетной классификации,
приводится свод утверждённых
расходов по каждой экономической
статье с поквартальным распределением.
Аналогично
школам планируются расходы на
начальное, среднее и высшее
профессиональное образование. Учреждения
начального профессионального образования
имеют целью подготовку работников
квалифицированного труда (рабочих
и служащих) по всем направлениям
общественно полезной деятельности.
Главной задачей учреждений этого
типа является создание необходимых условий
для получения гражданином конкретной
профессии (специализации) соответствующего
уровня квалификации с возможностью повышения
общеобразовательного уровня обучающихся,
не имеющих среднего (полного) образования,
а также ускоренного приобретения трудовых
навыков для выполнения определённой
работы. Виды учреждений начального профессионального
образования: профессиональное училище;
профессиональный лицей; учебно-курсовой
комбинат (пункт); учебно-производственный
центр; техническая школа; вечернее (сменное)
профессиональное училище. Профессиональна
подготовка граждан может осуществляться
также в межшкольных учебных комбинатах;
в образовательных подразделениях организаций,
имеющих соответствующие лицензии; в порядке
индивидуальной подготовки у специалистов;
в частных учебных заведениях.
Подготовку
квалифицированных специалистов
со средним профессиональным
образованием осуществляют образовательные
учреждения среднего профессионального
образования (средние специальные
учебные заведения). К ним относятся:
техникумы (училища, школы), колледжи,
техникумы-предприятия. Отличительной
особенностью колледжа является
то, что в нём обеспечивается
повышенный уровень (по сравнению
с техникумом) квалификации обучающихся.
В техникуме-предприятии осуществляется
не только образовательная, но
и профессиональная деятельность
в соответствии с профилем
подготовки учащихся.
Учреждения
высшего профессионального образования
призваны обеспечить потребности
личности в приобретении высшего
образования и квалификации в
избранной области профессиональной
деятельности. Этот тип учреждений
подразделяется на следующие
виды: университет – высшее учебное
заведение, деятельность которого
направлена на развитие образования,
науки и культуры путём проведения
фундаментальных научных исследований
и обучения на всех уровнях
высшего, послевузовского дополнительного
образования по широкому спектру
естественнонаучных, гуманитарных и других
направлений науки, техники и культуры;
академия; институт. Академия в отличие
от университета осуществляет подготовку
специалистов высшей квалификации и переподготовку
руководящих специалистов определённой
отрасли (преимущественно одной из областей
науки, техники, культуры). Институтом
называется самостоятельное высшее учебное
заведение или структурное подразделение
университета (академии), реализующее
профессиональные образовательные программы
по ряду направлений науки, техники и культуры.
За
истекшие 10 лет численность учащихся
в учреждениях начального профессионального
образования снизилась на 20%, в
то время как число студентов
вузов возросло почти в полтора
раза. Рост показателей по высшей
шкале связан с развитием негосударственной
сети учреждений и расширением
приёма в государственные вузы
на основе полного возмещения
затрат на обучение.
Одним
из важных показателей для
расчёта расходов на профессиональное
образование служит число студентов
на одного преподавателя.
При
определении расходов на содержание
учреждений профессионального образования
шире, чем по дошкольной и школьной
сети, применяется нормативный способ
расчёта расходов. Однако при
расчёте используются не реальные
нормативы финансовых затрат, а
нормативы минимальной бюджетной
обеспеченности.
Они
устанавливаются путём деления
заранее определённой суммы бюджетных
ресурсов на контингент обучающихся
за счёт бюджетных средств.
Отличительной чертой структуры
расходов на профессиональное
образование по сравнению с
затратами на общее образование
является выделение средств на
обеспечение студентов стипендиями.
В соответствии с законодательством
учреждения среднего и высшего
профессионального образования
самостоятельно формируют объём
стипендиального фонда и порядок
его использования. Стипендии, как правило,
подразделяются на академические и социальные.
Реформа
образования и введение новых
принципов его финансирования
в большей степени касаются
высшего и среднего профессионального
образования. В настоящее время
намечено проведение эксперимента
по отработке финансового обеспечения
системы образования на основе
финансовых именных финансовых
обязательств (ГИФО). С помощью системы
ГИФО предполагается уравнять
в правах на получение бюджетного
финансирования учебные заведения
любой формы собственности. Считается,
что новая система финансирования
позволит обеспечить доступ абитуриентов
к наиболее качественным и
разнообразным услугам образования
и повысить его доходность. Если
бы государственные финансовые
нормативы покрывали реальные
затраты стандартного обучения,
такая модель позволила бы
увеличить общий объём ресурсов,
направляемых на подготовку кадров.
Внедрение
ГИФО является значительным шагом
на пути к нормированию средств,
выделяемых на профессиональное
обеспечение. Однако в современных
условиях трудно обеспечить реальный
выбор места учёбы, поскольку
номинальная стоимость данной
ценной бумаги будет значительно
ниже реальных затрат на обучение
одного студента. Новый способ
финансирования предполагает отказ
от системы постатейного планирования
расходов на содержание вузов.
Стоимость ГИФО будет дифференцироваться
в зависимости от категории
сертификата, выдаваемого выпускникам
школ по результатам аттестации.
В программных документах говорится,
что указанная система нормативов
найдёт отражение в федеральном
бюджете. При этом объём расходов
бюджета, предусмотренных на цели
высшего и среднего профессионального
образования останется без изменения.
Рассмотрение
отдельных элементов расходов
по трём типам учреждений образования
показывает многогранность проблем
отрасли, значительное число которых
связанно с несоответствием правового
обеспечения и реальной практики выделения
средств. Независимо от применяемых при
планировании методик жёсткая бюджетная
политика предопределяет необходимость
учитывать при формировании бюджетов
не только потребность, целесообразность,
актуальность расходов, но и финансовые
возможности государства по их осуществлению.
2.2. Сравнительный анализ финансирования
расходов на
образование в 2005 году.
Далее
представлен анализ финансирования
расходов на образование в
2005 году и его сравнение с
финансированием образования в
2004 году. Поводом для детального
сравнительного анализа послужило
изменение бюджетной классификации
ввиду разграничения полномочий
бюджетов разных уровней. При
этом из сферы бюджетного регулирования
собирались исключить ряд статей
и видов расходов, а именно: стипендии
студентов, аспирантов и докторантов,
зарплата работников бюджетных
учреждений, в системе образования
и науки, затраты на питание.
Расходы
на образование из федерального
бюджета в 2005 году составили
154 456,6 млн. рублей. По консолидированному
бюджету эти расходы составили 762,1 млрд.
рублей (в 2004 году – 531,2 млрд. рублей). Доля
расходов на образование в общих расходах
федерального бюджета составила 5,1% против
5,9% в 2004 году. Снижение этого показателя
коренится в передаче финансирования
большей части учреждений начального
и среднего профессионального образования
(в объёме 24,8 млрд. рублей) в регионы. Проект
бюджета-2005 увеличение зарплат работникам
федеральных бюджетных учреждений с 1
января в 1,2 раза. На реализацию этих проектов
было выделено 19,8 млрд. рублей.
Бюджет
2005 года по отрасли образования
(консолидированные расходы и
бюджетов региональных, и бюджета
федерального) весьма серьёзно отличались
от того, что было в 2004 году. По расчётом
Минфина и правительства общие расходы
на образование возросли до 40%. То есть
с 531 млрд. до 762 млрд. рублей. Если брать
только федеральный бюджет, то там есть
две величины, которые тоже можно сравнить:
общие расходы бюджета и расходы на образование.
Так, общие расходы в федеральном бюджете
возросли на 14,6% по сравнению с расходами
в 2004 году, и расчёты показали, что расходы
на образование из федерального бюджета
были увеличены на 20%. Сравнив эти две величины
можно заметить, что рост расходов на образование
обогнал рост расходов по всем отраслям
в целом.