Бюджетные средства на финансирование образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 08:14, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе можно выделить следующие цели:
- дать общую характеристику системе образования в РФ;
- рассмотреть основные источники финансирования образования;
- дать сравнительную характеристику расходам на образование;
- перечислить проблемы финансирования образования и предложить возможные пути их решения.

Содержание работы

Введение 3
1. Система образования и её финансирование 4
1.1. Общая характеристика системы образования и источники её финансирования 4
1.2. Организация финансирования расходов бюджетов на образование 10
2. Бюджетные средства на финансирование образования 17
2.1. Расчётные показатели и порядок планирования бюджетных средств на содержание учреждений дошкольного, основного (общего) и профессионального образования 17
2.2. Сравнительный анализ финансирования расходов на образование в 2005 году 31
2.3. Расходы на образование в 2006 году 32
3. Проблемы бюджетного финансирования образования 35
3.1. Основные проблемы бюджетного финансирования образования 35
3.2. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования 37
Заключение 41
Список используемой литературы 42
Приложение 1 43
Приложение 2 44

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 66.31 Кб (Скачать файл)

  Из  внутренней структуры бюджета  видно, что по ряду направлений  рост финансирования значительно  превысил рост в среднем по  отрасли и федерального бюджета  вообще. В качестве положительной  черты можно отметить, что с  1 2004 года сентября был увеличен  почти в пять раз стипендиальный  фонд, рассчитанный на поддержку  студентов (с 5% до 25 %), и та же  сумма была заложена в бюджет-2005.

 

2.3. Расходы на образование в  2006 году.

 

Соответствующие расходы сформированы в размере 201408,9 млн. рублей с приростом против 2005 года, в том числе на оплату работающих в системе образования  – 98853,5 млн. рублей (приложение 1).

  Расходы  на национальные проекты в  области образования в размере  4,9 млрд. рублей по разделу «Межбюджетные  трансферты». В январе 2006 года  расходы по разделу «Образование»  дополнительно увеличены за счёт  перераспределения некоторых доходов  бюджета в 2005 году.

  В  2006 увеличен размер стипендий  учащихся и студентов образовательных  учреждений  начального и среднего  профессионального образования  со 140 до 210 рублей, а стипендий аспирантов  и докторантов государственных  образовательный учреждений высшего  профессионального образования  и научных организаций – соответственно  до 1500 рублей и 3000 рублей. Также повышены стипендии правительства РФ для аспирантов до 3000 рублей, для студентов высших учебных заведений – до 1200 рублей, для студентов среднеспециальных учебных заведений – до 700 рублей. Дополнительно из средств федерального бюджета для выплаты указанных специальных стипендий потребовалось 19 млн. рублей в год. Из средств федерального бюджета для выплаты стипендий президента РФ потребовалось 14,2 млн. рублей, чтобы повысить соответствующие стипендии для студентов – до 1600 рублей, для аспирантов – до 3000 рублей.

На обеспечение  деятельности образовательных учреждений, предоставляющих образовательные  услуги в сфере национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, предусмотрено 43263,8 млн. рублей (прирост против 2005 г. – на 6311,9 млн. рублей, или 17,1%), в том числе  на оплату труда работников с учётом индексации денежного довольствия  военнослужащих, приравненных к ним  лиц и государственных служащих – 32174,9 млн. рублей (включая начисление)).

В составе  расходов на образование ассигнования на содержание работников центральных  аппаратов отдельных федеральных  органов исполнительной власти в  сфере образования учтены в размере 539 млн. рублей, что больше, чем в 2005 году, на 23,6%.

Эти расходы  определены с учётом дополнительных ассигнований, необходимых на финансирование проектируемого увеличения численности  работников центрального аппарата Федерального агентства по образованию, в связи  с передачей в их ведение от федеральных органов исполнительной власти 650 учебных заведений.

  Индексация (повышение) оплаты труда работников  федеральных государственных учреждений  в 2006 году будет осуществляется  в рамках решения задачи, поставленной  в Послании президента РФ Федеральному  собранию РФ на 2005 год (приложение 2).

  В  целом фонд оплаты труда работников  федеральных государственных учреждений, оплачиваемых по ЕТС, возрос  по сравнению с 2005 г. На 43,3 млрд. рублей и составил 242,1 млрд. рублей. На повышение оплаты труда  федеральных государственных учреждений  в 2006 году потребовалось дополнительно  29,1 млрд. рублей, без учёта досчёта  условий, сопоставимых с 2005 годом.  Уровень реальной заработной  платы в 2006 году увеличивается  на 11,1%, что позволяет удвоить  за 2005-2007 гг. заработную плату в  номинальном выражении. В реальном  выражении заработная плата за  указанный период возрастает  в 1,52 раза.

 

Глава 3. Проблемы бюджетного финансирования образования.

 

3.1. Основные проблемы бюджетного  финансирования 

образования.

 

1. Характерной  особенностью современного состояния  бюджетного финансирования образования  является недостаток выделяемых  средств для нормального функционирования  бюджетных заведений. Считается,  что финансироваться из бюджета  должны лишь основные виды  расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются  даже те расходы, которые предусмотрены  законами «Об образовании» и  «О высшем и послевузовском  профессиональном образовании». Приоритеты  при финансировании конкретных  статей расходов определяются  таким образом:

  - оплата  труда;

  - стипендия;

  - трансферты;

  - оплата  коммунальных услуг;

  - остальные  виды расходов.

  Такая  оценка значимости расходов связана  с тем, что действующее законодательство  установило достаточно большую  зону ответственности государства  за обеспечение определённого  уровня финансирования образования:

  - выделение  на нужды развития образования  не менее 10% национального дохода, в том числе на высшее профессиональное  образование – не менее 3% расходной  части федерального бюджета;

  - установление  уровня оплаты труда работников  образования в зависимости от  уровня оплаты труда в промышленности;

  - введение  социальных доплат, надбавок для  работников образования.

  Выполнение  всех обязательств, взятых на  себя государством, требует увеличения  ассигнований на образование  из федерального бюджета по  разным оценкам в 2-4 раза, что,  очевидно, невыполнимо. 

  2. Действующий  порядок бюджетного финансирования, установленный БК РФ, характеризуется  наличием противоречий с действующим  законодательством об образовании,  а также внутренних противоречий, недостатков и неясностей, усугубляющихся  практикой его применения. Это  снижает эффективность использования  бюджетных средств, приводит к  значительным трансакционным издержкам.

  3. Нормативно-методическая  база бюджетного финансирования  образования в основном опирается  на документы и материалы, разработанные  для условий планово-директивной  экономики и отсутствия выраженного  дефицита бюджетных средств. В  современных условиях это порождает  ряд проблем, решить которые  не удаётся.

  4. В  законодательной базе, определяющей  процедуру бюджетного финансирования  образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций  решать возникающие частные вопросы  финансирования, руководствуясь единственным  критерием – целями, на достижение  которых направляются бюджетные  средства. Такое положение обусловлено  принятой в настоящее время  трактовкой определения целевого  характера использования бюджетных  средств, не связанного ни с  образовательным процессом, ни  с его результатами, а основанного  исключительно на соблюдении  установленных сметных назначений  в рамках экономической бюджетной  классификации. 

  5. Возможности  маневрирования ресурсами носят  ограниченный характер, связанный  с необходимостью строгого соблюдения  установленных бюджетных процедур.

  Всё  это позволяет предположить, что  бюджетная (финансовая, экономическая)  политика государства (точнее, финансовых  органов) направлена в первую очередь на учёт и контроль бюджетных средств, а не обеспечение деятельности сферы образования.

 

3.2. Предложения по решению проблем бюджетного

финансирования.

 

1. Необходимо  упорядочить бюджетное законодательство, в частности внести уточнения  в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие:

  - передачу  права утверждения сводной сметы  доходов и расходов учреждения, в том числе образовательного, руководителю этого учреждения;

  - включение  бюджетополучателей в процедуру  разработки бюджета. Это обусловлено  тем, что действующий порядок  распределения бюджетных средств,  и установленное законодательством  требование перехода к нормативам  финансирования должны предусматривать  объективно сложившиеся особенности  отдельных бюджетных учреждений, образовательных, связанных с  их профилем, материальной базой,  территориальным расположением  и др. факторами, которые не  могут быть в полной мере  учтены главными распорядителями  бюджетных средств, составляющих  проект бюджета;

  - пересмотр  срока доведения уведомлений  о бюджетных ассигнованиях до  бюджетных учреждений и его  увеличение до 30 дней с момента  утверждения сводной бюджетной  росписи расходов независимо  от уровня бюджета;

  - доведение  уведомлений о бюджетных ассигнованиях,  объёмах доходов и расходов  и лимитов бюджетных обязательств  одной строкой;

  - предоставление  права бюджетополучателям осуществлять  расходование средств бюджета  в пределах общей суммы финансирования, самостоятельно определяя их  распределение по статьям экономической  классификации. При этом финансирование  также должно осуществляться  одной строкой, а не постатейно, как это делается сейчас;

  - корректировку  росписи расходов бюджета на  основе фактически произведённых  расходов в соответствии с  кодами бюджетной классификации,  предоставленными в бухгалтерском  отчёте за конкретный отчётный  период;

  - передачу  утверждённой сметы доходов и  расходов в течение одного  дня со дня её получения  бюджетным учреждением или со  дня её утверждения руководителем  организации (если такое право  ему будет предоставлено);

  - компенсацию  по решению судебных органов  морального и материального ущерба  бюджетному учреждению казначейством  в размере, превышающем размер  недофинансирования, повлекшего указанный  ущерб;

  - сохранение  за бюджетным учреждением остатка  средств, обоснованно образовавшегося  по состоянию на 31 декабря текущего  года на счёте бюджетного учреждения; наделение руководителя бюджетного  учреждения правом на установление  порядка, сроков и целевого  назначения расходования этого  остатка, включая составление  учреждением отдельной сметы  расходования этих средств.

  2. Необходимо  при определении объёмов бюджетного  финансирования образования на  очередной финансовый год руководствоваться  следующими принципами:

  - общий  объём бюджетного финансирования  образования должен быть увеличен  в соответствии с положениями  Национальной доктрины развития  образования и программными документами  Правительства РФ, предусматривающими  опережающий рост бюджетных ассигнований  в эту сферу деятельности;

  - в  качестве приоритетных статей  экономической классификации, по  которым должно быть предусмотрено  увеличение по обоснованным расчётам, необходимо выделить оплату труда,  трансферты, расходы на обеспечение  учебного процесса, комплектование  библиотек, проведение учебно-производственных  практик, проведение учебно-научных  студенческих семинаров и конференций, обеспечение учебными материалами и пособиями и т.п., приобретение учебного и научного и учебно-производственного оборудования, капитальный и, особенно, текущий ремонт. Необходимо также предусмотреть увеличение расходов на оплату коммунальных услуг. При этом финансирование должно выделяться одной строкой.

  3. Целесообразно  изменить подходы к бюджетному  финансированию капитального ремонта  и приобретения оборудования  для образовательных учреждений, переведя эти расходы из раздела  14 «Образование» функциональной  классификации в федеральную  адресную инвестиционную программу  или формируемый в составе  бюджета бюджетный фонда развития  образования. Это позволит:

  - обеспечить  концентрацию финансовых ресурсов  на действительно важных направлениях, требующих значительных инвестиций;

  - повысить  обоснованность проводимых работ,  осуществляемых закупок и т.д.  вследствие применения отработанных  процедур реализации инвестиционных  проектов и использования опыта  специалистов в этой области;

  - обеспечить  правила взаимодополнения бюджетных  и внебюджетных ресурсов при  решении единых инвестиционных  задач без нанесения финансового  урона учреждению.

  4. Необходимо  отказаться от практики централизованного  планирования структурных и организационных  преобразований в сфере образования,  сделав основной упор на постепенный  запуск механизмов саморегулирования.

  5. При  переводе стипендий в разряд  адресных социальных выплат следует  сохранить порядок их назначения  через образовательные учреждения, т.е. через места фактического  нахождения учащихся, а не места  их проживания.

Информация о работе Бюджетные средства на финансирование образования